Цели урока:
- Образовательная: Знакомство с домом-музеем А.С.Пушкина в Михайловском и его достопримечательностями.
- Воспитательная: Воспитание уважительного отношения культурному наследию нашей страны.
- Развивающая: Развитие способности осуществлять репродуктивные и продуктивные речевые действия.
Задачи:
1.Образовательный аспект:
а) практиковать речевую деятельность: монологическую, диалогическую;
б) уметь проводить воображаемую экскурсию;
в) учить логически строить высказывание;
г) совершенствовать навыки написания сочинения.
2. Развивающий аспект:
а) развивать мышление, творческую фантазию;
б) развивать познавательный интерес учащихся;
в) развивать умение писать письма.
3. Воспитательный аспект:
а) воспитывать любовь и уважение к истории своей страны;
б) формировать эстетические и нравственные нормы;
в) воспитывать бережное отношение к культурному наследию нашей страны.
Форма урока: заочная экскурсия в дом-музей А.С.Пушкина в Михайловском.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Формы работы: Слово учителя, заочная экскурсия, беседа.
Оборудование урока: тетради, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Межпредметные связи: литература, русский язык, риторика.
Используемые ресурсы:
- Личный фотоархив.
- www.linkstars.ru/.../mikhajjlovskoe__muzejjzapovednik_a.s._pushkina.html
План урока
№ | Этап урока | Время |
1 | Организационный момент. | 2 минуты |
2 | Заочная экскурсия. | 15 минут |
3 | Физкультминутка. | 2 минуты |
4 | Комментарий к выполнению самостоятельной работы. | 5 минут |
5 | Самостоятельная работа. | 20 минут |
6 | Домашнее задание | 1 минута |
Ход урока
1. Организационный момент.
Дорогие ребята! Сегодня мы совершим заочную экскурсию в Михайловское, в место, дорогое сердцу А.С.Пушкина, чтобы отдать дань любви, уважения и признательности поэту, чьё имя написано золотыми буквами в истории русской литературы. После того, как мы с вами посетим дом-музей А.С.Пушкина, вы напишите письмо другу и поделитесь своими впечатлениями с ним.
2. Заочная экскурсия.
Слова учителя: Пушкин! Сколько света в этом имени! Сегодня мы говорим Пушкину "Здравствуй!", хотя ни на минуту не расставались с ним с тех пор, как познакомились с героями его сказок и услышали его стихи. Глубже понять Пушкина, проникнуться духом пушкинского времени мы сможем, побывав, на священной псковской земле, с которой так тесно связано имя великого поэта (слайд 1).
С волнением и трепетом войдём мы под сень Михайловских рощ... Сюда, в Пушкинский заповедник, мы идём не так, как в обычный музей. Мы идём в гости к живому Пушкину – величайшему поэту и очень близкому человеку. Здесь нас встречают вековые ели. Они немые свидетели всего здесь когда-то происходящего (слайд 2 с анимацией: появление 2-го фото).
Мы подходим к воротам дома-музея А.С.Пушкина в Михайловском (слайд 3).
В центре усадьбы, на холме, над рекой Соротью и стоит дом Пушкина - скромная "семьи моей обитель", "опальный домик", как называл его поэт. (слайд 4 с анимацией: появление 2-го фото). Давайте обойдём его и посмотрим не него с другой стороны (слайд 5- 6 с анимацией: появление 2-го фото).
Экскурсия по дому-музею начинается в передней. Дверь налево из передней ведет в комнату няни (девичью) (слайд 7). Здесь под руководством няни Пушкина Арины Родионовны Яковлевой (1758-1828) занимались рукоделием дворовые девушки. Здесь же А.С.Пушкин любил посидеть возле кресла, в котором сидела няня, и послушать её замечательные сказки.
В витринах представлены копии автографов поэта с изображениями няни, ее писем к Пушкину, написанных под диктовку. Особенно ценными экспонатами являются вышивки, сделанные дворовыми девушками Михайловского и Тригорского (слайд 8).
Из комнаты няни дверь ведет в комнату родителей (слайды 9-10). На стенах можно увидеть портреты отца, матери, брата и сестры поэта - С.Л. Пушкина (рис. К. Гампельна, 1824), Н.О. Пушкиной (худ. Ксавье де Местр, миниатюра, 1810), Л.С. Пушкина (рис. А.О. Орловского, 1820 гг.), О.С. Павлищевой (худ. Е. Плюшар, акварель, 1830е гг.). Копии автографов писем и черновиков произведений поэта передают настроение его отчаяния в начальный период ссылки, переход к “воскресению” через творчество. (слайды 11-12).
В следующей комнате - гостиной-зальце - “портреты дедов на стенах”. Представлены портреты: И.А. Ганнибала (худ. Левицкий, холст, масло, копия) - двоюродного деда Пушкина; А.Ф. Пушкина (неизв. худ., холст, масло, копия) - прадеда поэта; Е.П. Ганнибал (неизв. худ., холст, масло) - его троюродной сестры; предполагаемый портрет Н.О. Пушкиной (неизв. худ., холст, масло, копия); В.Л. Пушкина (рис. Ж. Вивьена, 1823, копия) - дяди поэта (слайды 13 + анимация: появление 2-го фото – 14 + анимация: появление 1-го фото ).
Из окон зальца открывается вид на ландшафт, воспетый поэтом в романе “Евгений Онегин”, стихотворении “Деревня” (слайды 14 + анимация: появление 2-го фото - 15).
Следующая комната - это столовая. Наибольший интерес представляют мемориальные вещи: предметы посуды из семьи Пушкиных и Ланских (блюдо, подставки, бокалы), бильярдные шары и кий из села Михайловского, пресс-папье из сосны, воспетой поэтом в стихотворении “Вновь я посетил ...” и стол сороконожка (слайды 16 + анимация: появление 1-го, а затем 2-го фото- 17, 18, 19).
Всё в этой усадьбе, в самом доме дышит поэзией, напоминает о Пушкине. И всё, что связано с именем поэта, бережно хранится.
...И стол с померкшею лампадой,
И груда книг, и под окном
Кровать, покрытая ковром,
И вид в окно сквозь сумрак лунный,
И этот бледный полусвет,
И лорда Байрона портрет,
И столбик с куклою чугунной
Под шляпой с пасмурным челом,
С руками, сжатыми крестом.
Кабинет А.С. Пушкина воссоздан по воспоминаниям современников, переписке поэта, его произведениям. Здесь находятся мемориальные вещи, связанные с памятью о поэте: стол письменный из Тригорского красного дерева конца XVIII - начала XIX вв., кресло тверских друзей поэта, этажерка сына поэта Г.А. Пушкина, скамеечка подножная А.П. Керн, чернильница из имения Гончаровых Полотняный завод (2-ая полов. XVIII в.), подсвечник с колпачком и щипцами (серебро, 1831г.), подставка для перьев, трость А.С. Пушкина (слайды 20,21, 22+ анимация: появление 2-го фото).
Таким видят кабинет поэта посетители сегодня, таким он был и во времена его ссылки (слайд 23).
3. Физкультминутка.
4. Комментарий к выполнению самостоятельной работы.
Мы побывали с вами в гостях у А.С.Пушкина в Михайловском, а теперь задание: Напиши письмо другу о том, что ты увидел в Доме-музее А.С.Пушкина в Михайловском. (Напомнить учащимся особенности написания письма: оформление работы, приветствие в начале письма, форма-монолог, слова прощания, авторство, дата).
5. Самостоятельная работа. Написать сочинение в эпистолярном жанре.
Задание. Закончить сочинение дома.