Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в раннем возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.
Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия – пение, игра на музыкальных и шумовых народных инструментах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.
Музыку слушают многие, а слышат не многие, в особенности инструментальную. Слышать так, чтобы оценить искусство – это уже напряженное внимание, а значит и умственный труд.
Народное музыкальное творчество возникло в недрах языческой религии задолго до образования древнерусского государства, принятия христианства и возникновения профессиональной музыки православного храма. Народная музыка прочно вошла в быт людей. Уже в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании подрастающего поколения. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребенка были звуковые игрушки – трещетки, погремушки, бубенцы и так далее. Они развивали у детей первичную рефлекторную реакцию, координацию движений, чувство ритма, а в дальнейшем возникал и интерес к музыкальной деятельности. Они являлись своего рода посредниками в процессе адаптации ребенка к окружающему миру в условиях традиционной культуры.
В каждом крае бытовали свои игрушки, в которых нашли отражения местные культурные традиции. Их красота, самобытность и доступность помогали ребенку войти в мир родной культуры.
Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно ощущает в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии «пронизывают» его насквозь. Ребенок осознает, что он является неотъемлимой частью своего общества, своей культуры. Народная музыка и музыкальные инструменты придают этому процессу большую естественность, привлекательность, доступность.
Народная музыка и народные инструменты подготавливают детей к пониманию традиций и культуры своего народа, а впоследствии и других народов мира. «Незнакомая» музыка начинает восприниматься детьми не как комплекс, состоящий из различных созвучий и ритмов, а как явление культуры. Чувства и желания ребенка направляются на постижения этого явления. Поэтому громадные потенциальные возможности заложены в традиции народной музыкальной инструментальной культуры. Пренебрегать этим культурным достоянием своего народа непозволительно.
Игра на музыкальных и шумовых инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на внеурочных занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности. Кроме того, игра на музыкальных инструментах укрепляет любовь к музыке, развивает исполнительские навыки, развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.
Знакомство детей с народными музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте, что играет существенную роль в музыкальном развитии ребенка. Нельзя не учитывать степень готовности к таким занятиям, как обучение игры на инструментах, требующих от детей значительного внимания, сосредоточенности, осознанности и физической зрелости. Первые музыкальные впечатления педагог стремится дать ребятам в занимательной игровой форме. Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда (бубен, ложки, погремушки, колокольчики и т.д.). Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки.
Чтобы организовать шумовой оркестр, нужно отобрать ребят, обладающих хорошим музыкальным и ритмическим слухом, желающих играть в музыкальном ансамбле. Хорошо, если все исполнители знают ноты и играют по ним. Тогда можно легко добиться точного исполнения. В некоторых случаях помогает упрощенная нотная запись: цифрами (при игре на свирельках), различными значками (при игре на ложках).
Наряду с самодельными инструментами (барабан, гребенки, свирель Пана, коробочка, сорока, трещетка и др.) в шумовом оркестре применяются и музыкальные инструменты-игрушки: металлофоны, ксилофоны, детские гармошки, маракасы, тамбуры, бубны, ложки, кувиклы, свирельки. Каждый инструмент выполняет в оркестре особую роль (исполняет мелодию и аккомпанемент, отбивает определенный ритмический рисунок, задает темп, динамику).
Приемы игры на металлических ложках:
Примерные ритмические рисунки игры на металлических ложках: (на мелодию р.н.п. «Во саду ли, в огороде»)
Оркестры и ансамбли народных инструментов были и остаются одной из наиболее распространенных форм коллективного музицирования. Они занимают прочное место в системе обучения учащихся в различных музыкальных учебных заведениях, выступают в роли общенационального объединяющего фактора, вносят значительный вклад в музыкальную культуру России. Благодаря демократичности жанра, его доступности различным категориям, оркестры и ансамбли народных инструментов пользуются большой популярностью у широкой слушательской аудитории, являются действенной формой нравственного, эстетического и патриотического воспитания.
Основная цель этих коллективов: формирование и воспитание художественного вкуса, позитивных социальных установок и интересов подрастающего поколения; приобщение возможно большего количества детей, подростков, молодежи к традиционной и современной русской народной и инструментальной музыке, национальной музыкальной культуре. Цель обусловила следующие задачи:
1. Сформировать у детей знания элементарных
основ русской народно-инструментальной
культуры.
2. Выявлять и развивать у детей индивидуальные
художественно-творческие способности.
3. Обучить детей простейшим навыкам игры на
русских народных инструментах.
4. Привлекать детей к последующей активной
творческой, исполнительской деятельности,
участию в музыкальных коллективах.
5. Способствовать социальной адаптации
воспитанников.
За последнее десятилетие произошли существенные изменения во всех сферах жизни российского общества. Коснулись они и той составной части социально-культурной среды, к которой относится детское коллективное исполнительство на русских народных инструментах.