Программа факультативного курса «Наглядная геометрия». 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Рабочая программа факультативного курса «Наглядная геометрия» составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • Фундаментального ядра содержания общего образования;
  • Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
  • Примерной программы основного общего образования по математике как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
  • Программы "Математика" 5-6 классы. Автор-составитель В.И. Жохов.

Цели и задачи курса.

Основными целями пропедевтического курса «Наглядная геометрия» являются:

  • подготовка обучающихся к изучению систематического курса геометрии;
  • сохранение, закрепление и развитие пространственных представлений обучающихся;
  • обеспечение системы развивающего и непрерывного геометрического образования;
  • знакомство с геометрией, как инструментом познания и преобразования окружающей действительности.

Указанные цели реализуются путём решения следующих образовательных задач:

  • широкое ознакомление с основными понятиями систематического курса геометрии;
  • наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и формирование на этой основе абстрактных геометрических фигур и отношений;
  • осмысленное запоминание и воспроизведение достаточного большого числа определений и свойств геометрических фигур, формирование необходимой культуры речи и записи, соблюдение дидактического принципа: «Смотри, говори, пиши!», благодаря чему развиваются все основные виды памяти: зрительная, слуховая и моторная;
  • сравнение и измерение геометрических величин;
  • приобретение навыков работы с различными чертёжными инструментами;
  • решение специально подобранных упражнений и задач, направленных на формирование приёмов мыслительной деятельности;
  • формирование потребностей к логическим обоснованиям, рассуждениям, умозаключениям;
  • специальное обучение математическому моделированию, как методу решения практических задач;
  • сообщение необходимых сведений, связанных с развитием геометрии, деятельностью известных ученых-математиков, что способствует воспитанию у учащихся интереса к предмету, патриотическому воспитанию;
  • организация систематического и обобщенного повторения, в ходе которого осуществляется как актуализация необходимых знаний, так и их закрепление и систематизация;
  • воспитание инициативной, ответственной, целеустремленной личности, умеющей применять полученные знания и умения в собственной практике.

Целесообразность курса

В ряду учебных дисциплин, составляющих в совокупности школьный курс математики, геометрия играет особо важную роль. Эта роль определяется и относительной сложностью геометрии по сравнению с другими предметами математического цикла, и большим значением этого предмета для изучения окружающего мира. Геометрия, являясь неотъемлемой частью математического образования, имеет целью обще-интеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся. Развитие обучающихся средствами геометрии направлено на достижение научных, прикладных и общекультурных целей математического образования, где общекультурные цели обучения геометрии в первую очередь предполагают всестороннее развитие мышления детей, и не только вербально логического, но и практического и наглядно-образного.

Актуальность курса

Геометрия, как учебный предмет, обладает уникальными возможностями для решения главной задачи общего математического образования – целостного развития и становления личности средствами математики.

Ни для кого не секрет, что изучение геометрии в 7 классе средней школы всегда вызывает у обучающихся определённые трудности:

во-первых, им приходится работать с совершенно новыми объектами (геометрическими фигурами), восприятие которых требует умения проводить некоторые абстракции;
во-вторых, происходит знакомство учащихся с новой терминологией, которую нужно усвоить в очень короткий срок;
в-третьих, от учащихся требуется не только свободное владение новым для них языком, но и умение думать на этом языке, чтобы активно воспринимать материал и иметь возможность самостоятельно доказывать какие-то утверждения.

Результаты международного тестирования по линии ЮНЕСКО также показывают недостаточность геометрической интуиции и конструктивного мышления учащихся.

На сегодняшний день это одна из самых актуальных проблем современного математического образования. Академик А.Д. Александров говорил о том, что задача преподавания геометрии – развивать у учащихся три качества: пространственное воображение, практическое понимание и логическое мышление, причём пространственное воображение ставил на первое место.

Психологи утверждают, что именно в 5-6 классе следует уделить этому вопросу особое внимание, это самый благоприятный период для достижения поставленной цели. Геометрическое мышление в своей основе является разновидностью образного мышления, что функционально присуще правому полушарию головного мозга; по мере развития геометрического мышления возрастает роль левого полушария. Отсюда важность геометрии для детей 8-12 лет с доминирующим развитием правого (образного) полушария.

В последнее время появилось большое количество разнообразной (по концепции, способу изложения, подбору материала) литературы для учащихся 5 классов, содержащей геометрический материал. При анализе этой литературы легко заметить два основных направления, которых придерживаются авторы разных пособий.

Первое – в наглядной (часто игровой) форме знакомство детей с разнообразными геометрическими фигурами через серию интересных сюжетов, подкрепленных упражнениями. При этом основной целью, которую ставят перед собой авторы, является развитие пространственных представлений учащихся и привитие им интереса к предмету.

Второе – использование времени для более раннего включения учащихся в систематическое изучение геометрии: на доступном для них уровне и с учетом их психологического и предметного опыта изложение систематического курса, содержащего доказательства многих теорем.

Геометрический материал, предназначенный для изучения в 5 классе, должен представлять собой курс, органично включающийся в структуру непрерывного геометрического образования. С одной стороны, позволяющий углубить и расширить представления детей об известных им геометрических фигурах, а с другой стороны, – имеющий основной целью подготовку учащихся к систематическому изучению геометрии в 7-9 классах.

Практическая значимость курса

В начальной школе дети знакомятся с целым рядом геометрических фигур, работая при этом с готовыми геометрическими формами: различают их на картинке, измеряют длины отрезков, вычисляют периметр и площадь фигуры и т.д. В 5 классе появляется возможность развить геометрические представления детей на новом для них уровне. Углубление и расширение геометрических знаний целесообразно проводить через конструирование моделей и изображение уже знакомых или неизвестных фигур, что позволяет детям понять, как устроены эти фигуры, и познакомиться с некоторыми их свойствами.

Структурное же отличие занятий геометрией в 5 классе от таковых в начальной школе должно состоять в объединение геометрического материала в отдельный учебный предмет. При этом важно так мотивировать изучение геометрии, чтобы оно не превращалось в игру, а вызывало интерес учащихся, главным образом, за счет тщательного подбора доступных для детей форм деятельности: рисования, конструирования, решения разнообразных задач.

Большое внимание уделяется развитию пространственных представлений. Детям предлагаются упражнения на изготовление моделей из бумаги и пластилина (дети руками «чувствуют» многие свойства фигур), а также на рассматривание фигур с различных сторон и рисование получившихся результатов.

Как говорилось ранее, овладение геометрическими терминами и вообще геометрическим языком доставляет в 7 классе ученику и учителю немало хлопот, и потому не следует упускать возможности потренировать ребенка в произнесении геометрических слов, формулировке определений, придумывании различных геометрических фраз.

В пропедевтическом курсе геометрии особую роль играет наглядность. В систематическом курсе наглядность носит, как правило, иллюстративный характер, но в пропедевтическом курсе она должна стать основным источником геометрической информации, что диктует особый подход к подбору и изготовлению средств наглядности.

Программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Такая ориентация подготовительного курса неслучайна, так как в систематическом курсе геометрии вся геометрическая информация представлена в виде логически стройной системы понятий и фактов. Но пониманию необходимости дедуктивного построения геометрии предшествовал долгий путь становления геометрии, начало которого было связано с практикой. Кроме того, изучение систематического курса геометрии начинается в том возрасте, когда интенсивно должно развиваться математическое мышление детей, когда реальная база для осознания математических абстракций должна быть уже заложена. Поэтому перед изучением систематического курса геометрии с учащимися необходимо проводить большую подготовительную работу, которая и предусмотрена программой факультативного курса «Наглядная геометрия».

Место курса в системе математического образования в школе

Новые требования, предъявляемые ныне школе Законом об образовании, и те тенденции, которые характерны для современного этапа ее развития, требуют нестандартных подходов к выявлению скрытых резервов в содержании, формах и методах обучения. Программа факультативного курса наглядно-практической геометрии реализуется в рамках внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления для обучающихся 5 классов и рассчитана на 35 учебных часов. На изучение курса отводится 1 час в неделю в течение одного года.

Выделенный из общей программы 5 класса курс геометрии обеспечивает общую систему изучения геометрического материала в 5 классе с целью на ранних ступенях развития обучающихся подготовить их к осознанному восприятию предмета, исключить формальность усвоения материала, сохранить интерес к предмету.

Пропедевтический курс геометрии – это геометрия без доказательств. Он предусматривает ознакомление в доступной форме с рядом геометрических понятий, решение разнообразных задач на измерение и вычисление, построения без рассуждений и доказательств. Уникальность геометрии, как учебного предмета заключается в том, что она позволяет наиболее ярко устанавливать связи между естественными представлениями об окружающих предметах и их абстрактными моделями; формировать мыслительные операции различных видов и уровней; учитывать индивидуальные особенности протекания психических процессов обучающихся. Ясно, что успешное решение этих задач возможно лишь при условии непрерывного изучения данного предмета.

При этом учитывается следующее:

  • все содержание курса и способ его изложения должны опираться на предыдущий жизненный и геометрический опыт обучающихся;
  • все содержание пропедевтического курса должно подчиняться внутренней логике, максимально приближенной к логике систематического курса;
  • должно быть уделено достаточно внимания развитию речи: работе с терминами, предложениями, формулировке определений;
  • система упражнений должна способствовать, с одной стороны, развитию пространственных представлений, а с другой стороны – знакомить обучающихся с простейшими логическими операциями и закладывать основы формирования навыков проведения этих операций.

Данный курс дает возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий, идей, методов, не нарушая гармонию внутреннего мира ребенка. Соединение этого непосредственного знания с элементами логической структуры геометрии не только обеспечивает разностороннюю пропедевтику систематического курса геометрии, но и благотворно влияет на общее развитие детей, так как позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей.

Форма организации занятий: факультатив.

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В процессе обучения математике обучающиеся знакомятся с понятиями: отрезок, прямая, луч, треугольник, прямоугольник, окружность, круг, угол, формулы; учатся моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости, разрешать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины (планировка, разметка), идентифицировать геометрические фигуры при изменении их расположения на плоскости и в пространстве.

Отбор и конструирование содержания материала пропедевтического курса геометрии, составление тематического планирования базируются на следующих основных принципах:

  • Методологической основой отбора и конструирования содержания курса является системный целостный подход. Его целостность, в данном случае обеспечивается:
  • целостной структурой личности; участием школьников в полноценной геометрической деятельности;
  • целостной структурой геометрической деятельности (то есть присутствием всех её компонентов: интуитивного, логического, пространственного, конструктивного, логического, символьного).
  • При отборе содержания учитывался ведущий наглядно-образный способ мышления детей 10-11 лет, жизненный опыт учащихся. Весь предложенный для изучения геометрический материал исследуется учащимися через формы предметов окружающего мира. Это исследование носит как эмпирический характер – наблюдения и описание геометрических объектов и их свойств, так и экспериментальный – геометрическое конструирование и моделирование, измерение, построение. Программа не предусматривает изучения каких-либо теорем, большинству рассматриваемых геометрических фигур не даются определения, а только описания, и все-таки есть задания, выполнение которых стимулирует учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей.
  • Обязательным условием содержательной линии курса геометрии 5 класса является принцип фузионизма, при котором изучение начинается с пространственных фигур, а плоские рассматриваются как их элементы. В пользу отбора содержания геометрического материала для 5 класса, основанном на принципе фузионизма, указываю следующие причины:
  • геометрия – наука, возникшая из опыта человека, из его наблюдений и преобразований окружающего мира, в котором нет плоских объектов, а только пространственные;
  • при раздельном изучении планиметрии и стереометрии учащиеся не видят общих закономерностей геометрии;
  • задачи, связанные с развитием конструктивно-геометрических умений и навыков, должны решаться именно в возрасте 10-11 лет, когда учащимся нужно и интересно ими заниматься;
  • учебные предметы, которые изучаются в 5 классе (природоведение, ИЗО, технология), в 6 классе (география, биология, ИЗО, технология), в 7 классе (география, биология, технология, физика), когда систематический курс геометрии только начинается, рассматривают различные свойства окружающего трехмерного мира.
  • Линия геометрического образования должна быть:
  • непрерывной, то есть должна соблюдаться идея преемственности изучения геометрического материала в начальной школе и в 5 классе;
  • равномерной, то есть без перегрузок на всех этапах;
  • разнообразной, то есть касаться многих сторон в изучении пространственных отношений.
  • В содержание курса включена система проектных работ.

Формы подведения итогов: программой предусмотрены диагностические работы в конце учебного года (защита проектов, метапредметная викторина).

Планируемые результаты освоения обучающимися программы факультативного курса

Изучение Наглядной геометрии в 5 классе дает возможность учащимся достичь следующих результатов развития:

  • в личностном направлении:
    • уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
    • уметь распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта, вырабатывать критичность мышления;
    • представлять математическую науку как сферу человеческой деятельности, представлять этапы её развития и значимость для развития цивилизации;
    • вырабатывать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач;
    • уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
    • вырабатывать способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
    • умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
    • понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности;
    • умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;
    • представление об основных моральных нормах.
  • в метапредметном направлении:
    • иметь первоначальные представления об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средствах моделирования явлений и процессов;
    • уметь видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
    • уметь выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
    • уметь применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
    • понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
    • уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных математических проблем;
    • уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
  • в предметном направлении:
    • овладеть базовыми понятиями по основным разделам содержания; представлениями об основных изучаемых понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
    • уметь работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики;
    • уметь измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметра, площади и объема фигур;
    • знать определения одних основных геометрических понятий и получить представления о других;
    • изображать знакомые фигуры по их описанию;
    • выделять известные фигуры и отношения на чертежах, моделях и в окружающих предметах;
    • иметь навыки работы с измерительными и чертёжными инструментами;
    • измерять геометрические величины, выражать одни единицы измерения через другие;
    • выполнять построения с помощью заданного набора чертёжных инструментов, в частности, основные построения линейкой и циркулем, решать несложные задачи, сводящиеся к выполнению основных построений;
    • проводить несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач, предусмотренных содержанием курса;
    • пользоваться геометрической символикой;
    • устанавливать связь геометрических фигур и их свойств с окружающими предметами.

Основные виды учебной деятельности

Основными видами учебной деятельности при изучении курса геометрии являются:

  • наблюдение и изготовление геометрических фигур из бумаги, картона, проволоки;
  • геометрический эксперименты для установки основных свойств фигур;
  • измерение;
  • построение;
  • изображение;
  • вычисление по формулам;
  • моделирование.

Информационно-методическое обеспечение

Литература

для учителя:

  1. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. «Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений». – М.: Мнемозина, 2014
  2. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. «Наглядная геометрия. 5-6 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений». – М. Дрофа, 2013
  3. Смирнова Е. С. Методическая разработка курса наглядной геометрии.
  4. Ткачева М.В. Домашняя математика.
  5. Васильев Н.Б. Задачи по математике для внеклассной работы в 5-6-х классах.
  6. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры.
  7. Житомирский В. Т., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране геометрии.
  8. Каченовский М.И. Математический практикум по моделированию.
  9. Белоусова А.Г. Материалы в помощь учителю математики для 5–6 классов (с авторским курсом наглядно-практической геометрии), изд. дополненное и переработанное. Уч. пособие / А.Г. Белоусова. – Воронеж: ВОИПКРО, 2000. – 214 с.
  10. «Математика» – Учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября»

для обучающихся:

  1. Виленкин Н.Я. и др. Математика 5.
  2. Шарыгин И.Ф. и др. Наглядная геометрия 5-6.
  3. Житомирский В. Т., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране геометрии.
  4. Колягин Ю.М. и др. Математика. Рабочая тетрадь для 5 классов. Части 1,2.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3