В связи с переходом на новые ФГОС в соответствии с требованием Статьи 7 “Закона об образовании” учителю необходимо в настоящее время изменить методы своей работы с классом и с каждым учащимся в отдельности с позиции новых требований, предъявляемых современным обществом к выпускнику школы.
Как известно, в основу нового образовательного Стандарта положена целевая установка, предусматривающая переход от “догоняющей” к “опережающей” модели развития российского образования. Особенно это относится к средней школе.
Даже поверхностный анализ поставленных задач указывает на невозможность их реализации в рамках школы без учета формирования личностных и метапредметных универсальных учебных действий (УУД).
Такой подход создает возможность самостоятельно, успешно осваивать новые знания, умения и компетентность на основе формирования умения учиться.
В основе развития личностных и метапреметных универсальных учебных действий (УУД) в основной школе лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности.
Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии возможно только в условиях развивающего обучения и воспитания. В связи с этим можно выделить следующие аспекты успешного урока биологии:
- формирование предметной компетентности;
- развитие познавательной активности и самостоятельности;
- формирование информационной культуры;
- развитие мышления;
- развитие творческих способностей;
- формирование коммуникативной компетентности и толерантности.
- создание психологически комфортной среды;
- формирование рефлексивных качеств.
Выше перечисленное направленно на успешное освоение образовательной программы по биологии. На достижение учащимися личностных и метапредметных результатов.
Учебный год интересен, если он разнообразен. Ничто так не утомляет, как однообразие, поэтому на занятии должны чередоваться разные формы деятельности, и каждое занятие должно быть неповторимым. В каждом занятии должна быть своя “изюминка”, волшебное “Ах”, когда дети вдруг замирают от изумления и восторга.
На своих уроках я применяю различные элементы технологий: частично-поисковые, проблемные методы работы, проектную методику, технологию полного усвоения, технологию развития критического мышления, ИКТ и другие, что способствует формированию познавательного интереса учащихся к учебной деятельности. Практически все уроки с объяснением нового материала предусматривают проблемное изложение. На своих уроках часто применяю проекты и презентации. Использование современных образовательных технологий дает возможность формировать у учащихся ключевые компетенции: учебно-познавательные, компетенции личностного самосовершенствования, социальные и межкультурные, коммуникативные, информационные.
Активное использование инновационных технологий, позволяет сохранить низкий уровень тревожности, высокую мотивацию, чувство комфорта, который повышает продуктивность обучения, так как учащиеся становятся активными участниками учебного процесса.
Метод проектов. Что же это за технология? Эта технология признана одной из наиболее эффективных учебных технологий современной школы. Технология проекта – это целенаправленная, самостоятельная деятельность учащихся под руководством учителя. Учитель создаёт положительный эмоциональный настрой всех учащихся в ходе работы над проектом и организует равноправное партнерское доверительное общение. Суть этой технологии – стимулировать интерес детей к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Этот проект рассчитан на индивидуальную работу, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени
При этом изменяется роль учителя — из простого транслятора знаний,он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.
Любой учебный проект начинается с анализа проблемной ситуации, при которой возникает осознанное затруднение. Важно, чтобы дети разграничили, обнаружили разрыв между ситуацией реальной и идеальной. В своей книге “Современные педагогические и информационные технологии в системе образования” Евгения Семёновна Полат в зависимости от сформированной у учащихся самостоятельной мыслительной деятельности говорит о 4-х уровнях проблемности. Пройти эти уровни придется каждому учителю. Первый уровень - учитель сам формирует проблему и решает её, второй уровень - учитель создает проблемную ситуацию и вместе с учениками её решает, третий уровень учитель создает проблемную ситуацию, а ученика решают её самостоятельно и четвёртый уровень - учащиеся из информации учителя находят проблему и сами её решают.
Проектная технология позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, а также и самомотивацию школьника. Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения
Цель проектного обучения - овладение общими умениями и способностями в стенах школы, но при этом приоритет отдается самостоятельной учебе обучающих, работе в группах (командах), а также развитию социального сознания.
Технология проектной деятельности есть единый слаженный алгоритм действия, который включает следующие этапы деятельности учащихся:
1этап: анализ проблемной ситуации в форме дискуссии, беседы, в ходе которой формулируется проблемный вопрос.
2-ой этап: посредством мозгового штурма выдвигается гипотеза исследования, планируются действия по решению проблемы.
3–ий этап: исследование, применение для исследования методов научного познания, поиск недостающих знаний и применение новых полученных знаний для решения проблемы.
4-этап: получение конечного продукта и его защита.
5-этап: рефлексия деятельности учащихся.
Специфическими особенностями данной технологии являются:
• индивидуализация и дифференциация обучения;
• творческий характер деятельности;
• соревновательный, конкурсный характер деятельности;
• четко выделенная этапность деятельности;
• коллективизм деятельности с учетом индивидуальных качеств участников проекта;
• ориентация результатов работы на практическое применение, в частности в учебную деятельность своего учебного заведения. Кроме того, метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у учащихся опыт творческой деятельности. Работа над проектом у учащихся вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках.
Используя технологию проектов в практике преподавания биологии уже несколько лет, я нахожу в ней много положительного. Во-первых, существует много типов проектов (информационный, исследовательский, творческий и т.д.). Это позволяет на разных этапах обучения подобрать для учащихся наиболее приемлемый вид деятельности.
В течении многих лет в своей практике активно применяю метод проектов с использованием информационных технологий. Эта технология является высокоэффективным средством обучения, отвечающим всем требованиям современности:
- при достаточном высоком уровне мотивации, даже слабые ученики могут находить оригинальные решения нестандартных проблемных ситуаций;
- участие в коллективной творческой деятельности;
- деятельностный уровень освоения реальности
- самообразование
- целостная картина окружающего мира в динамике.
Эффективное применение проектной технологии на уроках возможно только в случае дифференцированного подхода к их сущности. Что имеется в виду? Прежде всего, данный вид технологии следует различать по уровням сложности, которые должны быть адекватными обучающему контингенту. В этой связи предлагается следующая шкала уровней сложности:
- Начальный уровень.
- Простой уровень
- Средний уровень.
- Высокий уровень.
Разумеется, формулировка перечисленных уровней могут быть и другими, но смысл их от этого не зависит.
Начать можно с наиболее простого информационного проекта. Например, в шестом классе дети получают проектное задания “Выясните влияние густоты посева на рост и развитие растений”, “ Как влияет на урожайность томатов удаление боковых побегов”, “Почему насекомые-опылители, посещают определенные цветковые растения и какая их продолжительность цветения”.
Ученики с интересом изучают данные проблемы и оформляют свои результаты в виде презентаций, докладов или в другой форме. За определенное время (от одного урока до нескольких месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую, конструкторскую либо другую задачу.
Кроме того, на уроках биологии используются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, составление проектов с помощью мультимедийных презентаций.
Немного о презентациях. Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке. При работе над презентацией в программе Power Point это становится невозможным. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует ОУУН. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который безусловно пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.
Моими учениками, под руководством учителя, создано большое количество презентаций по разным разделам курса биологии. Например, “Транскрипция и трансляция”, “Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки”, “Фотосинтез”, “Митоз и мейоз” (10 класс), “Вид и его критерии”, “Основные методы селекции”, “Структура биогеоценоза” (11 класс) и другие. Эти презентации позволяют в активной форме воспринимать новый материал.
Для одаренных и высоко мотивированных учащихся работа в проектах наполняет их досуг занятием по интересу, позволяет развивать себя и свои возможности, организовать свое самообразование, удовлетворять потребность в получении большего, чем дает школа. В процессе работы над проектом присваиваются не только способы деятельности, но и новые знания, полученные в ходе самостоятельного добывания и освоения информации. При формировании проектной деятельности учителю, безусловно, необходимо особое мастерство. Если поставить ученика в активную позицию, начать с аргументации объяснить причину рассмотрения этого явления, то сформулированная затем цель учебного занятия как следствие из сказанного дает смысловой акцент на целеполагания.
Электронные презентации могут быть ориентиронанны на закрепления изученного материала, на контроль качества усвоения материала, а также в отдельных случаях на самопроверку. Например, презентация по теме: “Генетика человека”, электронные кроссворды, различные компьютерные задания.
Средний уровень проектной технологии доступен учащимся 8-9 классов, они уже в достаточной мере подготовлены, чтобы средствами MS Excel или MS Word, разрабатывать кроссворды, анализировать простейшие программы на алгоритмических языках. Например, программа для разработки статистики размножения, обработки проведенного анкетирования.
В старших классах большинство учащихся в достаточной мере владеют технологией работы с математическими системами, алгоритмическими языками высокого уровня, что позволяет перейти к более сложным практико-ориентированным, творческим проектам. Например, моделирование биологических процессов (трансляцию ДНК, процесс фотосинтеза, биоритмов организма человека и др.) Проект пробуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, целеполагание, способность к самообразованию и самоорганизации. Например, ученица 10 класса работала над проектом “Антропогенное влияние на растительный мир микрорайона “Королёвка” и заняла III–е место в городском конкурсе.
Темы проектов могут быть очень разнообразны и интересны. В процессе проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно- и полипредметного (продукт метапредметной связи), индивидуального и группового проектов, поэтому он способствует всестороннему развитию ребенка, а это - главная задача школы.
Работа над проектом, как правило, интересна как сильным так и слабым учащимся. Даже самый простой проект требует от учащегося дополнительной работы с разными источниками информации (книга, газета, Интернет, рассказ родителей и т.д.) Возможность представления собранного материала в разной форме (буклет, листовка, газета, компьютерная презентация) позволяет каждому ученику показать свои творческие способности.
Таким образом, значительная часть проектной деятельности - собирание материалов, применение на практике добытых результатов, главнейшие моменты, на которых ученики познают жизнь и учатся применять к ней свои знания, - происходит вне стен школы. Лабораторией для проектного метода является вся окружающая жизнь, а учебным пособием - все окружающие предметы и явления, подлежащие изучению в связи с намеченным заданием. Навыки в работе, в том числе и учебные, приобретаются в самом процессе работы и тем быстрее и прочнее, чем больше заинтересованы учащиеся в достижении намеченной цели.
Практика показывает, что проектную деятельность можно использовать и в условиях дополнительного образования и во внеурочное время. Ребята, изучая различные процессы и явления в природе, проводя наблюдения в окружающей среде, также используют элементы проектной технологии. При изучении элективного курса “Экология человека” ученики разрабатывают различные исследовательские проекты разной сложности. Пример, исследовательский проект “Изучение экологического состояния школьного участка”, “Изучение степени запыленности воздуха на пришкольной территории” и другие. Применение метода проектов на уроках и внеурочной работе позволяет развивать у учащихся навыки самостоятельного мышления, умения находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Таким образом, использование технологии проектов совместно с информационно – компьютерными технологиями позволяет добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления.
Литература
1. Бахтиярова, Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении // Школьные технологии, 2001, №2.
2. Где можно прочитать о педагогических технологиях. http://kmetmuk.narod.ru/katalog/15.html
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.; 2002.
4. Критичное состояние классно-предметно-урочного преподавания в современной сумме педагогических технологий. П.С. Лернер. http://www.eduhmao.ru/portal/dt?last=false&provider=HMAOForPrintCha nnel&type=article&dbid=ARTICLE_49111
5. Основные признаки педагогической технологии. http://www.psylist. net/pedagogika/pedtex.htm
6. Педагогические технологии и инновации, http://www.psylist.net /pedagogika/inovacii.htm
7. Педагогические технологии и технология обучения. http://eusi.narod.ru/lib/pedl00/047.htm
8. Педагогические технологии, педагогические технологии в общеобразовательной школе, http: // www.library.ru/help/guest.php?
10. Современные педагогические технологии. http://www.ipkpro.aaanet. ru/ipk_texn.html
11. Современные психолого-педагогические технологии обучения. http://www.eduref.ru/18de3-23f76.html
12. Шамова, Т. И., Давыденко, Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М., 2001, с.271-286.