Актуальность проблемы повышения уровня безопасности и здоровья человека сегодня очевидна. Состояние здоровья зависит от социального, экономического и духовного развития личности, от его образа жизни, а также от здоровой окружающей среды.
Решение этой проблемы возможно только через образование. Необходимо обучать людей (и особенно подрастающее поколение) безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде.
Учёными доказано, что здоровье человека лишь на 7 % зависит от здравоохранения, на 20 % - от наследственности, на 20 % от экологии и более чем на 50% от образа жизни, который он ведёт, т. е. от знаний и умений сохранять его самим человеком.
ОБЖ – один из самых важных предметов в начальной школе. На уроках и внеурочной деятельности преподаватель должен в доступной форме научить малышей избегать опасностей и бороться с их последствиями.
Каким темам стоит уделить внимание? Одна из самых больших сложностей в преподавании основ безопасности жизнедеятельности – подбор материала, тематика которого будет соответствовать возрасту учащихся.
Некоторые сферы жизни не менее важны, но в силу специфики возраста школьников они не будут восприняты достаточно серьезно, дети попросту не смогут их понять. Чему же уделять внимание на уроках ОБЖ в младшей школе?...
Мы предлагаем игру путешествие по ОБЖ с темами понятными для понимания учащимся младших классов в игровой форме.
Данная ирга проводилась перед зимними каникулами в начальной школе (ГБОУ СОШ № 777 ЮВАО г. Москвы), направлена на предупреждения ЧС с детьми во время каникул, а так же в преддверии Нового года проводилась в игровой форме, от лица Деда Мороза.
Игра состоит из станций по безопасности, отдельно материал дифференцирован для 1-2 класса и 3-4 классов. Участвовало в игре 9 классов начальной школы (количество классов может варьироваться).
Цель игры:
- Обобщить знания учащихся по правилам поведения в экстремальных ситуациях, научить предотвращать эти ситуации;
- В игровой форме повторить с учащимися правила безопасности в разных местах: дома, на прогулке, по дороге и т. д;
- Сформировать у учащихся умения находить выход из сложных ситуаций и не поддаваться паники;
- Сформировать у детей потребность предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации;
- Формировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
- Приобретение ими навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим;
- Выработать достаточно твёрдые умения и навыки поведения в той или иной ситуации;
- Обучить детей методам обеспечения личной безопасности;
Задачи игры:
- развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;
- приобретение учащимся начальных знаний, умений и навыков в области безопасности жизни;
- формирование у детей научно обоснованной системы понятий основ безопасности жизнедеятельности;
- выработка необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Игра проводится в последний день 2 четверти (перед каникулами), так как направлена на повторение правил безопасности жизнедеятельности во время зимних каникул.
ХОД ИГРЫ
Игра проводится для учащихся начальной школы. Проходит в три этапа:
- Организационный;
- Основной;
- Подведение итогов, награждение.
1 этап
Построение команд. Получение МАРШРУТНЫХ ЛИСТОВ. Знакомство с правилами проведения игры.
2 этап
Каждая команда проходит пять станций. Последовательность прохождения станций согласно маршрутному листу. Тематика станций разделена на две возрастные группы: 1-2 классы, 3-4 классы.
1-2 классы:
- Зима. Безопасный водоём;
- Что такое ОБЖ;
- Мой дом;
- Транспорт;
- Как сделать “ЩИТ” от простуды;
3-4 классы:
- Здоровый образ жизни;
- Безопасность при общении с животными;
- Безопасность на транспорте;
- Движение по улицам и дорогам;
- Один дома. Чрезвычайная ситуация;
На каждой станции учащихся знакомят с правилами поведения в разных местах жизнедеятельности по теме станции (на транспорте, на водоёмах, в лифте, на улице и т. д.). Учитель, отвечающий за определённую станцию, использует презентацию, интерактивную доску. В конце прохождения станции учащиеся выполняют задания: отгадать кроссворд, ответить на вопросы и т.д. На каждой станции за выполнение заданий дети получают бонус-пазл (часть новогодней открытки).
Пазлы наклеиваются на обратной стороне маршрутного листа. Побеждают те команды, которые собрали и склеили из пазлов всю новогоднюю открытку. Эта новогодняя открытка явилась входным билетом на школьную новогоднюю ёлку.
К проведению игры привлекаются учащиеся старших классов. Они являются кураторами команд, вместе с детьми проходят весь маршрут, но к участию в испытаниях не допускаются.
3 этап
Жюри подводит итоги. Заполняет, заранее подготовленные грамоты.
Объявление и награждение победителей.