Тип урока: комбинированный.
Формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Методы: наглядный, словесный, практический.
Цели урока:
Обучающие:
- продолжение формирования знаний и умений по построению и оформлению чертежа прямой юбки (буквенные обозначения точек и отрезков), по использованию чертёжных инструментов;
- закрепление умения читать чертёж;
- обучение построению чертежа прямой юбки по своим меркам на миллиметровой бумаге.
Развивающие:
- формирование умения рационально планировать свою работу, время;
- развитие памяти, внимания, образного мышления и самостоятельности.
Воспитывающие:
- воспитание положительных личностных качеств (точности и аккуратности при выполнении работы, ответственности за результаты своего труда);
- приобщение к технологической дисциплине (способности работать по инструкционной карте).
Средства обучения:
1. Учебные:
1.1. учебник по технологии для 6 класса. В.Д. Симоненко, М. АО “Московские учебники, 2004 г.;
1.2. рабочая тетрадь.
2. Наглядные:
2.1. плакат “Чертёж прямой юбки в М 1:4”;
2.2. образец прямой юбки;
2.3. презентация: “Построение чертежа прямой юбки”
3. Раздаточный материал: инструкционные карты, чертёжные инструменты и приспособления.
Время проведения занятия: 90 минут.
Ход занятия
I этап. Организационный момент:
1. проверить готовность учащихся к уроку (наличие чертёжных инструментов);
2. отметить отсутствующих;
3. раздать линейки, инструкционные карты и миллиметровую бумагу;
4. сообщить тему урока (запись на доске).
II этап. Контроль знаний и умений:
Повторение пройденного материала в форме беседы и устного опроса.
Вопросы беседы:
Учитель. При построении чертежей необходимо соблюдать правила, предусмотренные ГОСТом: выполняя чертежи швейных изделий, необходимо учитывать виды линий, правила оформления и обозначения.
Какие линии применяются для построения чертежа, их назначение?
Учащиеся. Сплошная основная – для обводки контура чертежа; сплошная тонкая – для построение чертежа; штрихпунктирная – для осевых и центровых линий.
Учитель. Прежде чем создать какое-либо изделие необходимо построить чертёж деталей одежды.
Что такое чертёж швейного изделия?
Учащиеся. Чертёж швейного изделия – это плоское изображение деталей одежды, которое строится по размерам определённой фигуры.
Учитель. Почему мы строим чертёж только на половину фигуры?
Учащиеся. Наша фигура симметрична.
Учитель. А что такое выкройка? Для чего она нам нужна?
Учащиеся. Выкройка нужна для раскраивания деталей одежды.
Учащиеся. Выкройка – это вырезанный чертёж.
Учитель. А почему нельзя воспользоваться чертежом?
Учащиеся. Неудобно размещать на ткани, неэкономично.
Учитель. А чтобы построить чертёж, что нужно сделать?
Учащиеся. Снять мерки.
Учитель. А что такое мерки?
Учащиеся. Мерки – это основные размеры фигуры человека.
Учитель. Перечислите мерки, необходимые для построения чертежа прямой юбки.
Учащиеся. Мерки: Ст, Сб, Дтс, Ди.
Учитель. Для чего даются прибавки?
Учащиеся. Прибавки даются на свободу облегания.
Учитель. Для чего нужна мерка Дтс?
Учащиеся. Для определения линии бёдер.
Учитель. Для чего нужны вытачки?
Учащиеся. Для придания формы изделию.
Учитель. От какой мерки зависит размер юбки?
Учащиеся. Размер юбки зависит от мерки Сб.
Учитель. Назовите детали прямой юбки?
Учащиеся. Переднее и заднее полотнище юбки, пояс.
III этап. Текущий инструктаж.
Необходимо напомнить учащимся:
- приёмы работы с линейкой (для построения чертежа прямой юбки в М 1:1 необходима линейка не менее 50 см);
- как отложить на прямой линии отрезок;
- правила организации рабочего места для выполнения графических работ: с левой стороны положить линейку, с правой – карандаш, перед собой - миллиметровую бумагу и инструкционную карту;
- чертёж лучше строить стоя;
- порядок чтения инструкционной карты.
Объяснить практическую пользу построения чертежа на миллиметровой бумаге.
Миллиметровка – общеупотребительное название для масштабно-координатной чертёжной бумаги, размеченной на клетки.
Миллиметровая бумага имеет стандартную разметку: на ней отпечатаны тонкими линиями клетки со стороной 1 мм, более толстыми – со стороной 5 мм, ещё более толстыми – со стороной 1 см. Наиболее толстыми линиями обозначены клетки со стороной 5 см.
Её используют для облегчения создания чертежей разных форм и размеров (особенно для построения чертежей одежды).
Такая бумага может быть разных цветов, т.к. на чёрно-белом изображении не так просто различать проведённые простым карандашом линии; поэтому необходим контрастный оттенок.
Организация учащимися своих рабочих мест.
По инструкционной карте учитель объясняет построение чертежа прямой юбки.
IV этап. Практическая работа: “Построение чертежа прямой юбки в М 1:1”. (Приложение 1; Приложение 2)
Учащиеся находят указанные отрезки и строят чертёж в необходимой последовательности, указанной в инструкционной карте.
Выполнение работы учащимися.
Роль учителя во время проведения практической работы:
- с целью предупреждения ошибок даёт учащимся необходимые рекомендации по использованию инструкционной карты, линейки;
- побуждает к взаимоконтролю;
- контролирует состояние рабочих мест;
- проверяет правильность построения чертежа.
V этап. Практическая работа: “Подготовка выкройки к раскрою”. (Приложение 3).
- Подписать название деталей чертежа.
- Проставить размеры припусков ткани на обработку срезов.
- Обозначить места сгибов ткани.
- Указать направление долевой нити.
- Напомнить учащимся значение слова “сгиб”, которое пишется по линии середины детали (переднего и заднего полотнища юбки); отметить, что к сгибу ткани срез обычно прикладывают вплотную.
- Проверка чертежей.
VI этап. Заключительная часть.
Вопросы для повторения.
- Объясните, какие мерки и почему записывают в половинном размере?
- От какой мерки зависит положение линии бёдер на чертеже юбки?
- Назовите и покажите детали юбки?
- Как подготовить выкройку к раскрою?
Квалификация и анализ допущенных ошибок.
Выставление оценок за выполнение задания и их аргументация.
Домашнее задание.
- Рассчитайте количество ткани на прямую юбку для себя.
- Принести ткань для раскраивания прямой юбки.
Расчёт количества ткани на прямую юбку.
- Ди + 10 см (на обработку) – при ширине ткани 140 см.
- Ди * 2 + 10 см – при ширине ткани 80 – 90 см.