Внеклассное мероприятие по русскому языку «Лингвистическая тропинка»

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Вид технологии: игровая с элементами ИКТ.

Тип урока:  закрепление изученного по теме “Имя прилагательное” в 6 классе.

Цели:

  • Закрепление знаний, умений, навыков по теме “Имя прилагательное”.
  • Развитие у учащихся интереса к русскому языку.
  • Развитие у учащихся навыков групповой работы.
  • Развитие фантазии и воображения.
  • Воспитание дружелюбия, этических коммуникативных норм.

Оборудование: маршрутные листы, распечатанные листы с заданиями для команд, компьютерные задания.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Слово учителя. 

- Представьте себе, что все вы лингвисты, которые отправляются в путешествие по Лингвистической тропинке.

3. Ориентационно-целевой этап.

- Ваша цель как можно быстрее ее преодолеть, используя свои знания и умения по русскому языку, а особенно по теме “Имя прилагательное” на остановках-станциях. Каждой команде выдается маршрутный лист, следуя которому вы пройдете все станции-остановки.

4. Содержательно-операционный этап.

1. Создаём 2 команды лингвистов. Название своих команд соберите из разрезанных букв, выбираем капитанов.

(Весь класс разбивается на 2 команды “Синие”, “Желтые”; выбираются капитаны команд).

2. Во время вашего путешествия необходимо соблюдать игровые правила. Они таковы:

  1. Используйте свои знания по русскому языку, не заглядывая в учебник и тетрадь.
  2. Внимательно слушайте учителя и товарищей.
  3. Будьте доброжелательны.

За нарушение правил команде будут начисляться штрафные очки.

5. Команды к путешествию по Лингвистической тропинке готовы! 

  • 1 станция - “Части речи” (интерактивная игра).
  • 2 станция – “Загадки” (загадки с использованием имен прилагательных).
  1. Круглое, румяное, с дерева упало (яблоко).
  2. Он пушистый, серебристый, белый-белый, чистый-чистый, в поле лег ковром (снег).
  3. То рыжая, то серая, а названьем белая (белка).
  4. Маленький, удаленький сквозь землю прошел, красну шапочку нашел (гриб).
  5. Расту в земле на грядке я, оранжевая, сладкая (морковь).
  6. Мохнатенькая, усатенькая, по кладовкам рыщет, сметану ищет (кошка).
  7. Сам алый сахарный, кафтан зеленый, сахарный (арбуз).
  8. Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь (клубок).
  9. Конь стальной, хвост льняной (иголка с ниткой).
  10. Синий мундир, желтая подкладка, а в середке сладко (слива).
  • 3 станция – “Составь пословицу” (собрать пословицу из разрезанных слов).
  • 4 станция – “Географическая” (интеграция с географией).
  1. Вспомните название города, по своим признакам являющееся именем прилагательным (Грозный, Новый Уренгой, Нижний Новгород, Бологое, Раменское, Мирный, Отрадный, Долгопрудный).
  2. Вспомните название океана, по своим признакам являющееся именем прилагательным (Тихий, Ледовитый, Индийский, Атлантический, Южный).
  • 5 станция – “Краткие и полные прилагательные” (интерактивная игра).
  • 6 станция – “Планета прилагательных” (работа с текстом).

- Вставьте прилагательные из списка в пропущенные места текста, чтобы получился связный весёлый рассказ. Рассказ оценивается по пятибалльной системе. За выразительное чтение рассказа команда получает дополнительный балл.

Список прилагательных: голубой, клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый, смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, весёлый, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, разноцветный, волшебный, шёлковый, прозрачный, стеклянный, бумажный, оловянный, медный, синий, глубокий, широкий, золотистый, серебристый, носатый, шерстяной, красивый, оранжевый, тряпичный, хороший, каменный, хвостатый, плоский, хозяйский, толстый, худой, зубастый, щекастый, бледный, зелёный, шумный, звонкий, тёплый, ушастый, летучий, кривой, светлый, жёлтый, яркий, чёрный, красный, удивительный, странный, чудной, лиловый, багровый, серый, цветочный, бархатный, атласный, прелестный, чудесный, милый, коричневый, малюсенький, крупный, громадный, железный, кирпичный, колючий.

Текст

На ..... планете жили ..... ..... человечки, у них были ..... глаза, ..... волосы, ..... уши. Зато очень ..... характер. Домики у человечков были ...., с .... крышами. Возле каждого домика сидела ..... собачка. Собачки на этой ..... планете были вместо кур, потому что ..... домики охраняли ..... дракончики и ..... страусы. Они сидели на верёвочках и рычали. На ....., ..... деревьях пели ..... песни ..... мухи. В ..... лесах водились ..... слонята, ..... цыплята, ..... ёжики и ..... ящерицы. А на ..... черепахах ..... человечки ездили в гости. Правитель ..... планеты был человеком ..... и....., он жил в ..... ..... дворце с ..... окнами и ..... дверями. У него были ..... слуги и ..... сад.

  • 7 станция – В гостях у сказки” (интеграция с литературой).

Какое слово надо поставить вместо многоточия?

  1. Сказка Ш. Перро “Красная ....” (шапочка).
  2. Сказка Ш. Перро “Синяя...” (борода).
  3. Сказка М. Метерлинка “Синяя...” (птица).
  4. Рассказ В. Осеевой “Синие...” (листья).
  5. Повесть-сказка А. Погорельского “Черная...” (курица).
  6. Рассказ А.Куприна “Белый...” (пудель).
  7. Сказочная повесть А.Волкова “Желтый...” (туман).
  8. Рассказ Д. Мамина-Сибиряка “Серая...” (шейка).
  9. Рассказ В. Бианки “Оранжевое...” (горлышко).
  • 8 станция – “Род имен прилагательных” (интерактивная игра).

6. Итоги урока. Итак, мы многое узнали об имени прилагательном: рассмотрели признаки этой части речи, группы. Но главное – это то, что имена прилагательные делают нашу речь более красочной, образной, богатой. Не случайно эпитеты – это всегда имена прилагательные. Прилагательные служат для характеристики предметов, явлений окружающего мира, людей.

...
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным.
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным.

7. Оценочный этап. Подведение итогов игры. Награждение победителей.

8. Рефлексия:

– Что тебе не понравилось во время игры?

– Что тебе понравилось во время игры?

– Что помогло победить в игре?

8. Домашнее задание: придумать сказку на тему “Имя прилагательное”.