Цель урока: познакомиться с новой группой простых механизмов - блоками. Доказать, что условие равновесия рычага применимо к блоку. Показать практическое применение блоков.
Задачи урока.
Образовательная: сформировать у учеников знания о блоке, видах блоков-подвижный, неподвижный.
Развивающая: создать условия для развития мыслительных и коммуникативных качеств учащихся.
Воспитательная: воспитывать наблюдательность, умение слушать и оценивать ответы друг друга, умение четко выражать свои мысли.
Оборудование: ноутбук или планшеты, проектор один на класс, ящик с песком, палка, блоки, штатив, нить, грузы, динамометры, бруски.
Этапы урока:
1. Повторение материала. Работа с тренажером.
2. Новый материал.
3. Закрепление материала. Выполнение экспериментального задания.
4. Домашнее задание.
Ход урока
1. Вводное слово учителя.
Здравствуйте. Садитесь. Ребята урок начался, а у нас в классе стоит ящик с песком. Дежурные уберите, пожалуйста, ящик.
Учащиеся обсуждают, как быстрее и проще убрать ящик. Ящик убирают, используя палку-рычаг.
Учитель. Спасибо. Вы наглядно продемонстрировали назначение одного из простых механизмов – рычага. Вспомним, что такое рычаг, наклонная плоскость. Для чего они применяются.
2. Актуализация знаний. Работа с тренажером. (Ноутбуки, планшеты).
Учитель. За работу с тренажером, свою работу оцениваете так “5” - пять верных ответов, “4” -четыре верных ответа, “3” - три верных ответа.
А как вы думаете, можно ли было убрать этот ящик, используя другой простой механизм?
Ученики. Да, можно, используя блок. Но для этого необходимо иметь веревку или канат.
Учитель. Да, действительно можно использовать, блок. Но какай? Существует два вида блоков-подвижный и неподвижный.
3. Изучение нового материала.
Учитель. Сообщает цель и тему урока.
Ученики. Записывают тему урока в тетрадях. Работают с учебником.
Неподвижный блок
Подвижный блок
После заполнения идет ее обсуждение. Работа с вопросами.
Вопросы для обсуждения.
- Чем отличается подвижный блок, от неподвижного?
- Какой выигрыш в силе дает подвижный блок?
- Какой выигрыш в силе дает неподвижный блок?
- Почему говорят блок-рычаг?
Учитель. На практике применяют системы блоков. Просмотр слайдов.
3. Закрепление материала.
Учитель. У каждой группы на столах лежат листочки с экспериментальными заданиями. Внимательно прочитайте задания, и соблюдая технику безопасности приступайте к выполнению этих заданий.
Экспериментальное задание №1 “Неподвижный блок”
Цель работы. Выяснить преимущества, получаемые при использовании неподвижного блока; проверить тот факт, что неподвижный блок не дает выигрыша в силе.
Оборудование: динамометр, катушка ниток, брусок, штатив.
Сначала зафиксируйте неподвижный блок на штативе. Брусок расположите под неподвижным блоком. Перекиньте нить через блок и соедините с бруском. Другой конец нити соедините с динамометром. Нить можно расположить как угодно и тянуть ее, поднимая при этом груз (брусок). При помощи неподвижного блока направление действующей силы можно изменить, выбирая наиболее удобное.
Отметьте особенности блока. Дает ли такой блок выигрыш в силе?
Экспериментальное задание №2 “Подвижный блок”
Цель работы. Выяснить преимущества, получаемые при использовании подвижного блока; проверить тот факт, что подвижный блок дает выигрыш в силе в 2 раза.
Оборудование: динамометр, катушка ниток, брусок, штатив.
Через подвижный блок перебросьте нить. Один конец нити привяжите к перекладине, закрепленной на штативе, а другой – к крючку динамометра. Затем определите вес бруска, подвешивая его к обойме блока. Динамометр взять в руку, расположить вертикально и натягивать нить так, чтобы блок с цилиндром повис на нити. По показанию динамометра можно определить натяжение нити.
Сравнение полученных результатов и сделайте вывод. Наблюдается выигрыш в силе в 2 раза или нет.
После выполнения заданий учащиеся делают выводы по цели задания.
В заключение урока учащиеся вместе с учителем составляют синквейн.
Синквейн:
1. Блок.
2 .Подвижный, неподвижный.
3. Крутится, вращается, выигрывает.
4. Блок помогает нам.
5. Рычаг.
4. Домашнее задание. §59. Читать. В домашних условиях сделать систему, состоящую из 3,4,5 блоков.
Используемые ресурсы:
- Учебник Физика 7. Автор А.В. Перышкин. Издательство М. Дрофа 2006 год.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5268-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_10.swf
- Конструктор урока.