Цели: формализация текстовой задачи в математическую модель с использованием ЭТ, развитие интереса к предмету, профориентация.
Задачи: уметь применять возможности ЭТ для решения конкретных жизненных задач; знать и использовать правила ввода формул в ЭТ; уметь форматировать данные в ЭТ, вставлять рисунки, сохранять документ в нужном формате.
Оборудование: компьютерный класс с мультимедиа проектором, инструкции с заданиями, таблица калорийности готовых блюд, карточка с критериями оценивания задания, презентация “Составляем меню на день”.
План урока:
- Введение в тему урока. Постановка целей, задач урока. Демонстрация презентации.
- Повторение основных правил ввода данных в ЭТ.
- Практическая работа.
- Итог урока.
Ход урока
Введение в тему урока. Постановка целей, задач урока.
Ребята, а вы сказки любите?
В русских народных сказках обязательно упоминается о еде. Даже у А.С. Пушкина: “...И я там был, мёд-пиво пил...” Мы каждый день едим дома, в гостях, в школьной столовой.
А кто же готовит еду?
Чтобы приготовить еду, надо составить меню.
Демонстрация презентации “Составляем меню на день”. Слайд 1.
Что такое меню?
Слайд 2.
Меню – перечень блюд и напитков, подаваемых в кафе, ресторане, в любом пункте питания.
Где можно составить меню?
Ребята отвечают, что возможно составление меню на бумажных или электронных носителях. Далее выясняются преимущества составления меню в программе Exsel. Ребята постепенно приходят к цели урока, задачам.
Слайд 3 “Преимущества создания меню в MS Excel”.
Итак, на уроке необходимо составить меню на завтрак, обед и ужин в программе Exsel.
Слайд 4.
Оформить лист, используя заливку, границы, вставить подходящий рисунок. Сохранить в своей папке под именем “Меню”.
Повторение правил техники безопасности на компьютере, правил ввода данных в ЭТ, относительная и абсолютная адресация в ЭТ.
Слайд 5 “Правила ввода данных в MS Excel”.
Разные отображения данных в ЭТ (число, формула).
Слайд 6 – выбор формата ячейки.
Слайд 7 – использование формул в ЭТ.
Слайд 8 – назвать верную запись для формул в ЭТ (Верный ответ изменяет цвет).
Слайд 9 – вычисление суммы несколькими способами.
Слайд 10 – подведение итогов.
Инструктаж по выполнению практической работы. Весь раздаточный материал можно напечатать на бумаге и раздать выполняющим работу или собрать в одной папке “Меню” на каждом компьютере.
Слайд 11 – инструктаж по выполнению работы.
Слайд 12 – примерная работа на отметку “3”.
Слайд 13 – примерная работа на отметку “4”.
Подведение итогов урока, выставление оценок в соответствии с критериями. Лучшие работы демонстрируются классу. Авторы представляют свою работу, поясняют, для какой категории потребителей предназначено меню.
Приложение 1
Таблица калорийности готовых блюд
блюдо | Всего килокалорий |
Борщ из свежей капусты | 30 |
Борщ из квашеной капусты | 47 |
Суп с макаронами | 247 |
Суп гороховый | 242 |
Окрошка мясная | 269 |
Щи из свежей капусты | 88 |
Лапша домашняя | 431 |
Гуляш говяжий | 180 |
биточки | 235 |
плов | 359 |
шницель | 168 |
Отварная рыба | 70 |
Филе морского окуня | 140 |
винегрет | 128 |
Салат из капусты | 83 |
Салат из огурцов | 76 |
Салат из помидоров | 108 |
Каша гречневая | 197 |
Каша рисовая | 152 |
Каша пшенная | 168 |
Пюре с маслом | 141 |
Блины с маслом | 235 |
Блины с творогом | 195 |
омлет | 250 |
Чай без сахара | 2 |
Чай с лимоном и сахаром | 30 |
кофе | 10 |
сок | 60 |
компот | 170 |
Хлеб с маслом | 150 |
Приложение 2
Критерии оценивания практического задания
Уровень | Практическое задание | оценка |
Базовый | Составить меню не менее чем из трёх блюд на завтрак, обед, ужин, используя приложение 1. Подсчитать количество калорий за каждый приём пищи и в целом за день. Оформить работу, используя заливку, объединение ячеек, вставить рисунок. | 3 |
Повышенный | Используя сайт http://www.babyeda.ru/colory.html, составить меню не менее чем из трёх блюд на завтрак, обед, ужин. Подсчитать количество калорий за каждый приём пищи и в целом за день. Учесть, что некоторые блюда имеют вес более или менее, чем 100 грамм. Оформить работу, используя заливку, объединение ячеек, вставить рисунок. | 4 |
высокий | Составить меню не менее чем из трёх блюд
на завтрак, обед, ужин. Подсчитать количество
калорий за каждый приём пищи и в целом за день.
Учесть, что некоторые блюда имеют больший или
меньший вес, чем 100 грамм. Оформить работу, используя заливку, объединение ячеек, вставить рисунок. Указать, для какой категории потребителей составлено меню (http://www.mcvita.ru/know/table_1.html), с какого сайта взята таблица калорийности продуктов. |
5 |
Приложение 3
Инструкция по составлению меню на день в Exsel
- Открой свою папку, создай лист Exsel, назови его “меню”.
- Открой приложение 2, выбери для себя задание, которое сможешь выполнить самостоятельно.
- Следуя критериям оценивания, составь меню на завтрак, обед и ужин. Подсчитай количество калорий за один приём пищи и за день. Используй функцию автозаполнения ячеек, формулы.
- Оформи работу (можно применить заливку, границы), вставь рисунок подходящей тематики.
- Проверь работу, позови преподавателя для выставления оценки. Аргументируй свой выбор уровня сложности задания.
Приложение 4
Используемые источники
- Информатика и ИКТ, учебник для 9 класса/ И.Г. Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В. Шестакова, М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений, 2 – 11 классы, М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. Программа курса “Информатика и ИКТ” для основной школы (8 – 9 классы), авторы И.Г. Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В. Шестакова.
- http://www.babyeda.ru/colory.html
- http://www.mcvita.ru/know/table_1.html
- http://sabyna.ru/prazdnichnyj-stol-na-novyj-god-2013.html