"Число 0. Цифра 0". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Педагогическая цель: создать условия для ознакомления с числом 0 и его графической записью – цифрой 0; развития навыков счёта в пределах 10; закрепления знаний состава изученных чисел.

Планируемые результаты (предметные): знать, что при вычитании из числа его самого получается нуль; считать в пределах 10.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

  • Регулятивные: уметь планировать самостоятельную работу; осуществлять взаимопроверку.
  • Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
  • Познавательные: уметь формулировать проблемы; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
  • Личностные: осуществляют организацию исследовательского пространства ученика.

Оборудование:

  • учебник «Математика» 1 класс, М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова, М «Просвещение»,
  • компьютер, проектор.

Ход урока

Содержание взаимодействия с учащимися

Методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Психологический настрой

Смолк звонок.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё на месте! Всё в порядке!
Книжки, ручки и тетрадки,
карандаш, линейка есть!
Разрешаю тихо сесть!

Упражнение «Ладошки» (повернулись, улыбнулись, протянули друг другу ладошки, подарили частичку тепла).

Формирование личностных результатов

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на работу.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познать новое.

Актуализация знаний учащихся. Устная работа.

 

 

Ребята, какое сейчас время года?

Вы знаете, что осенью животные готовятся к зиме.

Кто из животных запасается на зиму орехами и грибами?

Кто впадает на зиму в спячку?

Кто зимой меняет цвет шубки с серой на белую?

Сегодня белка, заяц и медведь пришли к нам на урок, чтобы посмотреть как вы умеете считать. Они принесли вам задания.

 

Организует диалог с обучающимися.

Просматривают презентацию (у автора).

Отвечают на вопросы.

Осень.

 

Белка.

Медведь.

Заяц.

Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные: постановка и решение проблемы.

Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные: умение ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Устный счёт.

Работа с числовыми веерами.

Первое задание от медвежонка (слайд 2)

1. Помогите медвежонку расставить числа по порядку.

Второе задание от белочки (слайд 3)

2. Помогите белочке посчитать грибы в корзинках.

Сколько грибов в 1 корзине? Какой цифрой запишем количество грибов?

Сколько грибов во 2 корзине? Какой цифрой запишем количество грибов?

Сколько грибов в 3 корзине? Какой цифрой запишем количество грибов?

Сколько грибов в 4 корзине? Какой цифрой запишем количество грибов в 4 корзине?

Сколько грибов в последней корзине? Как показать, что в последней корзине нет грибов?

Организация деятельности учащихся

 

 

 

 

 

 

Проблемный и частично-поисковый метод.

Организует диалог с обучающимися и проверку выполнения задания.

Показывают ответы на числовом веере.

Отвечают на вопросы.

Ответы детей.

 

 

2 гриба. Цифрой 2.

3 гриба. Цифрой 3.

4 гриба. Цифрой 4.

5 грибов. Цифрой 5.

В последней корзине нет грибов. Цифрой 0.

Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные: использование знаково-символических средств.

Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Открытие нового знания и формулировка темы урока.

Для того, чтобы показать, что в последней корзине нет грибов, в математике используют число «нуль» (0), которое можно записать цифрой «ноль» (0).

Как вы считаете, что мы узнаем сегодня на уроке?

 

 

Что это за цифра, какое число обозначает?

Регулятивные: умение самостоятельно выделять и формулировать.

Познавательные: умение делать выводы в результате анализа и синтеза мыслительных операций.

Работа по теме урока.

Какова тема нашего урока?

(слайд 4).

Зачем нужно знать про число нуль?

Что напоминает эта цифра?

(слайд 5)

 

 

Число 0. Цифра 0.

 

Чтобы знать, что им можно измерить, решать с ним примеры.

 

Анализ образца и письмо цифры 0.

На что похожа цифра 0?

(слайд 6)

Могу назвать его мячом,
А хочешь, дыркой назовём,
А можно бубликом,
Почти что кругленьким.
Но как его не назовём
Он называется нулём!
(Ф. Дагларджа)

Цифра вроде буквы О –
Это ноль, иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький.
Но не значит ничегошеньки.
(С. Маршак)

– Как вы понимаете последнюю строку стихотворения?

– Правы ли вы в том, что ноль ничего не значит и можно ли обойтись без нуля, мы узнаем в конце урока.

Объяснительно-иллюстративный

Учитель показывает ученикам место нуля на числовой прямой и сообщает детям о том, что 0 делит числовую прямую на две части.

(грецкий орех, дупло и т. д.)

Рассматривают презентацию и отвечают на вопросы.

Учащиеся анализируют образец цифры 0, а затем прописывают цифру в тетради (задание 3, с. 26)

 

 

 

 

Вариант ответа (Ноль ничего не значит.)

Регулятивные: умение самостоятельно выделять и формулировать.

Познавательные: умение делать выводы в результате анализа и синтеза мыслительных операций.

Физкультминутка от зайчика.

Зайка и ушки.
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.

 

Проводит физкультминутку.

Выполняют упражнение.(Пальчики в кулачок. Выставляют вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелят в стороны).

 

– Откройте тетрадь на с. 26.

– сейчас будем учиться писать цифру 0.

– Обведите цифру 0 и напишите её до конца строки.

Подчеркните самую красивую цифру.

Объяснительно-иллюстративный

Показывает образец написания цифры 0 с комментированием.

 

 

Следующее задание от зайчика (слайд 7).

Посмотрите, на чём стоит зайчик?

Зайчик предлагает нам найти значения выражений. Мы будем их находить, а зайчик будет прыгать в определённую сторону, а выполнив его задание, мы посмотрим, куда прискачет наш зайчик.

  • 4-1=
  • 3-1=
  • 2-1=
  • 1-1=

– Куда прискакал наш зайчик?

– Сделайте вывод.

Организация деятельности учащихся

 

– На числовом отрезке.

 

 

 

Выполняют упражнения

 

В начало числового отрезка.

Начало цифрового отрезка обозначается цифрой 0.

Регулятивные: развитие самостоятельной поисковой деятельности и творческих возможностей.

Познавательные: умение высказываться в устной форме.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.

Физкультминутка с медвежонком.

Медвежонок потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Видно мёду не нашел.
Чтобы мёд ему достать,
Нужно на носочки встать.

 

Проводит физкультминутку.

Выполняют упражнения.

 

Первичное закрепление.

Сравнение нуля с натуральными числами. Формирование представления о том, что если из числа вычесть его само, то получится нуль.

Медвежонок отдохнул, а теперь предлагает вам другое задание

Сравните 0 с натуральными числами (слайд 9).

Какие числа мы называем натуральными?

– Сравните числа и сделайте вывод.

Организация деятельности учащихся

Формулирует задание, создаёт эмоциональный настрой, обеспечивает мотивацию выполнения.

Выполняют задания.

 

Те числа, которые мы называем при счёте.

Ноль самое маленькое число.

 

Задание от белочки (слайд 10).

Составьте рассказ по схеме.

 

Составьте соответствующее равенство.

 

 

Составляют рассказ.

– У белочки было 4 гриба. Она их съела. Сколько грибов осталось у белочки?

4-4=0

 

Задание от медвежонка (слайд 11)

Составьте рассказ по схеме про бочки с мёдом.

 

Какое равенство можно записать?

 

 

Составляют рассказ.

– У медведя было 3 бочки мёда, он их съел. Сколько бочек мёда у медвежонка осталось?

3-3=0

 

Задание от зайчика (слайд 12)

Составьте рассказ по схеме про морковки.

Какое равенство можно записать?

 

 

Зайчонок сорвал две морковки и отдал их маме. Сколько морковок осталось у зайчонка?

2-2=0

 

Сделайте вывод, что будет, если из числа вычесть это же число.

 

 

Делают вывод: Если из числа вычесть это же число, получится нуль.

 

Закрепление.

Индивидуальная работа по карточкам (разноуровневые задания)

1-й уровень

  • 5+1=
  • 4+2=
  • 5-1=
  • 6-6=

2-й уровень

  • 4+?=5
  • 3+?=4
  • 8-?=7
  • 9-9=

Метод самоконтроля

Формулирует задание, создаёт эмоциональный настрой, обеспечивает мотивацию выполнения. Организует проверку выполненного задания.

 

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Личностные: готовность к сотрудничеству, оказание помощи, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Проверьте по образцу.

Отметьте галочкой то выражение, которое соответствует теме сегодняшнего урока.

Оцените свою работу смайликом.

 

 

Самопроверка по образцу.

 

Заключительный этап и рефлексия

Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам,
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились!

Работа с рефлексивным экраном. (учащиеся выбирают любое высказывание и продолжают его).

Ребята, а можно ли обойтись без нуля в математике?

Рефлексивный метод

Обеспечивает положительную реакцию учащихся на уроке математики.

Получают позитивный настрой от урока.

 

 

 

 

Нет, без нуля обойтись нельзя. Он необходим для того, чтобы показать полное отсутствие чего-либо.

Регулятивные: оценка-осознание качества и уровня теми или иными учебными действиями; осуществлять итоговый контроль.

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; проявлять активность в деятельности.