Пояснительная записка
Программа рассчитана на детей 14-16 лет.
Срок реализации программы – 2 года.
Режим работы – 1 час в неделю.
Программа модифицированная.
Занятия групповые.
Элективный курс ориентирован, на обучающихся, проявляющих повышенный интерес к изучению химии и собирающихся продолжить образование в учебных заведениях естественнонаучного профиля.
Для успешной реализации задач школьного химического образования имеет предоставление обучающимся возможности изучения курса по выбору, содержание которого предусматривает расширение и углубление знаний, развитие познавательных интересов, целенаправленную предпрофессиональную ориентацию.
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач.
Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.
Данный курс по выбору является углубленным и предназначен для 8–9-х классов и рассчитан на 70 часов (35 часа в 8 классе; 35 часа в 9 классе).
Курс отвечает требованиям программы школы «Интеграция основного и дополнительного образования на базе общеобразовательной школы».
Цель: закрепление, систематизация и углубление знаний учащихся по химии путем решения разнообразных задач повышенного уровня сложности.
Задачи курса:
- научить решать разнообразные задачи повышенного уровня сложности, соответствующие требованиям письменных вступительных экзаменов по химии;
- конкретизация химических знаний по основным разделам предмета;
- формирование навыков исследовательской деятельности, самостоятельной работы;
- развитие умений логически мыслить, анализировать;
- развитие учебно-коммуникативных умений.
Особенности курса:
- использование знаний по математике, физике, биологии;
- использование местного материала для составления условий задач;
- развитие вычислительных навыков;
- умение применять важнейших вычислительных навыков, физических законов
Требования к знаниям и умениям учащихся:
После изучения данного элективного курса обучающиеся должны
Знать:
- способы решения различных типов задач;
- основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;
- стандартные алгоритмы решения задач.
После изучения данного элективного курса обучающиеся должны
Уметь:
- решать задачи различных типов;
- видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров системы, описанной в задаче;
- работать самостоятельно и в группе;
- владеть химической терминологией;
- пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач.
Курс базируется на знаниях, получаемых при изучении ребятами химии в основной школе, и не требует знания теоретических вопросов, выходящих за рамки школьной программы.
Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия задачи, использование в условии задачи сведений практического характера.
Программа курса рассчитана на два года обучения:
1-й год (8 класс) – начальный этап решения задач по курсу химии. Особое внимание уделяется изучению алгоритмов решения задач на уравнениях реакций, в том числе на параллельные и последовательные превращения и на превращения, происходящих в растворах; использование газовых законов; нахождение молекулярных формул неорганических веществ. Обучающиеся предлагают комбинированные задачи, сочетающих в себе несколько алгоритмов решения.
2-й год (9-й класс) – заключительный этап. Решение наиболее сложных задач, преимущественно комбинированного характера, кроме того, предусматривается знакомство учащихся с тестовыми заданиями, используемыми при проведении Государственной итоговой аттестации (ГИА).
Программа курса
1 год обучения (1 час в неделю, всего 35 часов)
Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. (1 час)
Основные законы и понятия химии (5 часов)
Количественные соотношения в газах (5 часов)
Количественные соотношения в растворах (5 часов)
Задачи на уравнениях реакций (11 часов)
Решение олимпиадных задач 8 класса (8 часов)
2 год обучения (1 час в неделю, всего 35 часов)
Основные закономерности протекания химических реакций (6 часов)
Решение олимпиадных задач 9 класса (6 часов)
Задачи на тему «Теория электролитической диссоциации» (5 часов)
Задачи на тему «Химия элементов»(8 часов)
Комбинированные задачи (10 часов)
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Количество часов | Форма контроля | Литература |
1-й год обучения (1 ч в неделю, всего 35 ч) | ||||
1 | Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. Общие требования к решению задач по химии. Способы решения задач | 1 | Входное тестирование | Ваш домашний репетитор 8-11 класс «Сборник задач по химии с решениями» Автор: Н.Е. Кузьменко, В.В. Ерёмин |
2-3 | Решение задач на нахождение массовых долей | 2 | Отчет по решенным задачам | Сборник задач и упражнений по химии 8-11 класс Автор: А.Д. Микитюк |
4-5 | Задачи на нахождение неизвестного индекса по данным массовой доли одного из элементов в веществе | 2 | Отчет по решенным задачам | Книга для чтения по неорганической химии часть1 |
6-7 | Задачи на нахождение молекулярных формул неорганических веществ по данным массовых долей элементов | 2 | Отчет по решенным задачам | Книга для чтения по неорганической химии часть2 |
8-9 | Задачи с использованием количества вещества при нахождении объёма газов, числа молекул и массы вещества | 2 | Отчет по решенным задачам | КИМ 8 класс |
10-11 | Задачи с использованием плотности и относительной плотности газов. | 2 | Отчет по решенным задачам | Тесты.Централизованное тестирование |
12-14 | Вычисления с использованием закона Авогадро и следствий из закона. | 3 | Отчет по решенным задачам | КИМ 8 класс |
15-16 | Задачи на нахождение массовых долей растворённых веществ в растворах | 2 | Отчет по решенным задачам | КИМы прошлых лет |
17-18 | Задачи на уравнениях реакций | 2 | Отчет по решенным задачам | Ваш домашний репетитор 8-11 класс «Сборник задач по химии с решениями» Автор: Н.Е. Кузьменко, В.В. Ерёмин |
19-20 | Задачи на уравнениях реакций, когда одно из реагирующих веществ содержит примеси | 2 | Отчет по решенным задачам | Сборник задач и упражнений по химии 8-11 класс Автор: А.Д. Микитюк |
21-22 | Задачи на уравнениях реакций с указанием практического выхода реакции | 2 | Отчет по решенным задачам | Книга для чтения по неорганической химии часть 1 |
23-24 | Генетические связи | 2 | Отчет по решенным задачам | Книга для чтения по неорганической химии часть 2 |
25-26 | Задачи на избыток и недостаток | 2 | Отчет по решенным задачам | КИМ 8 класс |
27-28 | Смешанные задачи | 2 | Отчет по решенным задачам | Тесты.Централизованное тестирование |
29 | Задачи на термохимических уравнениях | 2 | Отчет по решенным задачам | КИМ 8 класс |
30-31 | Решение олимпиадных задач 2013-2014 учебного года | 2 | Отчет по решенным задачам | архив |
32-33 | Избранные олимпиадные задачи предыдущих лет | 2 | Отчет по решенным задачам | архив |
34-35 | Школьная олимпиада по химии | 2 | олимпиада | Сборник олимпиад по химии |
2-й год обучения (1 ч в неделю, всего 35 ч) | ||||
1 | Повторение, обобщение типов задач, изученных в 8 классе | 1 | Дифференцированное тестирование | Ваш домашний репетитор 8-11 класс «Сборник задач по химии с решениями» Автор: Н.Е. Кузьменко, В.В. Ерёмин |
2-3 | Задачи на тему «Скорость химических реакций» | 2 | Отчет по решенным задачам | Сборник задач и упражнений по химии 8-11 класс Автор: А.Д. Микитюк |
4 | Задачи на тему «Химическое равновесие» | 1 | Дифференцированное тестирование | Книга для чтения по неорганической химии часть 1 |
5 | Задачи на тему «Термохимия» | 1 | Отчет по решенным задачам | Книга для чтения по неорганической химии часть 2 |
6-7 | Решение олимпиадных задач олимпиады 2013-2014 учебного года | 2 | Дифференцированное тестирование | архив |
8-9 | Школьная химическая олимпиада | 2 | олимпиада | Сборник олимпиад по химии |
10-11 | Избранные задачи химической олимпиады прошлых лет. | 2 | Отчет по решенным задачам | Сборник задач и упражнений по химии 8-11 класс Автор: А.Д. Микитюк |
12-14 | Комбинированные задачи на уравнениях реакций, происходящих в растворах. | 3 | Дифференцированное тестирование | Книга для чтения по неорганической химии часть 1 |
15 | Задачи по теме «Сера и её соединения» | 1 | Отчет по решенным задачам | Книга для чтения по неорганической химии часть 2 |
16 | Задачи по теме « Азот и фосфор и их соединения» | 1 | Дифференцированное тестирование | КИМ 8 класс |
17 | Задачи по теме «Углерод и его соединения» | 1 | Отчет по решенным задачам | Тесты. Централизованное тестирование |
18-19 | Качественные и расчетные задачи по теме «Электролиз растворов и расплавов электролитов». | 2 | Дифференцированное тестирование | КИМ 8 класс |
20-21 | Задачи с использованием ряда стандартных электродных потенциалов металлов. | 2 | Отчет по решенным задачам | КИМы прошлых лет |
22-23 | Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с использованием метода электронно-ионного баланса и расчеты по ним. | 2 | Дифференцированное тестирование | Ваш домашний репетитор 8-11 класс «Сборник задач по химии с решениями» Автор: Н.Е. Кузьменко, В.В. Ерёмин |
24-27 | Качественные и расчетные задачи по теме «Электролиз растворов и расплавов электролитов» | 4 | Экспериментальные задачи | Пособие |
28-30 | Качественные и количественные задачи на превращения неорганических и органических веществ. | 3 | Дифференцированное тестирование | Пособие |
31-35 | Задания ГИА по химии для выпускников основной школы | 5 | КИМ | КИМы прошлых лет |
Методические рекомендации
При реализации программы данного курса рекомендуем обратить внимание на типологию расчетных задач, использовать дифференцированный подход.
Очень важно, чтобы учащиеся научились не только решать задачи по образцу, но и самостоятельно работать над текстом задачи, критически анализировать условия и возможные пути решения.
Несомненно, представленный элективный курс можно расценивать как динамичный «тренинг», но для повышения мотивации учащихся, интенсификации учебной деятельности следует обращаться к современным образовательным технологиям (технология решения изобретательских задач, технология развития критического мышления).
Необходимо акцентировать внимание на том, чтобы ребята могли научиться не только великолепно решать задачи разных типов, но и самостоятельно составлять собственные задачи (на примере краеведческого материала, информации экологической направленности, практических жизненных ситуаций).
Литература
- Н.Е. Кузьменков, В.В.Ерёмин. Сборник задач по химии с решениями. 8-11 классы – М: «ОНИКС 21 век», 2013.
- Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.
- Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений.
- А.Д. Микитюк. Сборник задач и упражнений по химии. Ко всем действующим учебникам по химии за 8-11 класс.- М; «Экзамен», 2010.
- Готовимся к олимпиаде по химии: сборник заданий и ответов для 8-11 классов.
- Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю.В. Химия. Задачник, 8-11 классы, 2001.
- Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 1996.
- Химия. Пособие-репетитор для поступающих в ВУЗЫ. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2004.