Деепричастный оборот

Разделы: Русский язык


УМК: Русский язык. 6кл.: учебник для общеобразовательных учреждений под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.–М.:Дрофа, 2014г.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: дать представление о деепричастном обороте.

Задачи:

  • формировать умение определять деепричастный оборот, выделять на письме запятыми,  различать причастный и деепричастный оборот;  
  • развивать умение создания текста, используя причастные обороты;
  • воспитывать чуткое отношение к языку.

Оборудование: доска, учебник «Русский язык 6 класс; под ред. М.М.Разумовской, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап Приветствие. Предлагаю открыть тетради и записать число. Записывают число.
2. Этап проверки домашнего задания Задача.  Проверить знания о причастном обороте и умение использовать их в речи, подвести к изучению новой темы.
Описание задания. Прочитайте сочинения –миниатюры на тему «Зимнее утро» и укажите причастные обороты, которые вы использовали в тексте.
– Выделили ли вы причастный оборот запятыми? Почему?

Результат. Повторены знания о причастном обороте и знаках препинания при нём.
Учащиеся владеют навыком создания текста.
Умеют использовать причастный оборот в речи.

Задача. Закрепить знания о причастном обороте.

УУД: 

Умение определять причастный оборот.
Умение использовать причастный оборот в речи.
Умение построения текста.

Учащиеся зачитывают свои работы и называют причастные обороты.
Учащиеся рассказывают о знаках препинания при причастном обороте.

3. Этап подготовки учащихся к активизации усвоения нового материала. Задача. Создать условия для восприятия нового материала.

Описание задания.
– Ребята, ведь мы уже начали изучать другую часть речи – деепричастие. А почему же мы говорим о причастном обороте?
– Какова же тема урока?
– Сформулируйте цель урока.
– Составим коллективный портрет деепричастия  как части речи.
– Запишите деепричастия.

Результат. Владеют знаниями о причастном обороте.
Умеют по аналогии составлять определения.
Умеют логично строить высказывание.

Задача. Подготовиться к восприятию нового материала.

УУД:

Умение видеть сходство причастного и деепричастного оборотов.
Умение высказывать свои суждения на проблемный вопрос.
Учащиеся предполагают, что так же, как и причастный, существует и деепричастный оборот.
Учащиеся формулируют тему и цель урока.

Учащиеся называют:

– грамматические признаки;
– морфологические признаки;
– синтаксические признаки;
– морфемные признаки.

4. Этап усвоения новых знаний. Задача. Дать учащимся первичное представление о деепричастном обороте.

Описание задания. – Составьте словосочетания с деепричастиями в роли главного слова.
– Как вы думаете, как называется это сочетание деепричастия с зависимым словом?
– Составьте предложения  с полученными деепричастными оборотами.
– Нужно ли выделять деепричастные обороты запятыми?
– Сверьте свои ответы с учебником.

Результат. Осознаны представления о деепричастном обороте.
Поиск информации в учебнике.

Задача. Получить первичное  представление о деепричастном обороте.

УУД:

Умение строить словосочетания и предложения.
Умение определять деепричастный оборот.
Умение соотносить свои предположения с научными определениями.

Учащиеся записывают словосочетания, обозначают главные и зависимые слова.
Учащиеся отвечают: «Деепричастный оборот»

Учащиеся записывают.

Учащиеся читают определение в учебнике на с.207-208.

Физминутка Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо встать...
Проговаривая слова, учащиеся выполняют действия.
5. Этап проверки полученных знаний. Задача. Установить, усвоены ли учащимися полученные знания о деепричастии и деепричастном обороте.

Описание задания. – Выполните упр. 506. по группам:
1гр.– выписать предложения с одиночным деепричастием и подчеркнуть грамматическую основу и обстоятельство.
2 гр. – выписать предложения с деепричастным оборотом и подчеркнуть грамматическую основу и обстоятельства.
– Каким членом предложения является деепричастный оборот?

Результат. Усвоены знания о деепричастии и деепричастном обороте.
Умеют определять главные и второстепенные члены предложения.
Умеют оценить ответ одноклассника.

Задача. Проверить, насколько усвоен теоретический материал о деепричастии и деепричастном обороте.

УУД:

Умение определять деепричастие и деепричастный оборот.
Умение определять грамматическую основу предложения и второстепенные члены.
Умение оценивать ответ.

Учащиеся работают по группам, затем зачитывают выписанные предложения, и группы оценивают друг друга.

Учащиеся отвечают: «Обстоятельством»

6. Этап закрепления полученных знаний. Задача. Закрепить знания о деепричастном обороте и умение выделять его в тексте.

Описание задания. – Запишите под диктовку текст, подчеркните деепричастный оборот как член предложения.

Два дня и три ночи бесилась погода, и на третий день улеглась. Малиновый солнечный шар коснулся снизу сквозной юго-восточной лазури. Он вспыхивал из-за леса, уменьшаясь и плавясь в золото. Но едва поднявшись над лесом, едва успев расплавиться, великое наше светило начало краснеть и падать.

(В.Белов)

– Какое значение имеет деепричастный оборот в тексте?

Результат. Усвоены знания о деепричастном обороте.
Определено значение деепричастного оборота.
Умеют устанавливать границы деепричастного оборота.

Задача. Проверить уровень знаний по теме, изученной на уроке.

УУД:

Умение определять деепричастный оборот в тексте.
Умение определять синтаксическую роль деепричастного оборота.
Умеют корректировать ответ.
Умение логично выстраивать устный ответ.

Учащиеся после записи называют деепричастные обороты.

– Деепричастный оборот конкретизирует действие, выраженное сказуемым. Например, всплывал(как), уменьшаясь и плавясь в золото.

7. Рефлексия Задача. Дать учащимся возможность оценить свою деятельность на уроке и уровень своих знаний.

– Достигли ли мы цели, которую поставили в начале урока?
– Назовите ключевые слова урока.
– Что главным является при определении деепричастного оборота?

Результат. Умеют анализировать свою деятельность.
Умеют логично строить устный ответ
Умеют соотносить свои знания со знаниями других.

Задача. Проанализировать свою работу, уровень знаний, обсудить свою деятельность на уроке.

УУД:

Умение определять уровень своих знаний.
Умение адекватно оценивать свою деятельность.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

8. Этап формирования информированности учащихся о дом. задании. Комментарии по выполнению. 1гр. (немотивированные) – упр. 508 по заданию учебника;
2гр. (слабо мотивированные) – выписать 5 пр-ий с деепричастным оборотом из худ. литературы;
3гр. (замотивированные) – составить текст на тему «Школьная перемена» с использованием деепричастных оборотов.
Учащиеся записывают домашнее задание.