Цель урока:
- сформировать устойчивые знания и личное отношение к истории изучаемого периода на основе фактов по конкретно-историческому периоду.
- заложить основы патриотического мышления при изучении истории отечества
Задачи урока:
- дать знания по изучаемому периоду
- изучить документы (пакт Молотова Риббентропа, секретный протокол к нему, договор о дружбе и границах)
- научить ориентироваться в аргументах и фактах изложенного материала.
- привить навыки самостоятельного осмысления исторических документов
- дать современную идеологическую концепцию изучаемого исторического периода, объяснить причины пересмотра отношения к некоторым идеологическим аспектам.
- развивать речевые навыки, умение слушать и доказывать аргументировано свою точку зрения.
Форма урока: лекция с элементами презентации и устного диалога.(время 1 ч.20 м.)
Оборудование урока: доска, карта (бумажная или интерактивная), раздаточный материал (изучаемые документы или на экране при наличии мультимедийного оборудования), презентация, выполненная в программе power point с элементами фрагментов из фильма М. Рома “Oбыкновенный фашизм”
Ход урока
Учитель рассказывает под запись о международной ситуации 30-х годов 20 в., когда Германия рвалась осуществить план блиц криг и готовилась к нападению на Польшу, а ведущие страны Лиги Наций – Англия и Франция, после провала “политики умиротворения” Гитлера, решили подписать трехсторонний договор с Польшей и настойчиво предлагали СССР также подписать с ними договор. При этом никаких четких обязательств о сроках ввода войск, в случае развязывания войны, количестве солдат, вооружения, формах помощи и участия не оговаривалось.
На основе изученного материала о начале Первой мировой войны, когда не завершив мобилизацию, русская армия пришла на выручку своим союзникам по Антанте, учитель просит ребят проанализировать разумность поступка советского правительства, которое не хотело повторения царских ошибок и стремилось к четкому пониманию своих возможностей и обязательств на международной арене.
Рассмотрев предложение стран Лиги Наций, СССР в ответ предлагает подписать договор, но только при условии конкретных обязательств и на уровне глав стран или ведомств отвечающих за международные отношения.
Представители Англии и Франции выразили сожаление, что подобный договор они не могут предоставить. И в то же самое время глава Германии А.Гитлер предлагает СССР подписать пакт о ненападении сроком на 10 лет.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть прослеживающуюся альтернативу для СССР в августе 1939 года.
- союз с Англией, Францией и Польшей без конкретных обязательств, вынуждающий нашу страну вступить в войну при нападении Гитлера на любое из вышеперечисленных государств.
- подписать пакт о ненападении с Германией и тем самым изменить направление своей внешней политики от непримиримого по отношению к фашистской Германии к нейтралитету и даже частичному согласию.
-международная изоляция, ни с кем не подписывать договора и остаться одним.
Дается возможность учащимся высказать свое мнение, аргументированное данными по первой мировой войне, союзническим отношениям с странами Антанты и последующему поражению и распаду российской империи.
После небольшой дискуссии (5-7 мин.), учащиеся приходят к выводу, что для сохранения целостности СССР и будущего его народов, целесообразнее всего было подписать пакт с Германией и тем самым оттянуть начало вступления в войну нашей страны и дать ей возможность дополнительного времени для подготовки к войне.
После этого учитель преступает к ознакомлению учащихся с пактом Молотова – Риббентропа, подписанного 23 августа 1939 года.
Согласно пакту СССР и Германия отказывались от нападения друг на друга в течение 10 лет, брали обязательства: не участвовать в союзах направленных друг на друга, в случае возникновения конфликтов разрешать их путем переговоров.
К договору о ненападении, который подписали министры иностранных дел СССР- Молотов и Германии – Риббентроп, прилагались два секретных дополнительных протокола о разграничении сфер влияния СССР и Германии в Европе.
В сферу влияния СССР в результате попали страны Прибалтики (Латвия, Литва, Эстония), Финляндия, Молдавия, западная Украина и западная Белоруссия.
Обосновывалось это тем, что до распада российской империи эти территории входили в нее имели с ней общий менталитет и веру, вхождение их в состав СССР отвечал нашим геополитическим задачам по перемещению границы государства дальше от центральных индустриальных и основных ресурсных районов, в случае нападения на нас со стороны Германии и ее союзников.
Для дискуссии по поводу правомерности подписания подобных протоколов, затрагивающих целостность независимых государств, мы можем сказать следующее:
- с точки зрения международного права, подобные протоколы недопустимы
- но страны Лиги Наций уже сформировали подобный международный прецедент, когда в 1938 году на Мюнхенской конференции представители Англии- Чемберлен, Франции- Даладье, Германии- Гитлер- решили судьбу Чехословакии ,даже без привлечения главы этого государства в пользу требованиям Гитлера об аншлюсе Судетской области.
- таким образом, мы должны сегодня признать, что все вышеперечисленные страны допустили нарушение норм международного права в интересах собственных государств и все несут за это определенную ответственность, но следует учесть, что СССР с 1933 года на трибуне Лиги Наций боролся за создание системы коллективной безопасности, направленной против возможной агрессии Гитлера. И, если бы европейские страны прислушались бы к доводам СССР, а не пытались столкнуть между собой СССР и Германию, попустительствуя Гитлеру, то его военные амбиции могли быть пресечены на самом корню. Лига Наций бездействовала и доказала полную сою несостоятельность, как организация, целью создания которой было предотвращение войн и поддержание мира.
СССР в создавшихся обстоятельствах был вынужден отступить от проводимого с 1933 по 1939 г. курса международной политики и пойти на контакт с Германией для завершения форсированной подготовки страны к войне и предотвращению втягивания ее в международный конфликт до окончательного перевооружения и создания систем безопасности.
Далее учащимся предлагаются отрывки из международных телеграмм, выступлений, на страницах которых представители стран Лиги Наций нелицеприятно высказываются об СССР, вступившим, по их словам, в сговор с Германией и показываются фрагменты из фильма М. Рома “Обыкновенный фашизм”.
Представленные материалы отчетливо показывают как в обстановке полной безнаказанности и равнодушия к судьбам народов других стран европейские политики допустили не только вызревание фашистской идеологии Гитлера в Германии, но и не остановили его милитаристские начинания, тогда, когда это было еще возможно сделать бескровно.
Возникают вопросы:
- какую цель преследовала Лига Наций, не выполняя свое прямое предназначение и не останавливая Гитлера на пути к подготовке к военной кампании?
- почему Гитлеру удалось осуществить аншлюс Австрии, Судетской области Чехославакии, целиком территории Чехославакии, ремилитаризировать Рейнскую зону, создать множество военных заводов и предприятий в нарушение условий Версальско- Вашингтонской системы?
- кого и с какой целью пытались столкнуть европейские государства?
- на какие средства Гитлер начал перевооружение, если Германия на тот момент еще не выплатила всех репараций, наложенных на нее после Первой мировой войны?
Учащимся предоставляется 5-7 минут для дискуссии.
После чего учитель показывает дальнейшие исторические события, произошедшие после подписания пакта Молотова- Риббентропа.
- на дальневосточном направлении с мая 1939 г. велись широкомасштабные военные действия советско- монгольских войск с японскими агрессорами в районе реки Халхин-Гол, закончившиеся полным разгромом японских войск 16 сентября 1939г. (в апреле 1941г. Япония и СССР заключили пакт о нейтралитете)
- на европейском направлении 1 сентября 1939 г. германским нападением на Польшу началась Вторая мировая война. 3 сентября, согласно договору, Англия и Франция объявили войну Германии , но никаких военных действий вплоть до полного разгрома Польши не предприняли. Период с 3 сентября 1939г. по апрель 1940г. вошел в историю 2 мировой войны как “странная война”.
- соблюдая договоренности с Германией ( по протоколу от 23.08.1939г.) 17 сентября 1939 г. СССР ввел свои войска в Польшу, так как к этому времени правительство Польши бежало в Англию. Советские войска взяли под свой контроль территории Западной Украины и Западной Белоруссии, которые в ноябре 1939г. были включены в состав УССР и БССР. И 28.09 1939 г. СССР и Германия подписали договор о дружбе и границах.
Главной задачей внешней политики СССР в условиях начавшейся войны было отодвинуть ее как можно дальше от своих границ. Эта задача решалась в период с 1939 по 1940гг:
- по договору о взаимной помощи с Латвией, Литвой и Эстонией осенью 1939 г. СССР ввел военные части на их территорию, что в какой то мере, спровоцировало смену правительств в этих странах и приход к власти коммунистов, которые в 1940 году попросили от имени своих стран о вхождении в состав СССР и были приняты.
- аналогичная ситуация произошла и в Молдавии, которая также вошла в состав СССР в этот период.
- сложнее оказались взаимоотношения с Финляндией. СССР предложил Финляндии перенести границу от Ленинграда, а взамен отдать ей большие территории в советской Карелии, Финляндия не согласилась. СССР ради безопасности Ленинграда и его жителей вынужден был спровоцировать военную кампанию (советско-финская война), которая шла с 30 ноября 1939 г. по 13 марта 1940 г. В ходе этой войны СССР как агрессор был исключен из Лиги Наций 14 декабря 1939 г. Но Лига Наций как и Польше ничем не помогла Финляндии. СССР выиграл эту непопулярную войну и 13.03.1940 г между Финляндией и СССР был подписан мирный договор, по которому к нашей стране отходил Карельский перешеек, Выборг, Сортавала, ряд островов в Финском заливе, часть территории с городом Куолоярви, часть полуостровов Рыбачий и Средний. В границы СССР полностью вошло Ладожское озеро, ставшее позже для Ленинградцев “дорогой жизни”. СССР также получил в аренду на 30 лет часть полуострова Ханко, где разместил свою военно- морскую базу.
Советско-финская война вскрыла очень много недостатков нашего вооружения и командования, ее уроки были крайне важны для начала перевооружения СССР, возвращения части репрессированных военачальников, сверхфорсированной подготовки страны к надвигающейся войне. Именно проводя анализ этой кампании, понимаешь, как своевременен был и необходим для страны пакт Молотова- Риббентропа, который не позволил втянуть СССР в войну неподготовленным.
Эта маленькая непопулярная несправедливая война была жестко вынужденной для нашего государства и ее итоги позволили сохранить миллионы жизней ленинградцев, начать тотальное перевооружение в стране, вернуть и реабилитировать военачальников, сделать многое для подготовки СССР к войне с Германией, которая была неминуема.
И возвращаясь к пакту Молотова – Риббентропа и секретным протоколам к ним мы вновь задаем себе вопросы?
- Что дал этот договор СССР?
- Целесообразен ли он был для нашей страны?
- Нарушили ли мы международные нормы?
- Нарушали ли другие европейские государства международные нормы?
- Почему с 90-х годов 20 века европейские государства и США односторонне обвиняют СССР и ее преемницу РФ в нарушении международных норм, ответственности за развязывание 2 мировой войны и призывают РФ к “покаянию” и оплате своих моральных и финансовых “долгов” по отношению к “обиженным” странам?
Учитель предлагает ребятам письменно дома ответить на первые 4 вопроса кратко, а последний вопрос как завершающий рассмотреть в классе.
На наш взгляд, изменение отношения к международным документам 30-х годов 20 века связано с изменением положения РФ на современной международной арене.
Распад СССР и социалистического лагеря привел к изменению баланса сил в мире. Нет больше противостояния двух социально- экономических систем социализм- капитализм. Нет сдерживания противовесов. И только одно государство США претендует на роль “ сверхдержавы” очевидно навязывая остальным государствам свою идеологию и пути экономического развития. И так как одной из глобальных проблем в мире являются исчерпаемость и нехватка жизненно важных природных ресурсов, то очевидно, что любое одностороннее идеологическое давление США и ее союзников из Европы на другие страны имеет главную цель перераспределение ресурса в их пользу.
С этим связана попытка доказать ошибочность социалистической системы СССР, ее внешней и внутренней политики. США и ряд стран евросоюза в погоне за недостающими им ресурсами, стремятся не только пересмотреть ряд договоров, но и принудить страны с “недемократической” историей изменить границы и расстаться с частью территорий в пользу демократических государств. У РФ претендуют на Сибирь, Дальний Восток, Черноморское побережье - вот в чем причина попытки современного пересмотра истории, которая на мой взгляд, недопустима, порочна и ошибочна для современных политических взаимоотношений и стабильного сотрудничества стран в мире. Попытка пересмотреть историю, изменить постфактум исторические документы в их историческом аспекте, изменить современные границы стран, может ввергнуть мир в новые войны и противоречия. И наша задача недопустить подобные явления в современной жизни. Современная молодежь должна знать и понимать историю своей страны, гордиться ею и препятствовать извращению и пересмотру прошедших событий ради общего блага на земле.
Использованная литература.
- Международные коалиции и договоры накануне и во время Второй мировой войны— М.: ИНИОН РАН, 1990
- Кризис и война: Международные отношения в центе и на периферии мировой системы в 30-40-х годах, М.: МОНФ, 1998
- Терентьев Н. Очаг войны на Дальнем Востоке. — М.: Партийное издательство, 1934
- Фильм М.Ромма “ Обыкновенный фашизм”
- Год кризиса 1938-1939Документы и материалы в двух томах isbn5-250-0109x МИД СССР. 1990
- Внешняя политика Вемарской республики (1919-1932) Н.В. Павлов // MGIMO.ru. ?2011. — Октябрь.
- Павлов Н.В. Внешняя политика третьего рейха (1933—1945)
- История второй мировой войны 1939-1945 гг..в 12 томах. — М.: Воениздат, 1973—1982. Том 2. Накануне войны — М.: Воениздат, 1974. —474 c.
- Советско-Польские войны Военно-политическое противостояние 1918—1939 гг. — М.: Вече, 2001. Мельтюхов М. И.
- Международные отношения в центре и на периферии мировой системы в 30-40-х годах
- Сталин- Гитлер Документальный очерк советско-германских дипломатических отношений, 1939–1941 гг. — М.: Междунар. отношения, 1991. — 224 с Розанов Г. Л.
- Черчилль У. Вторая мировая война- М: Воениздат,1991, Глава20
- Советско-германский пакт о ненападении и его последствия -Журнал Мир и Политика № 08 (59). Август 2011 Куманев Г. А.