Музыкальный зоопарк

Разделы: Работа с дошкольниками


Музруководитель: Сегодня мы отправимся во Французский город Боваль, в зоопарк. (Видеоряд)

Звучит “Черепаха” из “Карнавала животных” К.Сен-Санса, под которую появляется Черепаха (роль Черепахи играет взрослый).

Черепаха: Здравствуйте, друзья! Рада вас приветствовать в нашем зоопарке.

Я, пожалуй, самая старая обитательница этого зоопарка, мне 158 лет. Вы слышали музыку, под которую я пришла? Эту музыку написал французский композитор Камиль Сен-Санс (Портрет на экране)

Когда-то, лет 100 назад, я увидела, как по зоопарку гулял высокий человек с бородой. Это был Камиль Сен-Санс. А через некоторое время появился альбом музыкальных пьес под названием “Карнавал животных”. Все обитатели нашего зоопарка очень любят слушать эти музыкальные картинки про животных и птиц, ведь эта музыка точно отражает наши повадки.

Давайте отправимся в зоопарк вместе, и тогда мы не только увидим всех обитателей, но и услышим их музыку.

Посмотрите, как много здесь птиц! (Видеоряд на экране)

Сначала этот зоопарк был задуман, как вольер для птиц. Птицы из разных уголков нашей планеты обитают здесь. Послушайте и угадайте, какая это птица.

Звучит отрывок из “Кукушки” из “Карнавала животных” К.Сен-Санса

“Кукушку” в оркестре исполняет духовой музыкальный инструмент кларнет (картинка на экране).

Музруководитель: А теперь давайте еще раз послушаем это произведение и поиграем в игру “За цветами”. [Г.И. Анисимова “100 музыкальных игр”, Ярославль, 2005]

Скажем слова:

За цветочками лесными
Мы сейчас пойдем.
Как кукушечку услышим,
Так цветочек мы сорвем.

Игра “Кукушка”

Под музыку (“Кукушка” К.Сен-Санс “Карнавал животных”) дети гуляют свободно по залу. Услышав в музыкальном произведении “кукушку”, наклоняются, чтобы сорвать цветок.

Черепаха: Отправляемся дальше. Что за зверь живет в этом вольере? Отгадайте загадку и скажите, кто это?

Хищный клык, страшный рык,
Слышат звери, обомлев.

Кто же это хищник?

Дети: Лев.

Посмотрите, как важно и величественно двигается Лев.

(Видеоряд на экране). Давайте послушаем “Королевский марш льва”.

Звучит “Королевский марш льва” из “Карнавала животных” К.Сен-Санса

Музруководитель: Лев грозно рычал, а потом продолжал важно шагать, как настоящий царь зверей.

Вы слышали здесь фортепиано и струнные инструменты симфонического оркестра. (Картинка на экране)

Черепаха: А сейчас вы увидите животное, его привезли в наш зоопарк из Австралии. (Видеоряд)

Лишь в Австралии зеленой
Кенгуру живет смышленый.
Он своих детей не бросит.
Он с собой их в сумке носит.

Музруководитель: Наши ребята слушали музыку “Кенгуру” из “Карнавала животных” Камиля Сен-Санса и научились играть на металлофонах и маракасах под эту музыку. Послушайте.

Дети играют на металлофонах и маракасах под музыку “Кенгуру” из “Карнавала животных” К.Сен-Санса.

Музруководитель: Ребята, давайте вспомним, что такое вальс. Правильно, это танец, который исполняют, плавно кружась. Само слово “вальс” означает “кружение”. Это легкий, изящный танец. Подумайте, какое животное может танцевать вальс? Ни за что не угадаете! У Сен-Санса вальс танцует слон.

Александр Иванович Куприн написал детский рассказ о том, как слон помог выздороветь одной маленькой девочке, которая умирала от непонятной болезни. Ей очень хотелось увидеть живого слона. Папа попросил директора цирка привести слона домой. И вот, слона привели домой к девочке Наде.

Послушайте, как пишет об этом А. Куприн в рассказе “Слон”. (Видеоряд)

“Слон оказывается гораздо больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке. Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нем грубая, в тяжелых складках. Ноги толстые, как столбы. Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Голова в больших шишках. Уши большие, как лопухи, и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. Клыки обрезаны. Хобот - точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижной, гибкий палец. Если бы слон вытянул хобот во всю длину, то наверно достал бы он им до окна” [А.И. Куприн “Слон”]

Давайте послушаем, как слон танцует вальс, который исполняет фортепиано и самый низкий струнный инструмент контрабас. (Картинка на экране).

Звучит “Слон” из “Карнавала животных” К.Сен-Санса.

Черепаха: Ребята, а вызнаете, чем питается слон? Послушайте, как рассказывает Александр Куприн обед слона и девочки Нади.

Музруководитель: “Слон послушно садится, отчего пол во всей квартире сотрясается и дребезжит посуда в шкафу, а у нижних жильцов сыплется с потолка штукатурка. Напротив его садится девочка. Между ними ставят стол. Слону подвязывают скатерть вокруг шеи, и новые друзья начинают обедать. Девочка ест суп из курицы и котлетку, а слон - разные овощи и салат. Девочке дают крошечную рюмку хересу, а слону - теплой воды со стаканом рома, и он с удовольствием вытягивает этот напиток хоботом из миски. Затем они получают сладкое-девочка чашку какао, а слон половину торта, на этот раз орехового” [А. И. Куприн “Слон”].

Черепаха: Ребята, сегодня вы увидели животных и птиц под музыку Камиля Сен-Санса, но не видели рыбок. Давайте отправимся в аквариум. (Видеоряд)

Дети в костюмах рыбок:

Плавниками водят рыбы,
Воду чистую мутят.
Пообедают – “спасибо”
Никогда не говорят.
Так живут они веками,
И куда ни бросишь взгляд,
Рыбы только плавниками
Благодарно шевелят.
Почему такие рыбы?
Да во рту у них вода!
И они сказать “спасибо”
Не сумеют никогда.

[Л. Рашковский]

Рыбкам в банку
Сыплют манку.
Рыбки золотом горят.
Мне из манки спозаранку
Варят кашу и твердят,
Что и я от каши той
Тоже буду золотой.

[В. Орлов]

Боится идти на рыбалку рыбак.
-Чего ты робеешь,
Скажи мне, чудак?
К реке не подходит
Трусишка Федот
С тех пор, как прослышал,
Что рыба клюет.

[В. Татаринов]

Музруководитель: Посмотрите, как танцуют наши рыбки под музыку Камиля Сен-Санса.

Дети исполняют хореографическую композицию под музыку “Аквариум” из “Карнавала животных” К.Сен-Санса.

Черепаха: Я очень рада, дорогие друзья, что сегодня в нашем зоопарке вы услышали голос кукушки и льва, послушали музыку, под которую танцуют слон и рыбки, и сами помузицировали под мелодию кенгуру. Я заметила, что вы знаете тембр некоторых музыкальных инструментов.

Музруководитель: А мы благодарим вас, уважаемая Черепаха, за увлекательную экскурсию по французскому зоопарку в городе Боваль.