Цели урока:
- образовательные: повторить и обобщить знания по теме: «Электрические явления»; сформировать у учащихся понятие, что электрический ток характеризуется физической величиной, называемой сила тока;
- развивающие: развитие информационной компетенции (умение выделять главное и необходимое в информационном потоке различных источников); развитие учебно-познавательной компетенции (развитие умения добывать знания непосредственно из опыта и представлять полученные результаты; развитие навыков работы с оборудованием).
- воспитательные: развитие коммуникативной компетенции (владение способами совместной деятельности в паре и группе; развитие позитивных навыков общения; умение корректно вести учебный диалог).
Оборудование: источник питания, лампа, ключ, резистор, амперметр, мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Мотивационно-ориентированный этап (10 мин).
1. Введение
Окружающий нас мир полон тайн и загадок. Что может быть интереснее постиженье этих тайн. И что может быть прекраснее человеческого стремления к вершине познания окружающего мира.
К дальним селам, городам,
Кто идет по проводам?
Светлое Величество –
Это … электричество!
Ребята, что мы сегодня будем изучать? (Электрический ток)
2. Проверка домашнего задания.
На прошлых уроках мы изучили с вами электрические цепи, сегодня мы изучим одну из характеристик электрического тока – силу тока. Но прежде всего, повторим домашнее задание.
Задание № 1. Фронтальный опрос. (Вопросы появляются на экране с помощью мультимедийного проектора.)
- Что называют электрическим током?
- Что собой представляют электрический ток в металлах?
- Что принято за направление протекания тока в цепи?
- Назовите элементы (лампа, ключ, источник питания)
- Назовите действие тока, используемое в каждом случае:
а) приготовление пищи на электрической плитке;
б) никелирование деталей;
в) нагревание воды электрическим кипятильником;
г) подъем деталей с помощью электрического магнита;
д) при работе электрического звонка.
Задание № 2.1. Установите соответствие между физическими приборами и устройствами и именами ученых, которым принадлежит их изобретение. Вариант 1.
( на доске оформлено задание № 2 вариант 1 и 2) Ответ :234
ФИЗИЧЕСКИЙ ПРИБОР, УСТРОЙСТВО | ИМЕНА УЧЕНЫХ | ||
А) Паровая машина | 1) Ш.Кулон | ||
Б) Источник тока | 2) И.Ползунов | ||
3) А.Вольта | |||
В) Ртутный барометр | 4) Торичелли | ||
А | Б | В |
2.2. Установите соответствие между физическим прибором и физической величиной, которую он измеряет. Вариант 2. Ответ: 4321
ПРИБОР | ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ | |||
А) ЭЛЕКТРОСКОП | 1) прибор для измерения давления. | |||
Б) ДИНАМОМЕТР | 2) прибор для измерения силы тока. | |||
В) АМПЕРМЕТР | 3) прибор для измерения силы. | |||
Г) БАРОМЕТР | 4) прибор для демонстрации электризации. | |||
А | Б | В | Г |
Задание № 3 (индивидуально, заполнение кроссворда). Приложение 1
(индивидуальная работа в тетради и на доске) (3 человека работают)
Карточка 1. Начертить схему, состоящую из источника тока, двух резисторов, ключа. Соберите цепь.
Карточка 2. Начертить схему, состоящую из источника тока, лампочки, звонка и ключа.
Карточка 3. Перечислить входящие в цепь элементы.
Карточка 4. Перечислить входящие в схему элементы.
Карточка 5. 1. Расскажите о строении атома. Сколько протонов, нейтронов, электронов?
2. Создание проблемной ситуации (2 мин). Итак, мы повторили ранее изученный материал, прейдем к опыту. Соберем схему из источника питания, лампы, ключа. Лампа горит. Подключим лампу, которую вы используете для освещения дома к розетке. Лампа горит.
Учитель: Что вы наблюдаете?
Ученики: При замыкании лампы загораются, но одна лампа горит ярче другой.
Учитель: Как вы думаете почему?
Учащиеся выдвигают гипотезу, либо несколько гипотез.
Ученики: Может быть, в лампах течет разный ток. В одной лампе ток большой, а в другой маленький.
Уточнение гипотезы.
Учитель: Так что вы имели в виду, когда говорили, что может быть, ток в лампах течет разный?
Ученики: Возможно, через лампы протекает ток разной силы.
Учитель: Какова же тема нашего урока?
Ученики: Сила тока. Измерение силы тока.
II. Исполнительский этап (10 мин).
1. Постановка учебной задачи.
Учитель: Что же мы должны узнать о силе тока?
Ученики должны узнать:
- Как обозначается сила тока?
- Как можно вычислить силу тока?
- Единицы измерения силы тока.
- Как можно измерить силу тока?
2. Групповая самостоятельная работа.
Учащиеся выбирают задание, делятся на группы, выбирают один из поставленных вопросов, работают с текстом учебника А. В. Перышкин «Физика 8кл.»
Первая группа выясняет, как обозначается сила тока, находит формулу для его вычисления.
Вторая группа выясняет, что принято за единицу измерения силы тока.
Третья группа выясняет, как измеряют силу тока.
III. Взаимообучение (8 мин).
1. От каждой группы выступает 1 ученик.
Первая группа: т.к. сила тока характеризует электрический заряд, проходящий через поперечное сечение проводника за единицу времени, то для вычисления силы тока необходимо заряд, проходящий через поперечное сечение проводника за промежуток времени t, поделить на этот промежуток времени.
I – сила тока.
I = q / t. (Обозначение и формула записываются на доске и в тетрадях.)
Вторая группа: на международной конференции по мерам и весам в 1948г. было решено в основу определения единицу силы тока положить явление взаимодействия двух проводников с током.
(Рисунок 59 учебника появляется на экране.)
Гибкие проводники при прохождении электрического тока могут притягиваться и отталкиваться.
За единицу силы тока принимают силу тока, при которой отрезки параллельных проводников длиной 1м на расстоянии 1м в вакууме взаимодействуют с силой, 2 * 10-7 Н. Эту единицу называют ампером, в честь французского физика и математика Андре Мари Ампера.
(Его портрет появляется на экране.) Обозначение: [I] = 1А, 1А = 1 Кл/с.
Учитель: Велик ли ток в 1 ампер? Посмотрите на таблицу, вы видите данные технического справочника (показывается на экране).
Сила тока: в электрической бритве 0,08А; в карманном радиоприемнике 0,1А; в фонарике 0,3А; в электрической плитке 3- 4А; в двигателе троллейбуса 160-200А.
Сила тока, проходящая через тело человека, считается безопасной 0,001А (1 мА).
Сила тока, приводящая к серьезным поражениям организма 0,1А (100 мА).
Третья группа: для измерения силы тока используют прибор, который называю амперметром, чтобы его отличить от других приборов, на шкале ставят букву А.
На схемах обозначают .
Амперметр включают последовательно с тем прибором, силу тока в котором измеряют. Клемма «+» амперметра соединяют с проводником, идущим от положительного полюса источника тока.
Познакомьтесь с лабораторным амперметром и заполните таблицу.(таблица на доске)
Предел измерения | |
Цена деления | |
Тип прибора |
Учитель: Что же нам предстоит сделать, чтобы измерить силу тока в цепи?
Ученики: Собрать цепь. 2 учащихся у доски собирают цепь, чертят схему.
IV. Закрепление умений и навыков. (10 мин.)
Учитель: Используя полученные знания на уроке решите задачи:
Задача 1. Выразите в амперах силу тока, равную: 1500мА; 270мА; 34мА; 1,2КА.
Ученик записывает результаты на доске: 1,5А; 0,27А; 0,034А» ;1200А
Задача 2. (Упр. 14 (2))Сила тока в лампе фонарика равна 0,3А. Какой заряд проходит через поперечное сечение нити накала лампы за 5минут?
Дано | Си | Решение | ||
I = 1,4А | q = I * t | |||
t = 10мин | 600с | q = 1,4А * 600с = 840 Кл. | ||
q – ? | Ответ: 840 Кл. |
Задача 3. Фронтальная работа с классом + индивидуально (3 человека работают по карточкам с переводом единиц измерения)
200 мА= __0,2_А | 10 мин = ___600 с | 1 ч = _3600с |
4 кДж = _____4000 Дж | 3,4 МДж = 3400000Дж | |
345 мкКл = ___0,000345Кл | 0, 5 мА = __0,0005 А |
Найди лишнего. Каждая команда получает по конверту, в которые вложены карточки с терминами. Необходимо в каждом конверте найти лишнюю карточку.
1 конверт «Физические величины. Объем; масса; плотность; сила тока; заряд; количество теплоты; сопротивление; напряжение; время; мощность; свинец. (свинец)
2 конверт «Физические приборы и механизмы». Амперметр, вольтметр, омметр, динамометр, блок, рычаг, барометр, термометр, спидометр, мензурка, жидкость, молния. (жидкость, молния)
3 конверт « Физические явления». Молния, инерция, радуга, падение тела, тяготение, короткое замыкание, движение, нагревание, трение, кипение, сила тока. (сила тока)
4 конверт «Физические тела». Ручка, лампочка, Солнце, человек, телефон, книга, ножницы, стакан, лопата, кислород, сахар, капля воды. (кислород, сахар)
V. Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин.) Сегодня на уроке мы изучили характеристики силы тока и закрепили знания по теме «Электричество». На следующем уроке вы сможете ответить на вопрос, от каких величин зависит ток в цепи. А теперь давайте подведем итог:
Сила тока - это: Единицы силы тока; Амперметр- это ; Амперметр включают в цепь :
Повторение (электрический ток): выберите правильный ответ (Приложение 2)
Итоги урока ученики подводят самостоятельно. Оценки за урок выставляются учащимся в группах и за решение задач.
Домашнее задание: § 37, 38. Упр. 14 (1, 3). Упр. 15 (3). (Индивид. Упр. 15 (1, 4) Сообщение: 1. Ванна Нерона. 2. Электрическая нянька.)
Спасибо за урок.