Педагогическая цель: создать условия для ознакомления с числом 0 и его графической записью – цифрой 0; развития навыков счёта в пределах 10; закрепления знаний состава изученных чисел.
Планируемые результаты (предметные): знать, что при вычитании из числа его самого получается нуль; считать в пределах 10.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
- Регулятивные: уметь планировать самостоятельную работу; осуществлять взаимопроверку.
- Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
- Познавательные: уметь формулировать проблемы; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
- Личностные: осуществляют организацию исследовательского пространства ученика.
Оборудование:
- учебник «Математика» 1 класс, М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова, М «Просвещение»,
- компьютер, проектор.
Ход урока
Содержание взаимодействия с учащимися |
Методы и приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Психологический настрой |
||||
Упражнение «Ладошки» (повернулись, улыбнулись, протянули друг другу ладошки, подарили частичку тепла). |
Формирование личностных результатов |
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на работу. |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познать новое. |
Актуализация знаний учащихся. Устная работа. |
||||
Ребята, какое сейчас время года? Вы знаете, что осенью животные готовятся к зиме. Кто из животных запасается на зиму орехами и грибами? Кто впадает на зиму в спячку? Кто зимой меняет цвет шубки с серой на белую? Сегодня белка, заяц и медведь пришли к нам на урок, чтобы посмотреть как вы умеете считать. Они принесли вам задания. |
|
Организует диалог с обучающимися. |
Просматривают презентацию (у автора). Отвечают на вопросы. Осень.
Белка. Медведь. Заяц. |
Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя. Познавательные: постановка и решение проблемы. Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов. Коммуникативные: умение ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. |
Устный счёт. |
||||
Работа с числовыми веерами. Первое задание от медвежонка (слайд 2) 1. Помогите медвежонку расставить числа по порядку. Второе задание от белочки (слайд 3) 2. Помогите белочке посчитать грибы в корзинках. Сколько грибов в 1 корзине? Какой цифрой запишем количество грибов? Сколько грибов во 2 корзине? Какой цифрой запишем количество грибов? Сколько грибов в 3 корзине? Какой цифрой запишем количество грибов? Сколько грибов в 4 корзине? Какой цифрой запишем количество грибов в 4 корзине? Сколько грибов в последней корзине? Как показать, что в последней корзине нет грибов? |
Организация деятельности учащихся
Проблемный и частично-поисковый метод. |
Организует диалог с обучающимися и проверку выполнения задания. |
Показывают ответы на числовом веере. Отвечают на вопросы. Ответы детей.
2 гриба. Цифрой 2. 3 гриба. Цифрой 3. 4 гриба. Цифрой 4. 5 грибов. Цифрой 5. В последней корзине нет грибов. Цифрой 0. |
Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности. Познавательные: использование знаково-символических средств. Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
Открытие нового знания и формулировка темы урока. |
||||
Для того, чтобы показать, что в последней корзине нет грибов, в математике используют число «нуль» (0), которое можно записать цифрой «ноль» (0). Как вы считаете, что мы узнаем сегодня на уроке? |
|
|
Что это за цифра, какое число обозначает? |
Регулятивные: умение самостоятельно выделять и формулировать. Познавательные: умение делать выводы в результате анализа и синтеза мыслительных операций. |
Работа по теме урока. |
||||
Какова тема нашего урока? (слайд 4). Зачем нужно знать про число нуль? Что напоминает эта цифра? (слайд 5) |
|
|
Число 0. Цифра 0.
Чтобы знать, что им можно измерить, решать с ним примеры. |
|
Анализ образца и письмо цифры 0. |
||||
На что похожа цифра 0? (слайд 6)
– Как вы понимаете последнюю строку стихотворения? – Правы ли вы в том, что ноль ничего не значит и можно ли обойтись без нуля, мы узнаем в конце урока. |
Объяснительно-иллюстративный |
Учитель показывает ученикам место нуля на числовой прямой и сообщает детям о том, что 0 делит числовую прямую на две части. |
(грецкий орех, дупло и т. д.) Рассматривают презентацию и отвечают на вопросы. Учащиеся анализируют образец цифры 0, а затем прописывают цифру в тетради (задание 3, с. 26)
Вариант ответа (Ноль ничего не значит.) |
Регулятивные: умение самостоятельно выделять и формулировать. Познавательные: умение делать выводы в результате анализа и синтеза мыслительных операций. |
Физкультминутка от зайчика.
|
|
Проводит физкультминутку. |
Выполняют упражнение.(Пальчики в кулачок. Выставляют вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелят в стороны). |
|
– Откройте тетрадь на с. 26. – сейчас будем учиться писать цифру 0. – Обведите цифру 0 и напишите её до конца строки. Подчеркните самую красивую цифру. |
Объяснительно-иллюстративный |
Показывает образец написания цифры 0 с комментированием. |
|
|
Следующее задание от зайчика (слайд 7). Посмотрите, на чём стоит зайчик? Зайчик предлагает нам найти значения выражений. Мы будем их находить, а зайчик будет прыгать в определённую сторону, а выполнив его задание, мы посмотрим, куда прискачет наш зайчик.
– Куда прискакал наш зайчик? – Сделайте вывод. |
Организация деятельности учащихся |
|
– На числовом отрезке.
Выполняют упражнения
В начало числового отрезка. Начало цифрового отрезка обозначается цифрой 0. |
Регулятивные: развитие самостоятельной поисковой деятельности и творческих возможностей. Познавательные: умение высказываться в устной форме. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками. |
Физкультминутка с медвежонком.
|
|
Проводит физкультминутку. |
Выполняют упражнения. |
|
Первичное закрепление. Сравнение нуля с натуральными числами. Формирование представления о том, что если из числа вычесть его само, то получится нуль. |
||||
Медвежонок отдохнул, а теперь предлагает вам другое задание Сравните 0 с натуральными числами (слайд 9). Какие числа мы называем натуральными? – Сравните числа и сделайте вывод. |
Организация деятельности учащихся |
Формулирует задание, создаёт эмоциональный настрой, обеспечивает мотивацию выполнения. |
Выполняют задания.
Те числа, которые мы называем при счёте. Ноль самое маленькое число. |
|
Задание от белочки (слайд 10). Составьте рассказ по схеме.
Составьте соответствующее равенство. |
|
|
Составляют рассказ. – У белочки было 4 гриба. Она их съела. Сколько грибов осталось у белочки? 4-4=0 |
|
Задание от медвежонка (слайд 11) Составьте рассказ по схеме про бочки с мёдом.
Какое равенство можно записать? |
|
|
Составляют рассказ. – У медведя было 3 бочки мёда, он их съел. Сколько бочек мёда у медвежонка осталось? 3-3=0 |
|
Задание от зайчика (слайд 12) Составьте рассказ по схеме про морковки. Какое равенство можно записать? |
|
|
Зайчонок сорвал две морковки и отдал их маме. Сколько морковок осталось у зайчонка? 2-2=0 |
|
Сделайте вывод, что будет, если из числа вычесть это же число. |
|
|
Делают вывод: Если из числа вычесть это же число, получится нуль. |
|
Закрепление. |
||||
Индивидуальная работа по карточкам (разноуровневые задания) 1-й уровень
2-й уровень
|
Метод самоконтроля |
Формулирует задание, создаёт эмоциональный настрой, обеспечивает мотивацию выполнения. Организует проверку выполненного задания. |
|
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Личностные: готовность к сотрудничеству, оказание помощи, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Проверьте по образцу. Отметьте галочкой то выражение, которое соответствует теме сегодняшнего урока. Оцените свою работу смайликом. |
|
|
Самопроверка по образцу. |
|
Заключительный этап и рефлексия |
||||
Работа с рефлексивным экраном. (учащиеся выбирают любое высказывание и продолжают его). Ребята, а можно ли обойтись без нуля в математике? |
Рефлексивный метод |
Обеспечивает положительную реакцию учащихся на уроке математики. |
Получают позитивный настрой от урока.
Нет, без нуля обойтись нельзя. Он необходим для того, чтобы показать полное отсутствие чего-либо. |
Регулятивные: оценка-осознание качества и уровня теми или иными учебными действиями; осуществлять итоговый контроль. Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; проявлять активность в деятельности. |