Вид технологии: игровая с элементами ИКТ.
Тип урока: закрепление изученного по теме “Имя прилагательное” в 6 классе.
Цели:
- Закрепление знаний, умений, навыков по теме “Имя прилагательное”.
- Развитие у учащихся интереса к русскому языку.
- Развитие у учащихся навыков групповой работы.
- Развитие фантазии и воображения.
- Воспитание дружелюбия, этических коммуникативных норм.
Оборудование: маршрутные листы, распечатанные листы с заданиями для команд, компьютерные задания.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
- Представьте себе, что все вы лингвисты, которые отправляются в путешествие по Лингвистической тропинке.
3. Ориентационно-целевой этап.
- Ваша цель как можно быстрее ее преодолеть, используя свои знания и умения по русскому языку, а особенно по теме “Имя прилагательное” на остановках-станциях. Каждой команде выдается маршрутный лист, следуя которому вы пройдете все станции-остановки.
4. Содержательно-операционный этап.
1. Создаём 2 команды лингвистов. Название своих команд соберите из разрезанных букв, выбираем капитанов.
(Весь класс разбивается на 2 команды “Синие”, “Желтые”; выбираются капитаны команд).
2. Во время вашего путешествия необходимо соблюдать игровые правила. Они таковы:
- Используйте свои знания по русскому языку, не заглядывая в учебник и тетрадь.
- Внимательно слушайте учителя и товарищей.
- Будьте доброжелательны.
За нарушение правил команде будут начисляться штрафные очки.
5. Команды к путешествию по Лингвистической тропинке готовы!
- 1 станция - “Части речи” (интерактивная игра).
- 2 станция – “Загадки” (загадки с использованием имен прилагательных).
- Круглое, румяное, с дерева упало (яблоко).
- Он пушистый, серебристый, белый-белый, чистый-чистый, в поле лег ковром (снег).
- То рыжая, то серая, а названьем белая (белка).
- Маленький, удаленький сквозь землю прошел, красну шапочку нашел (гриб).
- Расту в земле на грядке я, оранжевая, сладкая (морковь).
- Мохнатенькая, усатенькая, по кладовкам рыщет, сметану ищет (кошка).
- Сам алый сахарный, кафтан зеленый, сахарный (арбуз).
- Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь (клубок).
- Конь стальной, хвост льняной (иголка с ниткой).
- Синий мундир, желтая подкладка, а в середке сладко (слива).
- 3 станция – “Составь пословицу” (собрать пословицу из разрезанных слов).
- 4 станция – “Географическая” (интеграция с географией).
- Вспомните название города, по своим признакам являющееся именем прилагательным (Грозный, Новый Уренгой, Нижний Новгород, Бологое, Раменское, Мирный, Отрадный, Долгопрудный).
- Вспомните название океана, по своим признакам являющееся именем прилагательным (Тихий, Ледовитый, Индийский, Атлантический, Южный).
- 5 станция – “Краткие и полные прилагательные” (интерактивная игра).
- 6 станция – “Планета прилагательных” (работа с текстом).
- Вставьте прилагательные из списка в пропущенные места текста, чтобы получился связный весёлый рассказ. Рассказ оценивается по пятибалльной системе. За выразительное чтение рассказа команда получает дополнительный балл.
Список прилагательных: голубой, клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый, смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, весёлый, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, разноцветный, волшебный, шёлковый, прозрачный, стеклянный, бумажный, оловянный, медный, синий, глубокий, широкий, золотистый, серебристый, носатый, шерстяной, красивый, оранжевый, тряпичный, хороший, каменный, хвостатый, плоский, хозяйский, толстый, худой, зубастый, щекастый, бледный, зелёный, шумный, звонкий, тёплый, ушастый, летучий, кривой, светлый, жёлтый, яркий, чёрный, красный, удивительный, странный, чудной, лиловый, багровый, серый, цветочный, бархатный, атласный, прелестный, чудесный, милый, коричневый, малюсенький, крупный, громадный, железный, кирпичный, колючий.
Текст
На ..... планете жили ..... ..... человечки, у них были ..... глаза, ..... волосы, ..... уши. Зато очень ..... характер. Домики у человечков были ...., с .... крышами. Возле каждого домика сидела ..... собачка. Собачки на этой ..... планете были вместо кур, потому что ..... домики охраняли ..... дракончики и ..... страусы. Они сидели на верёвочках и рычали. На ....., ..... деревьях пели ..... песни ..... мухи. В ..... лесах водились ..... слонята, ..... цыплята, ..... ёжики и ..... ящерицы. А на ..... черепахах ..... человечки ездили в гости. Правитель ..... планеты был человеком ..... и....., он жил в ..... ..... дворце с ..... окнами и ..... дверями. У него были ..... слуги и ..... сад.
- 7 станция – В гостях у сказки” (интеграция с литературой).
Какое слово надо поставить вместо многоточия?
- Сказка Ш. Перро “Красная ....” (шапочка).
- Сказка Ш. Перро “Синяя...” (борода).
- Сказка М. Метерлинка “Синяя...” (птица).
- Рассказ В. Осеевой “Синие...” (листья).
- Повесть-сказка А. Погорельского “Черная...” (курица).
- Рассказ А.Куприна “Белый...” (пудель).
- Сказочная повесть А.Волкова “Желтый...” (туман).
- Рассказ Д. Мамина-Сибиряка “Серая...” (шейка).
- Рассказ В. Бианки “Оранжевое...” (горлышко).
- 8 станция – “Род имен прилагательных” (интерактивная игра).
6. Итоги урока. Итак, мы многое узнали об имени прилагательном: рассмотрели признаки этой части речи, группы. Но главное – это то, что имена прилагательные делают нашу речь более красочной, образной, богатой. Не случайно эпитеты – это всегда имена прилагательные. Прилагательные служат для характеристики предметов, явлений окружающего мира, людей.
...
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным.
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным.
7. Оценочный этап. Подведение итогов игры. Награждение победителей.
8. Рефлексия:
– Что тебе не понравилось во время игры?
– Что тебе понравилось во время игры?
– Что помогло победить в игре?
8. Домашнее задание: придумать сказку на тему “Имя прилагательное”.