Тип проекта: исследовательски-творческий, групповой.
Участники проекта: дети средней дошкольной группы, воспитатель.
Цель проекта: уточнить и расширить представления детей о деревьях, их строении; как вырастают деревья (в данном случае дуб), в доступной форме рассказать детям о пользе деревьев. Формировать устойчивый интерес детей к познанию мира природы. Расширять экологический словарь. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброе отношение к окружающему миру. Знакомить детей с нетрадиционными способами рисования.
Задачи проекта
Для детей.
- Сформировать у детей предпосылки исследовательской деятельности через поиск ответа на вопрос: “При каких условиях и как прорастает желудь?”.
- Формировать устойчивый интерес детей к познанию мира природы.
- Расширять экологический словарь.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброе отношение к окружающему миру.
- Знакомить детей с нетрадиционными способами рисования.
- Способствование развитию трудового навыка по уходу за растениями.
- Воспитывать интерес к экологической деятельности, любознательность.
Для воспитателя.
- Стимулировать возникший интерес к данному проекту.
- Поддерживать желание детей на протяжении всего проекта быть активным участником и помощником.
- Создать условия для проявления детской инициативы – например, сделать своими руками из заготовленных засушенных листиков коллективное панно для украшения группы.
- Переживать вместе с детьми успешное завершение проекта.
Цели исследования
- Вызвать у детей интерес к конкретному объекту – дереву, желание оберегать, защищать, заботиться о нём.
- Сформировать представления о деревьях, как живых существ (растут, развиваются, размножаются), о способах их выращивания, посадки.
- Сформировать представления о строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки…).
- Сформировать представления о развитии деревьев, изменении жизнедеятельности в разные сезоны.
- Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки.
- Воспитывать познавательный интерес к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.
- Способствовать осознанию детьми личной значимости посредством экологического воспитания.
Организационно-практические задачи
- Подборка методической литературы.
- Составление перспективного плана.
Формы и методы реализации проекта
- Чтение художественной литературы.
- Рассматривание тематических иллюстраций, фотографий.
- Экспериментальная деятельность “Посадка жёлудей”, создание условий для прорастания ростков.
- Трудовое поручение.
- Наблюдение.
- Рисование и выставка работ.
- Коллективная аппликация.
- Проведение тематических дидактических игр.
- Исследовательская деятельность.
- Беседы.
- Проведение физкультминуток по теме.
- Презентация проекта “О чем мечтает желудь?”.
Продукты проекта
- Выставка рисунков “Дубочки”.
- Коллективная аппликация из природного материала “Могучий дуб”.
- Презентация проекта.
- Выращенные дубки для посадки весной на территории детского сада.
Ожидаемые результаты по проекту
Дети приобретут навыки исследовательской деятельности.
Научатся искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом). Узнают, как вырастают деревья.
Перспективный план проекта
Разделы программы | Виды деятельности |
Игровая деятельность | Д/и: - “Найди свое дерево”. Цель:
учить находить дерево по описанию - “Определи дерево по листочку”. Цель: дети по листочку должны назвать дерево - “Строение дерева” Цель: учить называть части деревьев (корень, ствол, ветки…) - “Подбери листья, семена или плоды к дереву”; - “Что лишнее”. Цель: дети должны определить лишний предмет (береза, роза, рябина…) - “Жизненный цикл дерева” (от семечка до дерева). |
Художественная литература | Пословицы, поговорки, загадки,
потешки. Чтение и заучивание стихотворений: И.Кашпурова “Дуб”, И.Токмакова “Дуб”. Чтение сказки Марины Аромштам “Желуденок” |
Физическое воспитание | Физкультминутки: “Раз, два, три, четыре, пять. Будем листья собирать…”, “Станем мы деревьями, сильными, большими…” |
Ребёнок и окружающий мир | Беседы: “Почему жёлудей у дуба много, а новых деревьев вырастает мало?”, “О чем мечтает желудь?”, “Что будет, если исчезнут все деревья?” Цикл наблюдений за прорастанием ростков и ростом дубочков. Исследовательская деятельность “Где спрятались семена дуба?”. |
Сенсорное воспитание | Раскрашивание по трафарету листьев. |
ФЭМП | Занятие с листочками: “Слева,
справа, посередине”, “Большой, маленький”, “Найди пару”, “Сравнение по количеству”. |
Развитие речи | Рассматривание и
обсуждение тематических иллюстраций,
фотографий. Составление описательных рассказов с помощью схем: строение дерева, как вырастает дерево. Д/и “Скажи со словом много”, “Подбери слово”, “Назови ласково”. |
Изобразительная деятельность | Рисование нетрадиционным
способом “Дубочки”
Коллективная аппликация из природного материала “Могучий дуб”. |
Трудовое воспитание | Поручение “Полив дубочков”. |
Первый этап – подготовительный
Формирование у детей мотивационной основы предстоящей работы.
Второй этап – практический, исследовательский
Работа над проектом:
- Дети с воспитателем выбирают крепкие желуди и сажают их в контейнеры для рассады.
- Дети под руководством воспитателя поливают землю в контейнерах.
- Готовят выставку рисунков и коллективную аппликацию.
- Наблюдают появление ростка.
- При появлении листочков, дети убеждаются, что из желудя вырос дубок.
- Воспитатель фотографирует этапы работы.
Третий этап – заключительный
В основе заключительного этапа лежит итоговое занятие: “О чем мечтает желудь?”. Дети закрепили знания о деревьях, названиях, какие семена у них созревают, об их красоте и пользе. Поняли, как трудно вырасти дереву в природе (во время проекта погибли несколько ростков). Воспитывается бережное отношение к природе, желание беречь и защищать её.
В ходе проекта осуществлялось экологическое воспитание детей, которое в свою очередь способствовало формированию самосознания дошкольников: выращивая дубки, ребенок участвовал в преумножении природного богатства. Участие детей в проекте способствовало пониманию значимости бережного и заботливого отношения к живому, развитию желания и умения заботится о растениях.
По завершению проекта была отмечена:
- заинтересованность к исследовательской деятельности;
- обогащение словаря;
- повышение познавательного интереса;
- повысился уровень знаний детей о деревьях;
- дети стали внимательнее и бережнее относиться к природе.
В процессе наблюдения за ростом дубочков у детей появилось желание посадить ещё растения. После обсуждения, мы с ребятами решили, что вырастим к весне цветы для посадки на территории детского сада.
Цели и задачи, поставленные мною на проекте, были достигнуты.