Программа для первого класса задумана как часть учебного курса для младших школьников, направленного на формирование учебной мотивации и развитие универсальных учебных действий. В этот курс входят программы для первого, второго и третьего классов. Таким образом, этот курс состоит из трех частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение и, в то же время, является частью системы.
В основу программы положены идеи известных психологов Л.С. Выгодского, М.И. Чистяковой, Р.П. Овчаровой, А.И. Савенкова.
Программа интересна и своевременна, потому что нацелена на формирование универсальных учебных действий (УУД). В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Конечно, формирование УУД - это задача, которая стоит перед всеми педагогами современной школы. Однако, практика показывает, что педагоги по-прежнему нацелены на то, чтобы на уроке дать ученику предметные знания в полном объеме. Ведь именно это определяет сегодня успех на олимпиадах и государственных экзаменах. Кроме того, не всегда педагоги владеют необходимыми техниками, направленными на развитие у ребенка универсальных учебных действий. Поэтому основная нагрузка в этом плане падает на плечи школьного психолога.
Наша программа уникальна тем, что психолог, учитывая возрастные психологически особенности гимназистов, последовательно, день за днем формирует у детей универсальные учебные действия. Хочется подчеркнуть еще одну очень важную особенность программы- она формирует у детей уникальный, исследовательский подход к учебе. Именно исследовательскую деятельность мы стремимся положить в основу формирования УУД.
Поддержание и активизация исследовательской активности школьников является важнейшей задачей этой программы.
Таким образом, главной целью программы стало формирование у школьников основ научного мышления, универсальных метапредметных навыков, так необходимых при обучении в основной и старшей школе.
Реализуя программу, мы ставили перед собой следующие задачи:
- Научить осознанно использовать свой творческий потенциал изучить и оценить себя как познающего субъекта;
- Развить познавательный интерес и сформировать мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности;
- Развить познавательные способности учащихся;
- Передать детям культуру исследовательской деятельности, научить нормам научного исследования;
- Сформировать навыки работы с научным текстом: умение выделять главное, давать определения, сравнивать, задавать вопросы и т.д.;
- Познакомить с методами научного исследования - наблюдением, тестом, экспериментом;
- Совершенствовать библиотечно-поисковые навыки;
- Формировать навык презентации своего проекта классу;
- Сформировать навыки групповой работы, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Таким образом, уже в первом классе у ребенка формируются метапредметные навыки, появляются первичные представления о научном исследовании. Наши первоклассники даже имеют возможность защитить свой собственный исследовательский проект. Конечно, при создании такого проекта ребенок нуждается в помощи взрослого - педагога-психолога или родителей. Делают такие проекты не все первоклассники, а только те, кто хочет показать одноклассникам свою работу, рассказать о своем научном интересе. Презентации таких работ всегда интересны для всех детей. Они служат для них ориентиром в их собственной исследовательской работе.
Для всех остальных первоклассников на уроках организуется так сказать “учебное” исследование. Это необходимо, чтобы познакомить детей с понятием “Научное исследование” и его структурой. Такое исследование проходит в четыре этапа:
1. Выбор темы исследования;
2. Постановка вопросов;
3. Исследование, в ходе которого ответы записывают на листочки и классифицируют;
4. Подведение итогов.
Все это развивает умение четко и ясно излагать собственные мысли, знакомит ребенка с сущностью научного исследования.
Особенностью программы для первоклассников является то, что в ней большое место адаптации к школе. Работа начинается с формирования позитивного отношения к гимназии, учебе, своему классу. Только при наличии позитивной мотивации и создании благоприятного психологического климата в классе возможна продуктивная познавательная деятельность ученика. Следующий блок программы посвящен очень важному для ученика новообразованию – формированию произвольного внимания и памяти. Далее первоклассники знакомятся с методом наблюдения. Этот исследовательский метод самый древний, в тоже время он всегда актуальный и хорошо понятный маленьким детям. Для того, чтобы наблюдение было наиболее полным и многогранным дети знакомятся с понятием “Признак”. Первоклассники учатся выделять признаки предметов окружающего мира, признаки абстрактных понятий (слов, чисел, геометрических фигур), они учатся делать описания и решать логические задачи. Наконец, в конце этого этапа, совпадающего с концом первого класса, они знакомятся с понятием “Научное исследование” и учатся делать презентацию своего исследования, происходит формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя. Таким образом, все блоки программы органично связаны между собой.
Программа построена в виде уроков, может проводиться с большим количеством детей (например, с классом) и не требует большого и дорогостоящего методического материала. Особенность нашей программы еще и в том, что на уроках часто используется игра. Именно из этого вида деятельности, так хорошо знакомого дошкольникам, вырастает на наших занятиях интерес к учебной деятельности, к познанию и общению.
В учебном процессе используются следующие формы работы:
- дискуссия – коллективная работа класса по постановке учебных задач, обсуждению результатов;
- презентация – предъявление учащимися результатов самостоятельной работы;
- групповая работа;
- самостоятельная работа учащихся:
а) работа над совершенствованием навыка;
б) творческая работа;
в) исследовательская работа.
Курс изучается в рамках внеклассной деятельности в общем объеме 34 часов (1 час в неделю).
Стартовый контроль осуществляется с помощью стандартизированного теста на готовность к школьному обучению и теста Лускановой.
Итоговый контроль, проведённый при помощи стандартизированной методики определения умственного развития Э.Ф. Замбацявичене в конце года, показывает, что уровень умственного развития наших учеников характеризуется как высокий и средний. При этом высокий уровень умственного развития показывают 70 процентов учащихся. Программа “Юный исследователь” реализуется в нашей гимназии в течение 10 лет и дает очень хорошие результаты. Ученики, посещающие эти внеурочные занятия, отличаются от своих одноклассников организованностью, желанием учиться, хорошей успеваемостью. Многие из них участвуют в олимпиадах и конкурсах.
Пример одного из занятий нашей программы приводится ниже.
Тема: Как правильно задавать вопросы.
Цель: Научить пользоваться простыми вопросами, выделять их в тексте, пользоваться вопросами для структурирования текста
Задачи:
- познакомить с основными вопросами, их значением для исследовательского поиска;
- научить детей использовать вопросы, не бояться их задавать;
- вырабатывать у детей социально ценные навыки поведения, общения, группового согласованного действия.
Оборудование: магниты, рыбки из картона, скрепки.
В начале урока класс разбивается на 2 – 3 команды. Дети выбирают название команды и капитана.
Упражнение 1. Угадай тему урока.
На доске написана анаграмма из слова вопросы “ПРО ОСЫВ”. Психолог объясняет детям, что именно вопросы помогают узнать что-то новое, поэтому не нужно бояться их задавать, это интересно и весело.
Упражнение 2. На что похож знак вопроса?
Из множества предложений педагог выбирает аналогию с крючком: “Действительно, ребята вопрос похож на крючок, на который ловятся интересные мысли, идеи. Мы закидываем этот крючок и некоторое время ждем — вдруг что-то выловим? Вопрос никогда не подводит на него “ловятся” знания и мысли. Только таких крючков-вопросов несколько, и каждый из них “ловит” свою “рыбку”. Какие вопросы вы знаете?”. Дети называют вопросы, которые преподаватель записывает на доске. Постепенно учащиеся приходят к выводу, что из всей массы вопросов можно выделить шесть основных: “Что?”, “Кто?”, “Где?”, “Когда?”, “Почему?”, “Как?”, “Что делает?”. Эти основные вопросы дети записывают в тетради. “Вот основные крючки, которыми пользуется юный исследователь, чтобы узнать, что-то новое. Попробуем устроить настоящую рыбалку”. Педагог- психолог достает “удочку” - палку с привязанной к ней веревкой и магнитом. Затем показывает ученикам “рыбок”. Рыбки вырезаны из картона, к каждой из них прикреплена скрепка. На обратной стороне рыбки написаны слова. “Первый наш крючок – вопросы Кто? и Что?”. Попробуем отгадать какие рыбки – слова попадутся на этот крючок”. Ребенок закидывает импровизированную удочку, чтобы вытянуть ответы на такие, например, вопросы: “Кто самый умный?”, “Кто любит гулять по крышам?”. “Кто лучше всех умеет прыгать?”, “Кто самый быстрый?”. Дети приходят к выводу, что на этот крючок ловить можно главных героев предложения. “Теперь я добавлю других рыбок, которые отвечают на вопрос что делают наши герои. Это поможет нам сочинить веселые истории”. Рыбки разного цвета, в зависимости от того вопроса на который они отвечают. Благодаря этому можно легко составить смешные, неожиданные предложения и даже небольшую историю Для этого нужно только попросить детей “вытягивать” рыбок разного цвета. По очереди приглашаются желающие из команд.
Упражнение 3. Кластер.
“Вопросы помогают нам пользоваться информацией. Они раскладывают ее по ящичкам, делают удобной. Опираясь на вопросы мы легко можем все узнать о любом предмете или явлении”. Далее на доске составляется кластер для слова “Колобок”. Ученики рисуют кластер в тетради. Далее детям предлагают вспомнить сказку “Колобок” и задать вопросы о колобке. Команды по очереди задают вопросы. Преподаватель вместе с детьми определяют лучший вопрос. При этом объяснив, что вопросы могут быть и “хитрыми”, т.е. заставляющими думать, например – “Почему Колобок убежал от дедушки и бабушки?”.
Упражнение 4.Логическая игра.
Детям предлагают угадать что за предмет спрятан в коробке. Для этого они должны задавать преподавателю вопросы. Баллы команда получает за те вопросы, которые продвигают группу в угадывании предмета. За использование шести основных вопросов команде начисляются дополнительные баллы. Например, вопросы могут быть такими: “Это живое?”, “Это растение?”, “Где оно растет?” и т.д.
Упражнение 5. Фантастические вопросы.
“Задай три необычных вопросах машине времени. Первый вопрос из настоящего-какой вопрос вы можете задать в конце нашего урока? Второй я попрошу задать из будущего. Представьте себя на уроке психологии через неделю. Что бы вы хотели спросить? Третий вопрос из прошлого о чем бы вы могли спросить в начале урока?”.
Подводятся итоги, выявляется группа, которая работала лучше других. Эти ученики награждаются наклейками за хорошую групповую работу.