Цель урока: формировать представление о бактериях и об их значение в природе и жизни человека.
Задачи урока.
Образовательная: изучить особенности бактерий, разнообразие видов и форм бактерий, их значение в природе и жизни человека.
Развивающая: развивать познавательную деятельность.
Коррекционная: корригировать умение устанавливать связь между бактериями и значением бактерий в быту.
Воспитательная: воспитывать потребность соблюдения гигиенических норм в быту.
Методы:
словесный (беседа, диалог);
наглядный (работа с рисунками, схемами);
практический (поиск информации);
дедуктивный (применение знаний).
Формы работы:
фронтальная;
индивидуальная.
Речевой материал: бактерии, кокки, бациллы, вибрионы, спириллы, бактерии гниения, почвенные бактерии, клубеньковые бактерии, молочнокислые бактерии, кишечная палочка, болезнетворные бактерии.
Средства обучения:
Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - З.А. Клепинина “Биология. Растения. Бактерии. Грибы”, Москва “Просвещение”, 2012.
Рабочая тетрадь к учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - З.А. Клепинина “Биология. Растения. Бактерии. Грибы”, Москва “Просвещение”, 2005.
Оборудование: компьютер.
Краткое описание.
Среда обитания и общие признаки бактерий: строение клетки и жизненные формы.
Процессы жизнедеятельности: питание, размножение.
Значение бактерий в природе и в жизни человека.
Меры профилактики бактериальных инфекций.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Отчет дежурного. Проверка принадлежностей.
- Здравствуйте. Садитесь. Ребята кто дежурный в классе?
2. Мотивации к восприятию учебного материала.
- Сегодня на уроке пойдет разговор о совершенно необычных организмах, которых скорее всего, из вас никто не видел, но обязательно слышал.
II. Сообщение темы и целей урока.
1. Вступительное слово:
- Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы должны будете назвать тему урока.
Отправимся в путь без сомнений и муки,
Чтоб тайны освоить великой науки.
Раскроим сегодня бактерий секреты –
Без ядер, зато санитары планеты!
Их изучали до нас очень многие
Открыли секреты заведомо строгие.
Придется пройти нам по дебрям науки
Желательно только без лени и скуки.
- Какая тема нашего урока? (Бактерии)
- Тема нашего урока “Бактерии”.
- Сегодня на уроке мы изучим особенности бактерий и их значение в природе и жизни человека. Это и будет целью урока.
- А работать мы будем по плану. Вы узнаете, кто открыл бактерии, где они обитают, какое у бактерий строение, о процессах жизнедеятельности и многообразии бактерий, о значении бактерий в природе и в жизни человека.
План урока:
Открытие бактерий.
Кто такие бактерии?
Среда обитания бактерий.
Строение бактерии.
Многообразие бактерий.
Значение бактерий в природе и жизни человека.
III. Изучение нового материала.
- Начнем изучение нового материала. Я вам буду рассказывать, а вы внимательно слушайте и запоминайте, чтобы потом могли ответить на вопросы.
1. Из истории о бактериях.
- И первый пункт плана урока “Открытие бактерий”.
- Первые бактерии возникли на земле более 3 миллиардов лет назад. Благодаря воздействию бактерий изменялась и развивалась живая оболочка Земли – биосфера. Бактерии, участвовали в почвообразовании и создавали условия растений.
А открытие мира бактерий связано с именем нидерландского ученого Антони ван Левенгука. Обладая природной любознательностью, Левенгук с интересом рассматривал все, что попадалось под руку, с помощью своего микроскопа, дающего увеличение до 300 раз. И вот благодаря своей любознательности Левенгук в 1676 году открыл бактерии.
- Кто и в каком году открыл бактерии?
(Антони ванн Левенгук в 1676 году)
- Каким прибором пользовался Левенгук при открытии бактерий?
(Микроскопом)
- Значит бактерии – это, какие организмы по размерам?
(Бактерии – мельчайшие организмы.)
Вывод: бактерии – это мельчайшие организмы и их открыл Антони ван Левенгук в 1676г.
2. Среда обитания.
- Современными учеными бактерии обнаружены везде: в воде, в почве, в воздухе, на скалах, в полярных снегах, в песке, в полезных ископаемых, в живых организмах и в других местах. Бактерии переносят высушивание, сильные холода, жару, не теряя при этом жизнеспособности.
- Где обитают бактерии?
(Бактерии обитают всюду)
Вывод: бактерии обитают всюду.
3. Строение бактерии
- Несмотря на то, что бактерии обитают в разных средах, они имеют одинаковое внутреннее строение.
- Вспомним строение растительной клетки. Посмотрите на слайд, здесь изображена растительная клетка. Вспомним строение. Назовите основные части растительной клетки.
(Основные части строения растительной клетки: ядро, цитоплазма, вакуоль, оболочка)
- А теперь посмотрите на бактерию. И скажите, какое строение имеет клетка бактерии. Перечислите основные части бактерии.
(Основные части бактерии: оболочка, вакуоль, цитоплазма).
- Чем бактерия отличается от растительной клетки?
(Клетка бактерии отличается от растительной клетки – тем, что у бактерии нет ядра).
Вывод: у бактерии нет ядра.
4. Многообразие бактерий.
- В мире очень много разных бактерий. Они различаются например по форме. Сейчас я вам расскажу о самых распространенных бактериях по форме.
Формы бактерий:
Кокки – это бактерии округлой формы.
Бациллы – эти бактерии имеют палочковидную форму.
Спириллы – эти бактерии похожи на спирали.
Вибрионы – а эти бактерии похожи на запятую.
Словарная работа: проговорите названия бактерий.
Жизнедеятельность бактерий:
- Дальше вы узнаете о процессах жизнедеятельности бактерий.
- Современным ученым известно большое количество бактерий. Бактерии различаются и по способу дыхания. Некоторым бактериям кислород необходим для жизни, а другим не нужен. Многие бактерии при дыхании могут светиться.
- Ребята, что вы можете сказать о процессе дыхания бактерий?
(Некоторым бактериям кислород необходим для жизни, а другим не нужен.)
Питание осуществляется всей поверхностью клетки. Есть бактерии, которые питаются готовыми органическими веществами живых и мертвых организмов. Другие бактерии живут внутри других организмов и приносят им пользу.
- Скажите, как питаются бактерии?
(Питание осуществляется всей поверхностью клетки)
Движение. Передвигаются бактерии при помощи жгутиков.
- Как передвигаются бактерии?
(Передвигаются бактерии при помощи жгутиков)
Размножение.
- А сейчас вы посмотрите ролик о размножении бактерий и скажите, как размножаются бактерии?
Динамическая пауза. Приложение 2
Ролик о размножении бактерий.
Бактерия! Начинается с одной.
Бактерия! И становится двойной.
Бактерия! Сто раз и пополам.
Бактерия! Сила поступает к нам.
Бактерия! Так и будем мы расти!
Бактерия! Нет преграды на пути!
Бактерия! Воцаримся тут и там!
Бактерия! Целый мир подвластен нам!
- Как размножаются бактерии?
(Бактерий размножаются путем деления клетки на две части)
- Правильно. Большинство бактерий размножаются путем деления клетки на 2 части. Для бактерий характерен высокий темп размножения: деление происходит быстро.
- Скажите, если бактерии дышат, питаются, размножаются, то какие это организмы?
(Бактерии – это живые организмы)
Вывод: бактерии – живые мельчайшие организмы, которые живут всюду.
5. Значение бактерии в природе и жизни человека.
- Бактерии широко распространены в природе и очень малы. Насколько же велико их значение? Может быть оно также мало, как и они сами?
- Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю послушать рассказ о том, как разные бактерии заспорили между собой, кто из них нужнее на Земле. И не придя к единому мнению, они обратились к человеку, чтобы он их рассудил. Давайте послушаем, что рассказывают о себе бактерии.
Бактерии гниения
Мы - бактерии гниения.
Нас не любят, к сожалению.
Портим мы у вас продукты:
Мясо, овощи и фрукты.
Портим всё: бумагу, сено.
Но нужны мы, несомненно:
Санитары мы Земли.
Трудимся без устали.
Кто уходит в мир иной,
Превращаем в перегной.
- О каких бактериях говорили?
(Бактерии гниения)
- Какое значение у этих бактерий?
(Бактерии гниения портят продукты, делают перегной)
- Бактерии гниения – своеобразные санитары нашей планеты. Бактерии гниения разлагают органические вещества отмерших растений и животных, выделения живых организмов и другие органические отходы, превращают их в перегной, участвуя, таким образом, в образовании почвы.
Но и много неприятностей приносят нам эти бактерии, деятельность которых приводит к порче продуктов питания.
- Как вы думаете, как человек защищает продукты питания от бактерий гниения?
(Человек хранит продукты в холодильнике, консервирует)
- Конечно же, правильно. Люди большинство продукты хранят в холодильнике. Также чтобы продукты не портились, их солят, сушат, маринуют, консервируют, то есть создают для бактерий неблагоприятные условия.
- Послушаем о следующей группе бактерий.
Почвенные бактерии
Молодцы вы, но без нас
Не смогли бы жить растения.
Перегной мы после вас
Превращаем в удобрения
Минеральные. И вот
Корень в почве их найдёт,
В лист зелёный передаст.
Лист для всех живых создаст
Органическую пищу:
Для животных, человека,
Для бактерий и грибов.
Потому без лишних слов
Мы, признайте, лучше всех.
- Назовите группу бактерий, о которых услышали?
(Почвенные бактерии)
- Для чего нужны эти бактерии?
(Почвенные бактерии необходимы для получения минеральных удобрений из перегноя)
- Почвенные бактерии перерабатывают перегной до минеральных веществ, которые могут поглощаться растениями из почвы.
Если бактерии гниения и почвенные бактерии не участвовали бы в круговороте веществ, поверхность земли покрылась бы толстым слоем останков погибших организмов. Круговорот веществ в природе обеспечивают бактерии гниения и почвенные бактерии.
Клубеньковые бактерии
Что за бред тут? Что за смех?
Мы - особые бактерии.
К нам относятся с доверием
Соя, клевер, астрагал.
Очень дружим мы с бобовыми.
И не зря ведь клубеньковыми
Ласково ты нас назвал.
Мы азот свободный воздуха
Без усталости, без отдыха
Превращаем в аммиак.
Лучше всех мы, что, не так?!
- Назовите группу бактерий?
(Клубеньковые бактерии)
- Каково значение этих бактерий?
(Эти бактерии выделяют в почву азот необходимый для растений)
- Назовите семейство растений, которые имеют клубеньки на корнях?
(Семейство бобовых)
- Эти бактерии, способны усваивать азот из воздуха и превращать его в минеральные вещества, которые потом и усваивают растения. Эти бактерии поселяются на корнях бобовых растений, таких как горох, фасоль, клевер, люцерна, образуя на них клубеньки, и поэтому получили название клубеньковые бактерии.
Молочнокислые бактерии
Я главней! Ты - почвы житель.
Я же в почве жить не стану.
Превращаю в сыр, в сметану
Я парное молоко.
А ещё капусту сквашу,
Огурцы, томаты ваши
Сохраню я много дней.
Кукурузу, что скосили,
Превращу я в сочный силос.
Ну, скажите ж, кто нужней?!
- Назовите группу бактерий.
(Молочнокислые бактерии)
- Какое значение у этих бактерий?
(С помощью молочнокислых бактерий получают различные продукты питания)
- Да, эти бактерии приносят пользу для человека и их используют для приготовления многих молочнокислых продуктов: сметаны, кефира, ряженки, сыра, квашеной капусты, а также для производства силоса – корма для домашних животных.
Кишечная палочка
Мы нужней! Мы тут, в кишечнике.
Ты попробуй-ка без нас.
Заболеешь в тот же час.
Съешь салат, попьёшь компот, -
Будет пучить твой живот.
Будешь мучиться до слёз.
Мы с тобою — симбиоз.
Палочка кишечная
Всех главней, считаю я.
- Про какую бактерию говорили?
(Кишечная палочка)
- Какое значение для человека имеет кишечная палочка?
(Кишечная палочка положительно влияет на организм человека)
- Есть бактерии, живущие в кишечнике человека их примерно от 300 до 1000 видов. Учёные считают, что их общая масса может достигать 1 кг.
Все они играют важную роль в нашем организме, участвуют в пищеварении, вытесняют вредные бактерии из организма человека.
Кишечная палочка – одна из таких бактерий, и она является спутником человека. Она обитает в кишечнике, помогает расщеплять молочный сахар и вырабатывать витамины. Она необходима организму человека.
Болезнетворные бактерии
Мы тоже живём в кишечнике.
И с нами болеет он.
Я - палочка дизентерийная,
Холерный я вибрион.
Попробуй, не вымой руки,
Мы сразу тебя найдём.
Уж мы нe умрём от скуки.
Мы живо тебя изведём!
- Какие бактерии вам о себе рассказали?
(Болезнетворные бактерии)
- Как они влияют на организм человека?
(Болезнетворные бактерии вызывают различные заболевания в организме человека)
- Верно. Некоторые виды бактерий поселяются в организмах растений, животных, человека и отравляют организм живых существ продуктами своей жизнедеятельности, то есть вызывают болезнь.
Например, у человека бактериальными являются такие заболевания, как ангина, туберкулёз, дизентерия, дифтерия и многие другие.
Одними болезнетворными бактериями человек заражается при общении с больными людьми, другими - при употреблении пищи или воды, в которую попали болезнетворные бактерии.
- Как вы думаете, что нужно делать человеку, чтобы не заразиться болезнетворными бактериями?
(Меньше общаться с больным человеком, делать уборки помещения)
- Конечно, чтобы избежать бактериальной инфекции, человеку необходимо соблюдать определённые правила:
- правильно хранить и приготавливать продукты питания,
- мыть овощи, фрукты, не пить сырую воду,
- следить за чистотой своего тела и жилища,
- вовремя делать профилактические прививки.
Бактерии погибают при воздействии высоких температур, прямого солнечного света, воздействии дезинфицирующих средств, например хлорки.
- Болезнетворные бактерии – являются возбудителями многих заболеваний. Например, дизентерия – или по-другому еще её называют болезнь “немытых рук”. Как вы думаете, почему?
(Много бактерий собирается у нас на руках, если их не мыть с мылом, то большое количество бактерий попадет в организм человека. Это вызывает заболевание)
- Какие правила необходимо соблюдать?
(Мыть руки с мылом)
Словарная работа: прочитайте названия групп бактерий.
- Несмотря на всё, чтобы вы ответили бактериям?
(Бактерии необходимы в природе и жизни человека)
- Для чего необходимо знать человеку о значении бактерий?
(Человеку необходимо знать о значении бактерий, чтобы использовать их в хозяйственной деятельности и бороться с ними)
Вывод этапа: бактерии мельчайшие живые организмы. Они участвуют в круговороте веществ в природе. Роль бактерий в природе и жизни человека огромна. Бактерии, обитая везде, часто определяют различные процессы, происходящие в природе. Человеку необходимо знать о значении бактерий использовать их в хозяйственной деятельности и бороться с ними.
IV. Первичное закрепление изученного материала.
- А сейчас мы с вами еще раз поговорим о бактериях.
1. Работа в тетрадях. Приложение 3
- Откройте тетради на странице
2. Зачитайте первый вопрос: кто такие бактерии? Ответ найдите в учебнике на странице 207.
(Бактерии мельчайшие живые организмы разнообразной формы.)
- Запишите ответ в тетрадь.
- Кто и когда открыл бактерии?
(Нидерландский ученый Антони ван Левенгук в 1676 году)
- Запишите.
- Где обитают бактерии?
(Бактерии живут всюду)
- Записываем ответ.
- Какое строение имеет бактерия?
(У бактерии нет – ядра.)
- Почему бактерии – это живые организмы?
(Бактерии дышат, питаются, размножаются)
- Используя текст учебника на стр. 207, ответьте на вопрос: какое значение имеют бактерии в природе и жизни человека?
(Они играют как положительную, так и отрицательную роль. Значение особенностей этих живых организмов помогает человеку использовать их в хозяйственной деятельности и бороться с ними.)
- Откройте тетради на стр. 3 и найдите задание 1. Прочитайте задание. Вспомним названия бактерий? А теперь запишите названия бактерий в тетрадь.
- Сверим ваши ответы со слайдом. Поднимите руки, у кого нет ошибок.
- Выполните следующее задание 2 на стр.4
- Проговорим названия групп бактерий еще раз. Запишите названия групп бактерий в тетрадь с доски.
(Бактерии гниения, почвенные бактерии, клубеньковые бактерии, молочнокислые бактерии, кишечная палочка, болезнетворные бактерии).
- Скажите, какой вывод мы можем сделать?
(Бактерии – живые мельчайшие организмы, необходимые в природе и жизни человека)
Вывод этапа: действительно бактерии играют огромную роль в природе и жизни человека.
V. Итог урока.
1. Подведение итога урока.
- А сейчас подведем итоги урока.
- Какую тему урока мы изучили?
(Бактерии)
- Какая цель урока была?
(Изучить особенности бактерии и их значение в природе и жизни человека)
- Кто такие бактерии?
(Бактерии – это мельчайшие живые организмы)
- Какое значение бактерий в природе и жизни человека?
(В природе и жизни человека бактерии играют
положительную и отрицательную роль.)
Вывод урока: бактерии необходимы в природе и жизни человека, т.к. без них многие процессы остановятся, и нарушается экологическое равновесие.
Домашнее задание:
Откройте тетрадь на стр.7. Здесь записано домашнее задание.
I вариант
Заполнить таблицу “Значение бактерий” в тетради на стр. 8, используя текст учебника на стр. 205-207
II вариант
Ответить на вопросы по теме “Бактерии” в тетради на стр. 9 и прочитать текст учебника на стр. 206 – 207 “Болезнетворные бактерии”.
III вариант
Читать текст учебника на стр. 204 и выполнить задание в тетрадях на стр. 10.