Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. С третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Совершенствование памяти у младших школьников связано в первую очередь с приобретением и усвоением таких способов и стратегий запоминания, в основе которых лежит организация запоминаемого материала. Приемы смыслового запоминания, логическая память требуют специальных усилий.
Представленная программа включает в себя как диагностический аспект, так и развивающий. При развитии памяти необходимо учитывать индивидуальные психофизиологические особенности функционирования психического процесса памяти, то есть особенностей восприятия, хранения и дальнейшего воспроизведения информации.
Целью представленной программы является:
1) Диагностика, которая предполагает выявление индивидуальных особенностей восприятия;
2) Развитие памяти у младших школьников (с использованием упражнений, игр, обучающих техник).
Основные этапы программы и проводимые мероприятия:
Развитие памяти у младших школьников
этапы | мероприятия |
1. Диагностический | Определение преобладающего типа памяти. |
2. Развивающий урок | “Пиктограмма” – обучение методике опосредованного запоминания. Конкурс на лучший (минимальный) опосредованный образ (зарисовку), для запоминания слова. |
3. Игровой урок | Упражнение “Запомни слова”;
Упражнение “Воришки и сыщики”. |
4. Развивающий урок | “Как запомнить текст?” Обучение мнемотехникам. Задания по группам. Запомнить текст с помощью одной из мнемотехник. |
Основными направлениями работы являются: диагностическая и развивающая. Диагностическая работа заключается в определение “сильных” сторон памяти учащихся.
Развивающая проходит в форме уроков – привычная деятельность для младших школьников, которая предполагает серьезное отношение к содержанию занятия. Также используется игра, так как в данном возрасте она мотивирует к активной деятельности.
Перейдем к описанию содержания основных программ и мероприятий:
мероприятие | содержание |
Определение преобладающего типа памяти. | Учащимся поэтапно предлагается 10 слов
для запоминания. 1) на слух 2) зрительное запоминание 3) моторно-слуховое 4) комбинированное. Затем психолог подсчитывает процент правильно воспроизведенных слов по каждому из этапов для каждого учащегося. Таким образом, выявляется преобладающий тип памяти. Данная информация поможет учителю опираться на сильные стороны учащегося в учебной деятельности. |
“Пиктограмма” | Обучение методике опосредованного запоминания слов. Использование абстрактных образов. Конкурс на лучший (минимальный) опосредованный образ (зарисовку), для запоминания слова. |
Упражнение “Запомни слова”. | 10 учащихся выходят к доске. Первый называет слово, второй слово первого и свое и так далее (психолог фиксирует слова, выбранные учащимися). Затем каждый из 10 повторяет все 10 слов. Также слова повторяют те, кто не выходил к доске. Игра проводится в два этапа, чтобы все ученики класса смогли принять участие. Рефлексия (было ли сложно, как запоминали, что понравилось). |
Упражнение - игра “Воришки и сыщики”. | Учащиеся делятся на две команды. Первая команда в течение нескольких минут изучает (зрительно запоминает) классное помещение, затем выходит. Вторая команда “воришки” что-то убирает, переставляет. Психолог фиксирует это. Затем возвращается первая команда “сыщики” – их задача найти то, что изменилось. Следует отметить, что здесь также проверяется внимательность учащихся. Учащиеся меняются командами и проделывают то же самое. |
Упражнение “Как запомнить текст?”. | С учащимися разбирается сложный текст
для запоминания. Предлагаются различные
мнемотехники. 1. Группировка материала – изучаемый материал делится на части или группы. 2. Пиктограмма - опосредованное запоминание. 3. Ассоциации – образное представление, привлечение разнообразных ассоциаций. 4. Опорные пункты – выделение основных мыслей, составление плана. 5. Структурирование материала – установление связей, отношений внутри запоминаемого материала, благодаря чему он начинает восприниматься как целое. |
Развивающие упражнения и техники запоминания могут в дальнейшем практиковать как педагоги с учениками, так и сами учащиеся.
Рекомендации учителю на уроках:
- Использовать на уроках установку на запоминание, стараться заинтересовать учащихся новым материалом.
- Предлагать ученикам использовать ранее изученные мнемотехники.
- Помочь ребенку найти свой индивидуальный стиль запоминания, стимулировать и развивать его память.
В работе педагогу необходимо учитывать индивидуальные различия в памяти школьников – это преобладание одного из типов памяти, способности запоминать разные по силе раздражители, скорости перехода заучиваемого материала из кратковременной памяти в долговременную.
Задача психолога и учителя - помочь ученику научиться продуктивно использовать свою память. Так же необходимо в этой работе предоставить рекомендации родителям по результатам выявленных особенностей, и проконсультировать по использованию методик и упражнений, стимулирующих развитие памяти ребенка.