Пояснительная записка
Цели и задачи:
- Формирование у учащихся представлений о многообразии художественной самобытности русской народной культуры.
- Формирование интереса к изучению истории своего района и поселка.
- Воспитание подрастающего человека, обладающего духовным богатством способного к творчеству и самостоятельности, ценящего свою Родину.
- Утверждение духовных основ национального самосознания.
- Организация поисково-исследовательской деятельности по изучению родного края.
- Воспитание бережного и уважительного отношения к историческому и культурному наследию своей страны.
Предназначение программы
Программа «Наследие» по содержательной, тематической направленности является историко-краеведческой; по функциональному предназначению учебно-познавательной; по форме организации-кружковой; по времени реализации-трехгодичной. Программа предназначена для школьников обучающихся в 5-9 классах (10-15 лет) и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по истории, краеведению. Программа рассчитана на 105 часов. Периодичность занятий – 1 час в неделю, в год 35 часов. Среди методов направленных на стимулирование творческой деятельности, развитие познавательных интересов учащихся можно выделить активные методы, педагогическое сотворчество учителей, учащихся, родителей, взаимодействие с учреждениями культуры, разрабатывание различных творческих проектов и участие в их реализации, методы наблюдения, игры.
Актуальность
Изучение данного курса актуально в связи с тем, что в современной России происходит рост национального самосознания разных народов, повышается их интерес к своим культурным традициям. Эти тенденции нашли отражение в «Национальной доктрине образования РФ» от 4 октября 2000г. В этом документе подчеркивается значимость приобщения учащихся к культурно-историческим и национально-культурным традициям России как основы формирование духовно-нравственных ценностей и идеалов личности. Другой основополагающей программой для планирования кружковой работы является Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» (2001г.)Целью, которой явилось формирование патриотических чувств, привитие уважения к историческим ценностям и роли России в судьбах мира, сохранение чувства гордости за свою страну и малую Родину. Изучение культурного наследия своего народа важно в наши дни не только само по себе, но и как фактор преодоления острейших проблем духовной жизни общества .Реальное состояние современного общества можно обозначить как социальный, экономический, нравственный кризис. Становление личности происходит не в родной культурной среде, в среде как называемой массовой культуры, создающий образ «героя нашего времени».Поэтому главное внимание нужно уделять формированию духовно-нравственной культуры каждого школьника, его способности к творческому самоопределению, социальной адаптации и выработки разумной жизненной позиции.
Структура программы
Программа состоит из 2-х образовательных блоков: теория, практика. Содержание курса объединено в 3-х тематических моделях. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.
Содержание
1 раздел предусматривает знакомство
учащихся с различными жанрами народного
художественного творчества, представленными в
синкретичных формах традиционной праздничной
обрядовой культуры; проведение праздников;
развитие творческих способностей учащихся.
2 раздел позволяет раскрыть особенности
семейно-бытовых традиций, показать важную роль
народного творчества в быту русской семьи.
Внимание уделяется народной одежде,
национальной кухне, народному зодчеству,
национальным играм, семейно-бытовым обрядам.
3 раздел предусматривает изучение
теоретического материала по истории своего
района и поселка; работу с историческим
материалом, документами; работу по оформлению
музея; экскурсии по родному краю.
Конечный результат.
По окончании курса «Наследие» учащиеся должны
знать: традиционные праздники народного и
православного календаря, жития святых, виды
народного художественного творчества,
особенности семейно-бытовых традиций, общую
композицию традиционного дома, знать историю
своего района, поселка, иметь понятия о
вспомогательных исторических дисциплинах;
уметь: активно участвовать в
коллективной познавательной деятельности, уметь
проводить мероприятия, проводить исследования,
самостоятельно работать с дополнительной
литературой, уметь готовить выступления на
конференции.
Календарно-тематическое планирование
1-й год обучения.
№ |
Наименование раздела, тем. |
Дидактический материал |
Приемы организации учебно-воспитательного процесса |
Раздел 1. Мир народных праздников. | |||
1 | Роль знаний в современном мире. «Если имеешь много знаний, то и живи святее» (Св. Филарет Московский) | Изречения святых отцов о науке, мудрости и образовании. «Без Христа суетно всеобразование» (Св. Иоанн Кронштадский) | Беседа, чтение |
2 | Понятие «мир», «календарь», «праздник». Мифы, легенды древних славян о богах, сотворении и устройстве мира | Детская библия Легенды и сказки древних славян А.Петров «Гимн Еве» из балета «Сотворение мира», Н.П.Богданов-Бельский» Праздничный день» | Беседа-откровение |
3 | «Бог есть Любовь». Основные даты православного календаря. | Православный календарь, В.Брюсов «Библия», А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой о Библии | Презентация книг: «Закон Божий», «Библия» |
4 | Рождество Пресвятой Богородицы. Народные традиции – Овсяницы, Бабье лето. |
«Моление Анны» мозаика 1303 г., икона «Спас на престоле с Иоакимом и Анной», И.И Левитан «Золотая осень»,И.Сахаров «Овсяницы» из книги «Сказание русского народа» | Рассказ учителя,чтение |
5 | Воздвижение Креста Господня. Святые земли Русской – Сергий Радонежский |
Игумен Никон (Воробьев) «Крест Христов», И.Бунин «В лесу. В горе, родник живой…», Житие Сергия Радонежского, М.В.Нестеров «Отрок Варфоломей», «Юность преподобного Сергия» | Чтение, пересказ, беседа |
6 | Покров Божией Матери. | И. Шмелев «Покров» отрывок, М.В. Нестеров «Богоматерь с Покровом», Б.М.Кустодиев «Осенний сельский праздник», храм Рождества Пр. Богородицы в Сергиевой лавре | Рассказ учителя, чтение, беседа |
7 | Народные традиции – Покровские свадьбы, девичьи посиделки. | Песни для свадьбы, девичника, причитания невесты, величальные для свадебного стола. И.С. Куликов «Старинный обряд благословления невесты в г. Муроме», К. Вещилов «Невесту ждут» | Инсценирование,беседа |
8 | Добро пожаловать на ярмарку! (фольклорная игра). | М.В. «Рыночная площадь», песня «Коробейники» | Игра, заучивание, выставка изделий |
9 | Праздник Казанской Божьей Матери. День единения и согласия | Икона Богоматерь Казанская Архимандрит Тихон (Агриков) «Богоматерь», стихи А.Ахматовой, С.Есенина, В.Костылев «Кузьма Минин», памятники Минину и Пожарскому | Чтение, беседа, рассказы учащихся, виртуальная экскурсия по Балахне и Н.Новгороду |
10 | Введение Пресвятой Богородицы во храм. Народные традиции– «Введенье ломает леденье» | Икона «Введение во храм» И.Сахаров «Сказания русского народа» | Рассказ учителя, чтение |
11 | День Наума Грамотника (14 декабря) (театрализованное представление). | 1 | |
12 | Символы христианства | Иллюстрации из книги «Старославянская азбука» | Беседа, сообщения уч-ся из воскресной школы |
13 | Рождество Христово. Библейское предание. | П.Чайковский «Слава в вышних Богу…», «Богородице Дево», А. Рублев «Рождество», Е.Е.Петрова «Рождественское утро», Ф.В. Сычков «Христославы», И. Шмелев «Лето Господне», стихи А. Блока, А.Фета | Заучивание текста, чтение, обзор репродукций картин, открыток |
14 | Народные традиции – Коляда и Святки. «Святочный калейдоскоп» | И. Шмелев «Лето Господне» И.И.Творожников «У церкви», В.Г.Перов «Дети-сироты», колядки | Чтение, беседа, заучивание |
15 | Что значит быть человеком? Десять вечных заповедей | М.Лермонтов «Молитва», «Закон Божий», библейские предания: «Каин и Авель», «Притча о блудном сыне», Н. Рубцов «Доволен я буквально всем», Рембрант «Возвращение блудного сына» | Диспут –беседа, заучивание |
16 | Любви наука | Библейские притчи: «Всепрощающая любовь», «О милосердном самарянине», «Иисус – добрый пастырь», «О потерянной овце». Иллюстрации «Детской Библии» | Чтение, пересказ |
17 | Крещение Господне. Час доброты. «Спаси себя сам, и рядом с тобой спасутся тысячи» (Пр.Серафим Саровский) | В.Никифоров-Волгин «Крещение»,Б.М. Кустодиев «Крещенское водосвятие», Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» | Рассказ учителя ,чтение, беседа |
18 | Народные традиции – Масленица. | Масленичные песни, приговоры, Б.М. Кустодиев «Масленица» | Рассказ учителя,заучивание |
19 | Праздник Масленица | ||
20 | В чем сила моя? | «Закон Божий» (Нагорная проповедь) В.Н. Волгин «Исповедь» | Консульта-ция психолога |
21 | Народные традиции – Постная кухня, Народные традиции – Сороки. | «Постная кухня» из поваренной книги Е. Молоховец 1901 г.,И. Сахаров «Сказания русского народа», детские заклички | Чтение, беседа, заучивание |
22 | « Успеть во многом людям полезном…» | Поучение Акира своему сыну Анадану , Поучение Владимира Мономаха , библ. Притчи о талантах, неразумном богаче. Изречения Иоанна Златоуста | Беседа, чтение, поделки, составление поучения |
23 | Благовещение Пресвятой Богородицы. | Икона Благовещение, К.Ф.Юон «День Благовещения» Я.Ф.Капков «Благовещение»,И. Шмелев «Лето Господне», А. Пушкин «В чужбине…» | Чтение, беседа |
24 | Вербное воскресенье. | Икона «Вход в Иерусалим», Н.Н.Ге «В Гефсиманском саду», В.Д. «Голгофа», И. Шмелев «Лето Господне», В.Никифоров-Волгин «Причащение» | Рассказ учителя, чтение, беседа |
25 | Светлое Христово Воскресение. Пасха. | В. Никифоров-Волгин «Светлая заутреня», Детская Библия, Н.П.Богданов-Бельский «В церкви», И.Г.Машков «Светлый праздник Пасхи», Ф.В. «В церкви на Пасху» | Беседа, чтение заучивание |
26 | Народные традиции – Пасхальные радости. | И. Шмелев «Лето Господне», Н.А. Кошелев «Дети, катающие пасхальные яйца» | Чтение, игра |
27 | Народные традиции – Красная горка. «Не забывайте тех, кто во дни своего существования не забывал Вас ни одной минутки» | И. Сахаров «Сказания русского народа», И. Бунин «Две радуги», В. Никифоров-Волгин «Радуница»,Ф.В. Сычков «Пляска», «На качелях в праздник»1 | Чтение, беседа |
28 | Народные традиции – Егорьев день. Обряды и обычаи весенней пахоты и сева. |
Икона Святой Георгий Победоносец, И. Шмелев «Лето Господне», В.Н.Телин «Егорьев день» | Рассказ учителя. чтение |
29 | Дело милосердия | Акция добрых дел | |
30 | Вознесение Господне. | Икона «Иоанн Богослов», А. Рублев «Вознесение»,А. Островский «Из записок замоскворецкого жителя» | Чтение, беседа |
31 | Святые земли русской – Евдокия и Дмитрий Донской. | Духовная музыка «Величаем, величаем Тя, Пресвятая Дево», А. Бородин «Богатырская симфония», В.М. Васнецов «Святая княгиня Евдокия», В.В.Владимиров «Кончина Дм.Донского», Повесть о Куликовской битве. Страницы летописи, Б. Зайцев «Благословление преподобного Сергия Радонежского» | Сообщения старшеклассников, игра- путешествие |
32 | Владимирская икона Божией Матери. | Икона Владимирской Божией Матери, М. А.Волошин «владимирская Богоматерь» | Рассказ учителя |
33 | Народные традиции – Запашка. | А.Терещенко «Быт русского народа», детские народные стишки, А.А.Рылов «Пашня» | Чтение, беседа |
34 | День Святой Троицы. Народные традиции – от Вознесения до Троицы. | А. Рублев «Троица». М.В.Нестеров «Троица Ветхозаветная», Б.М.Кустодиев «Троицын день», И. Шмелев «Лето Господне», детские народные стишки, А. Фет «Весенний дождь» | Чтение, беседа |
35 | Преображение. Народные традиции август – Праздник печеной картошки. | Феофан Грек «Икона Преображение», И. Шмелев «Яблочный Спас», Н.П. Богданов-Бельский «Натюрморт» | Чтение, беседа, игра |
2-й год обучения
№ |
Наименование разделов, тем. | Дидактический материал | Приемы организации учебно-воспитательного процесса |
Раздел. У родного очага. | |||
1 | История страны – история рода «Где существуют истории родов, там возможны общие истории» К.Н.Бестужев-Рюмин | И. Никитин «Родословное древо русского государства»,М.В.Нестеров «На Руси», Е. Баратынский «Родина», концерт №32 Д.Бортнянского | Беседа |
2 | Понятие «фольклор». Связь фольклора со всеми основными событиями и этапами русской семьи. «Что за золото пословицы русские!» А.С. Пушкин | Загадки, пословицы, поговорки,потешки, приговоры, заклички, иллюстрации «Энциклопедии детского фольклора» | Беседа, заучивание |
3 | Сказка про Ивана-Царевича (игра с элементами фольклора). | игра | |
4 | Успение. Народные традиции – Окончание жатвы. | Феофан Грек икона Успение, И.Бунин «Вечер»,И. Сахаров «Сказание русского народа», Б.М.Кустодиев «Молотьба» | Чтение, рассказ учителя |
5 | Семья – храм рода, малая церковь, «духовный очаг» | Икона «Христос благославляющий детей»,Н.Н Соломин «Моя семья»,Ф. Славянский «Семейная картина», Л.Н. Толстой «Детство», «Союз Священный» из книги Т.А.Флоренской «Мир дома твоего» | Чтение, беседа |
6 | Древний обычай «играть свадьбу». | «Благослови, Господи!» из писем святителя Феофана Затворника , С.И.Грибков «Благословление на свадьбу», О.М. Цветаева «Боярская свадьба» | Рассказ учителя, чтение |
7 | Свадебные песни. Свадебные причитания, «наговоры». | Инсценировка пермской народной свадьбы С.И. Пушкина «Сужено, ряжено…» | Чтение по ролям |
8 | Обряд «венчания» – центральный эпизод традиционной русской свадьбы. | А.В. Кольцов «Любовь благословила вас», К.Е. Маковский «Под венец», В.Е. Феклистов «Приготовление невесты к венцу»«Восприми венцы их в Царствии Твоем» из книги Т.А. Флоренской «Мир дома твоего» | Беседа, рассказ учителя и родителя |
9 | Понятие «народное зодчество», «дом» – жилище, семья. | Иллюстрации «Энциклопедии детского фольклора» | Рассказ учителя |
10 | Очаг как отражение уклада жизни русского народа | Д.Журавлев «Сказ про самовар», Ю. Кугач «В субботу», «Накануне праздника» | беседа |
11 | Русская изба, ее внутреннее и внешнее убранство. | Интерьер крестьянской избы, Р. Фелицин «На крыльце избы», В.И.Суриков «Деревенская божница», Н.Н.Соломин «Бабушкин сундук» | Экскурсия, беседа |
12 | Русская печка – всему дому кормилица. | 1 | |
13 | Каша – традиционное блюдо русского народа. | Диск «Вкусные истории», раздаточный материал «Злаковые культуры» | Сообщение учащихся, практическая работа |
14 | Из истории русского костюма. | Иллюстрации « Эциклопедии детского фольклора» | Рассказ учителя |
15 | Рождение ребенка в доме. | В.М.Максимов «Материнство», И.А.Бунин «Ангел» | |
16 | Крещение | В.А. Никифоров-Волгин «Крещение человека», П.И. Коровин «Крестины», Ю.А. Сергеев «Крестины» | Чтение, беседа |
17 | Мать, матушка…святые слова. Заповедь «Почитай отца своего и мать свою» | Библейская притча о первом чуде Иисуса Христа, «Памятный вечер» из книги священника А.Рождественнского «Семья православного христианина», Ф.Шуберт «Аве Мария» | Пересказ, заучивание, беседа |
18 | Молитва матери | «Молитва матери» » из книги священника А.Рождественнского «Семья православного христианина», Д.В.Петров «Молитва матери», А.и. Корзухин « В красном углу» | Чтение. беседа |
19 | Необрядовое песенное творчество: колыбельные | С.И.Грибков «У колыбели», колыбельные песни | заучивание |
20 | Играем в старинные детские игры. | Игра «Было у матушки много детей»1 | игра |
21 | «Всем детишкам по лаптишкам»(народная игрушка) | Иллюстрации «Энциклопедии детского фольклора» | Беседа, рассказ учителя |
22 | Мифологические былинки – рассказы. Нравоучительные основы народных сказок. |
Сказки бабушки Агафьи,Как Иван-царевич ходил за глазной, живой и мертвой водой | Чтение, беседа |
23 | День памяти былинного героя – Ильи Муромца (веселое представление) | 1 | инсценирование |
24 | День Ангела (праздник в доме) | К.В.Лемох «Лето с поздравлениями», С.И. Пушкин «День ангела» | Беседа, сообщения учащихся1 |
25 | Как не быть одиноким? Примирись с другими! Помоги слабому! | Л.Н.Толстой «Детство» (гл.16-18), Н.Заболоцкий «Некрасивая девочка». Притчи о всепрощении из Библии | Нравственное чтение1 |
26 | «Добрый день, дорогой сын!» (О воспитании мальчиков). | В.А. Сухомлинский «Добрый день, дорогой сын!», А. Рождественнский «Все доброе, все честное , все справедливое достигается трудом…» | Чтение, беседа |
27 | Взялся за дело- будь в нем до конца | Поучение Сильвестра сыну Анфиму | Беседа ,рассказ учащихся |
28 | «Вот как воспитывают характер…» | Д. Мамин-Сибиряк «Кусочек черного хлеба» | Чтение, беседа |
30 | Воспитание девочек | В.Г.Распутин «Женский разговор» | Чтение, беседа |
31 | Святые земли Русской – Серафим Саровский. | Житие Серафима Саровского, Икона Пр.Серафима Саровского | Чтение, беседа, пересказ |
32 | Смоленская икона Божией Матери. | Икона Богоматерь одигитрия Смоленская, Л.Н. Толстой «Война и мир»,Б.В.Зворыкин «Молебен перед Бородинской битвой» | Рассказ учителя |
33 | Устройство храма | 1 | Экскурсия,беседа |
34 | Экскурсия по святым местам | 1 | Экскурсия |
Список литературы
1. Асов А.И. Мифы и легенды древних славян. –
М., 1994.
2. Бородина А.В. Православие –
культурообразующая религия России. – М., 2006.
3. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991.
4. Григорьев В.М. Народные игры и традиции
в России. – М., 1992.
5. Забылин М.М. Русский народ, его обычаи,
обряды, предания, суеверия и поэзия. – М., 1993.
6. Исенко С.П. Русский народный костюм. – М.,
1995.
7. Кравцов Н.Н. Русское устное народное
творчество. – М., 1983.
9. Кедяркина Ф.И. Край наш Лукояновский. – Н.
Новгород., 2000.
10. Край наш Лукояновский. Выпуск 2. Исторический
справочник. Сост. Кашина Г.И., Комиссаров В.В.,
Табашин Н.В. – Арзамас., 2009.
11. Низова Г.Ю. Наши праздники.– Издание
Макариев-Решемской обители.
12. Селешников С.И. История календаря и
хронология. – М., 1977.
13. Ополовников А.В. Русское деревянное
зодчество, гражданское зодчество. – М., 1993.
14. Панкеев И. Обычаи и традиции русского
народа. – М., 1998.
15. Попова О.С. Русское народное искусство. –
М., 1972.
16. Русская семья. Праздники и традиции М., Белый
город 2009.
17. Русская семья. От рождения к вечности М., Белый
город, 2009.
18. Устинова Т. Русский народный танец. – М.,
1976.
19. Энциклопедия детского фольклора М., Белый
город, 2008.