Программа внеурочной деятельности «Наследие»

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Цели и задачи:

  • Формирование у учащихся представлений о многообразии художественной самобытности русской народной культуры.
  • Формирование интереса к изучению истории своего района и поселка.
  • Воспитание подрастающего человека, обладающего духовным богатством способного к творчеству и самостоятельности, ценящего свою Родину.
  • Утверждение духовных основ национального самосознания.
  • Организация поисково-исследовательской деятельности по изучению родного края.
  • Воспитание бережного и уважительного отношения к историческому и культурному наследию своей страны.

Предназначение программы

Программа «Наследие» по содержательной, тематической направленности является  историко-краеведческой; по функциональному предназначению учебно-познавательной; по форме организации-кружковой; по времени реализации-трехгодичной. Программа предназначена для школьников обучающихся в 5-9 классах (10-15 лет) и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по истории, краеведению. Программа рассчитана на 105 часов. Периодичность занятий – 1 час в неделю, в год 35 часов. Среди методов направленных на стимулирование творческой деятельности, развитие познавательных интересов учащихся можно выделить активные методы, педагогическое сотворчество учителей, учащихся, родителей, взаимодействие с учреждениями культуры, разрабатывание различных творческих проектов и участие в их реализации, методы наблюдения, игры.

Актуальность

Изучение данного курса актуально в связи с тем, что в современной России происходит рост национального самосознания разных народов, повышается их интерес к своим культурным традициям. Эти тенденции нашли отражение в «Национальной доктрине образования РФ» от 4 октября 2000г. В этом документе подчеркивается значимость приобщения учащихся к культурно-историческим и национально-культурным традициям России как основы формирование духовно-нравственных ценностей и идеалов личности. Другой основополагающей программой для планирования кружковой работы является Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» (2001г.)Целью, которой явилось формирование  патриотических чувств, привитие уважения к историческим ценностям и роли России в судьбах мира, сохранение чувства гордости за свою страну и малую Родину. Изучение культурного наследия своего народа важно в наши дни не только само по себе, но и как фактор преодоления острейших проблем духовной жизни общества .Реальное состояние современного общества можно обозначить как социальный, экономический, нравственный кризис. Становление личности происходит не в родной культурной среде, в среде как называемой массовой культуры, создающий образ «героя нашего времени».Поэтому главное внимание нужно уделять формированию духовно-нравственной культуры каждого школьника, его способности к творческому самоопределению, социальной адаптации и выработки разумной жизненной позиции.

Структура программы

Программа состоит из 2-х образовательных блоков: теория, практика. Содержание курса объединено в 3-х тематических моделях. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.

Содержание

1 раздел предусматривает знакомство учащихся с различными жанрами народного художественного творчества, представленными в синкретичных формах традиционной праздничной обрядовой культуры; проведение праздников; развитие творческих способностей учащихся. 
2 раздел позволяет раскрыть особенности семейно-бытовых традиций, показать важную роль народного творчества в быту русской семьи. Внимание уделяется народной одежде, национальной кухне, народному зодчеству, национальным играм, семейно-бытовым обрядам.
3 раздел предусматривает изучение теоретического материала по истории своего района и поселка; работу с историческим материалом, документами; работу по оформлению музея; экскурсии по родному краю.
Конечный результат.
По окончании курса «Наследие» учащиеся должны
знать:
традиционные праздники народного и православного календаря, жития святых, виды народного художественного творчества, особенности семейно-бытовых традиций, общую композицию традиционного дома, знать историю своего района, поселка, иметь понятия о вспомогательных исторических дисциплинах;
уметь: активно участвовать в коллективной познавательной деятельности, уметь проводить мероприятия, проводить исследования, самостоятельно работать с дополнительной литературой, уметь готовить выступления на конференции.

Календарно-тематическое планирование

1-й год обучения.

Наименование раздела, тем.

Дидактический материал

Приемы организации учебно-воспитательного процесса

  Раздел 1. Мир народных праздников.    
1 Роль знаний в современном мире. «Если имеешь много знаний, то и живи святее» (Св. Филарет Московский) Изречения святых отцов о науке, мудрости и  образовании. «Без Христа суетно всеобразование» (Св. Иоанн Кронштадский) Беседа, чтение
2 Понятие «мир», «календарь», «праздник». Мифы, легенды древних славян о богах, сотворении и устройстве мира Детская библия Легенды и сказки древних славян А.Петров «Гимн Еве» из балета «Сотворение мира», Н.П.Богданов-Бельский» Праздничный день» Беседа-откровение
3 «Бог есть Любовь». Основные даты православного календаря. Православный календарь, В.Брюсов «Библия», А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой о Библии Презентация книг: «Закон Божий», «Библия»
4 Рождество Пресвятой Богородицы.
Народные традиции – Овсяницы, Бабье лето.
«Моление Анны» мозаика 1303 г., икона «Спас на престоле с Иоакимом и Анной», И.И Левитан «Золотая осень»,И.Сахаров «Овсяницы» из книги «Сказание русского народа» Рассказ учителя,чтение
5 Воздвижение Креста Господня.
Святые земли Русской – Сергий Радонежский
Игумен Никон (Воробьев) «Крест Христов», И.Бунин «В лесу. В горе, родник живой…», Житие Сергия Радонежского, М.В.Нестеров «Отрок Варфоломей», «Юность преподобного Сергия» Чтение, пересказ, беседа
6 Покров Божией Матери. И. Шмелев «Покров» отрывок, М.В. Нестеров «Богоматерь с Покровом», Б.М.Кустодиев «Осенний сельский праздник», храм Рождества Пр. Богородицы в Сергиевой лавре Рассказ учителя, чтение, беседа
7 Народные традиции – Покровские свадьбы, девичьи посиделки. Песни для свадьбы, девичника, причитания невесты, величальные для свадебного стола. И.С. Куликов «Старинный обряд благословления невесты в г. Муроме», К. Вещилов «Невесту ждут» Инсценирование,беседа
8 Добро пожаловать на ярмарку! (фольклорная игра). М.В. «Рыночная площадь», песня «Коробейники» Игра, заучивание, выставка изделий
9 Праздник Казанской Божьей Матери. День единения и согласия Икона Богоматерь Казанская Архимандрит Тихон (Агриков) «Богоматерь», стихи А.Ахматовой, С.Есенина, В.Костылев  «Кузьма Минин», памятники Минину и Пожарскому Чтение, беседа, рассказы учащихся, виртуальная экскурсия по Балахне и Н.Новгороду
10 Введение Пресвятой Богородицы во храм. Народные традиции– «Введенье ломает леденье» Икона «Введение во храм» И.Сахаров «Сказания русского народа» Рассказ учителя, чтение
11 День Наума Грамотника (14 декабря) (театрализованное представление). 1  
12 Символы христианства Иллюстрации из книги «Старославянская азбука» Беседа, сообщения уч-ся из воскресной школы
13 Рождество Христово. Библейское предание. П.Чайковский «Слава в вышних Богу…», «Богородице Дево», А. Рублев «Рождество», Е.Е.Петрова «Рождественское утро», Ф.В. Сычков «Христославы», И. Шмелев «Лето Господне», стихи А. Блока, А.Фета Заучивание текста, чтение, обзор репродукций картин, открыток
14 Народные традиции – Коляда и Святки.  «Святочный калейдоскоп» И. Шмелев «Лето Господне» И.И.Творожников «У церкви», В.Г.Перов «Дети-сироты», колядки Чтение, беседа, заучивание
15 Что значит быть человеком?  Десять вечных заповедей М.Лермонтов «Молитва», «Закон Божий», библейские предания: «Каин и Авель», «Притча о блудном сыне», Н. Рубцов «Доволен я буквально всем», Рембрант «Возвращение блудного сына» Диспут –беседа, заучивание
16 Любви наука Библейские притчи: «Всепрощающая любовь», «О милосердном самарянине», «Иисус – добрый пастырь», «О потерянной овце». Иллюстрации  «Детской Библии» Чтение, пересказ
17 Крещение Господне. Час доброты. «Спаси себя сам, и рядом с тобой спасутся тысячи» (Пр.Серафим Саровский) В.Никифоров-Волгин «Крещение»,Б.М. Кустодиев «Крещенское водосвятие», Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» Рассказ учителя ,чтение, беседа
18 Народные традиции – Масленица. Масленичные песни, приговоры, Б.М. Кустодиев «Масленица» Рассказ учителя,заучивание
19 Праздник Масленица    
20 В чем сила моя? «Закон Божий» (Нагорная проповедь) В.Н. Волгин «Исповедь» Консульта-ция психолога
21 Народные традиции – Постная кухня, Народные традиции – Сороки. «Постная кухня» из поваренной книги Е. Молоховец 1901 г.,И. Сахаров «Сказания русского народа», детские заклички Чтение, беседа, заучивание
22 « Успеть во многом людям полезном…» Поучение Акира своему сыну Анадану , Поучение Владимира Мономаха , библ. Притчи о талантах, неразумном богаче. Изречения Иоанна Златоуста Беседа,  чтение, поделки, составление поучения
23 Благовещение Пресвятой Богородицы. Икона Благовещение, К.Ф.Юон «День Благовещения» Я.Ф.Капков «Благовещение»,И. Шмелев «Лето Господне», А. Пушкин «В чужбине…» Чтение, беседа
24 Вербное воскресенье. Икона «Вход в Иерусалим», Н.Н.Ге «В Гефсиманском саду», В.Д. «Голгофа», И. Шмелев «Лето Господне», В.Никифоров-Волгин «Причащение» Рассказ учителя, чтение, беседа
25 Светлое Христово Воскресение. Пасха. В. Никифоров-Волгин «Светлая заутреня», Детская Библия, Н.П.Богданов-Бельский «В церкви», И.Г.Машков «Светлый праздник Пасхи», Ф.В. «В церкви на Пасху» Беседа, чтение заучивание
26 Народные традиции – Пасхальные радости. И. Шмелев «Лето Господне», Н.А. Кошелев «Дети, катающие пасхальные яйца» Чтение, игра
27 Народные традиции – Красная горка. «Не забывайте тех, кто во дни своего существования не забывал Вас ни одной минутки» И. Сахаров «Сказания русского народа», И. Бунин «Две радуги», В. Никифоров-Волгин «Радуница»,Ф.В. Сычков «Пляска», «На качелях в праздник»1 Чтение, беседа
28 Народные традиции – Егорьев день.
Обряды и обычаи весенней пахоты и сева.
Икона Святой Георгий Победоносец, И. Шмелев «Лето Господне», В.Н.Телин «Егорьев день» Рассказ учителя. чтение
29 Дело милосердия   Акция добрых дел
30 Вознесение Господне. Икона «Иоанн Богослов», А. Рублев «Вознесение»,А. Островский «Из записок замоскворецкого жителя» Чтение, беседа
31 Святые земли русской – Евдокия и Дмитрий Донской. Духовная музыка «Величаем, величаем Тя, Пресвятая Дево», А. Бородин «Богатырская симфония», В.М. Васнецов «Святая княгиня Евдокия», В.В.Владимиров «Кончина Дм.Донского», Повесть о Куликовской битве. Страницы летописи, Б. Зайцев «Благословление преподобного Сергия Радонежского» Сообщения старшеклассников, игра- путешествие
32 Владимирская икона Божией Матери. Икона Владимирской Божией Матери, М. А.Волошин «владимирская Богоматерь» Рассказ учителя
33 Народные традиции – Запашка. А.Терещенко «Быт русского народа», детские народные стишки, А.А.Рылов «Пашня» Чтение, беседа
34 День Святой Троицы. Народные традиции –   от Вознесения до Троицы. А. Рублев «Троица». М.В.Нестеров «Троица Ветхозаветная», Б.М.Кустодиев «Троицын день», И. Шмелев «Лето Господне», детские народные стишки, А. Фет «Весенний дождь» Чтение, беседа
35 Преображение. Народные традиции август – Праздник печеной картошки. Феофан Грек «Икона Преображение», И. Шмелев «Яблочный Спас», Н.П. Богданов-Бельский «Натюрморт» Чтение, беседа, игра

2-й год обучения

Наименование разделов, тем. Дидактический материал Приемы организации учебно-воспитательного процесса
  Раздел. У родного очага.    
1 История страны – история рода «Где существуют истории родов, там возможны общие истории» К.Н.Бестужев-Рюмин И. Никитин «Родословное древо русского государства»,М.В.Нестеров «На Руси», Е. Баратынский «Родина», концерт №32 Д.Бортнянского Беседа
2 Понятие «фольклор». Связь фольклора со всеми основными событиями и этапами русской семьи. «Что за золото пословицы русские!» А.С. Пушкин Загадки, пословицы, поговорки,потешки, приговоры, заклички, иллюстрации «Энциклопедии детского фольклора» Беседа, заучивание
3 Сказка про Ивана-Царевича (игра с элементами фольклора).   игра
4 Успение. Народные традиции – Окончание жатвы. Феофан Грек икона Успение, И.Бунин «Вечер»,И. Сахаров «Сказание русского народа», Б.М.Кустодиев «Молотьба» Чтение, рассказ учителя
5 Семья – храм рода, малая церковь, «духовный очаг» Икона «Христос благославляющий детей»,Н.Н Соломин «Моя семья»,Ф. Славянский «Семейная картина», Л.Н. Толстой «Детство», «Союз Священный» из книги Т.А.Флоренской «Мир дома твоего» Чтение, беседа
6 Древний обычай «играть свадьбу». «Благослови, Господи!» из писем святителя Феофана Затворника , С.И.Грибков «Благословление на свадьбу», О.М. Цветаева «Боярская свадьба» Рассказ учителя, чтение
7 Свадебные песни. Свадебные причитания, «наговоры». Инсценировка пермской народной свадьбы С.И. Пушкина «Сужено, ряжено…» Чтение по ролям
8 Обряд «венчания» – центральный эпизод традиционной русской свадьбы. А.В. Кольцов «Любовь благословила вас», К.Е. Маковский «Под венец», В.Е. Феклистов «Приготовление невесты к венцу»«Восприми венцы их в Царствии Твоем» из книги Т.А. Флоренской «Мир дома твоего» Беседа, рассказ учителя и родителя
9 Понятие «народное зодчество», «дом» – жилище, семья. Иллюстрации «Энциклопедии детского фольклора» Рассказ учителя
10 Очаг как отражение уклада жизни  русского народа Д.Журавлев «Сказ про самовар», Ю. Кугач «В субботу», «Накануне праздника» беседа
11 Русская изба, ее внутреннее и внешнее убранство. Интерьер крестьянской избы, Р. Фелицин «На крыльце избы», В.И.Суриков «Деревенская божница», Н.Н.Соломин «Бабушкин сундук» Экскурсия, беседа
12 Русская печка – всему дому кормилица. 1  
13 Каша – традиционное блюдо русского народа.  Диск «Вкусные истории», раздаточный материал «Злаковые культуры» Сообщение учащихся, практическая работа
14 Из истории русского костюма. Иллюстрации « Эциклопедии детского фольклора» Рассказ учителя
15 Рождение ребенка в доме. В.М.Максимов «Материнство», И.А.Бунин «Ангел»  
16 Крещение В.А. Никифоров-Волгин «Крещение человека», П.И. Коровин «Крестины», Ю.А. Сергеев «Крестины» Чтение, беседа
17 Мать, матушка…святые слова. Заповедь «Почитай отца своего и мать свою» Библейская притча о первом чуде Иисуса Христа, «Памятный вечер» из книги священника А.Рождественнского «Семья православного христианина»,  Ф.Шуберт «Аве Мария» Пересказ, заучивание, беседа
18 Молитва матери «Молитва матери» » из книги священника А.Рождественнского «Семья православного христианина», Д.В.Петров «Молитва матери», А.и. Корзухин « В красном углу» Чтение. беседа
19 Необрядовое песенное творчество: колыбельные С.И.Грибков «У колыбели», колыбельные песни заучивание
20 Играем в старинные детские игры. Игра «Было у матушки много детей»1 игра
21 «Всем детишкам по лаптишкам»(народная игрушка) Иллюстрации «Энциклопедии детского фольклора» Беседа, рассказ учителя
22 Мифологические былинки – рассказы.
Нравоучительные основы народных сказок. 
Сказки бабушки Агафьи,Как Иван-царевич ходил за глазной, живой и мертвой водой Чтение, беседа
23 День памяти былинного героя – Ильи Муромца (веселое представление) 1 инсценирование
24 День Ангела (праздник в доме) К.В.Лемох «Лето с поздравлениями», С.И. Пушкин «День ангела» Беседа, сообщения учащихся1
25 Как не быть одиноким? Примирись с другими! Помоги слабому! Л.Н.Толстой «Детство» (гл.16-18), Н.Заболоцкий «Некрасивая девочка». Притчи о всепрощении из Библии Нравственное чтение1
26 «Добрый день, дорогой сын!» (О воспитании мальчиков). В.А. Сухомлинский «Добрый день, дорогой сын!», А. Рождественнский «Все доброе, все честное , все справедливое достигается трудом…» Чтение, беседа
27 Взялся за дело-  будь в нем до конца Поучение Сильвестра сыну Анфиму Беседа ,рассказ учащихся
28 «Вот как воспитывают характер…» Д. Мамин-Сибиряк «Кусочек черного хлеба» Чтение, беседа
30 Воспитание девочек В.Г.Распутин «Женский разговор» Чтение, беседа
31 Святые земли Русской – Серафим Саровский. Житие Серафима Саровского, Икона Пр.Серафима Саровского Чтение, беседа, пересказ
32 Смоленская икона Божией Матери. Икона Богоматерь одигитрия Смоленская, Л.Н. Толстой «Война и мир»,Б.В.Зворыкин «Молебен перед Бородинской битвой» Рассказ учителя
33 Устройство храма 1 Экскурсия,беседа
34 Экскурсия по святым местам 1 Экскурсия

Список литературы

1. Асов А.И. Мифы и легенды древних славян. – М., 1994.
2. Бородина А.В.  Православие – культурообразующая религия России. – М., 2006.
3. Громыко М.М. Мир русской деревни.  М., 1991.
4. Григорьев В.М.  Народные игры и традиции в России. – М., 1992.
5. Забылин М.М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – М., 1993.
6. Исенко С.П. Русский народный костюм. – М., 1995.
7. Кравцов Н.Н. Русское устное народное творчество. – М., 1983.
9. Кедяркина Ф.И. Край наш Лукояновский. – Н. Новгород., 2000.
10. Край наш Лукояновский. Выпуск 2. Исторический справочник. Сост. Кашина Г.И., Комиссаров В.В., Табашин Н.В. – Арзамас., 2009.
11. Низова Г.Ю. Наши праздники.– Издание Макариев-Решемской обители.
12. Селешников С.И. История календаря и хронология. – М., 1977.
13. Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество, гражданское зодчество. – М., 1993.
14. Панкеев И. Обычаи и традиции русского народа. – М., 1998.
15. Попова О.С. Русское народное искусство. – М., 1972.
16. Русская семья. Праздники и традиции М., Белый город 2009.
17. Русская семья. От рождения к вечности М., Белый город, 2009.
18. Устинова Т. Русский народный танец. – М., 1976.
19. Энциклопедия детского фольклора М., Белый город, 2008.