Цель урока: создать творческую атмосферу для изучения и формирования знаний об особенностях грибов, и их отличии от других живых организмов.
Планируемые образовательные результаты.
Личностные:
осознать ответственное отношение к обучению,
сформировать интеллектуальные умения,
познакомиться с особенностями грибов,
увидеть значимость знаний о жизнедеятельности грибов и их роли в жизни человека, в природе,
уважать мнение окружающих.
Метапредметные.
Познавательные УУД
- Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
- Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
- Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему и пр.).
Коммуникативные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
- Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
- Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Предметные: формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью; формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, хитин.
Решаемые учебные проблемы:
Нужно ли знать особенности грибов? Встречаются ли грибы – паразиты? Какую цель мы можем поставить в связи с темой урока? На какие вопросы необходимо ответить? Что мы будем делать, чтобы ответить на эти вопросы? Нужны ли вам те знания и умения, которые вы приобрели на уроке и для чего?
Задачи урока.
Образовательные – сформировать у учащихся представление о многообразии грибов, способствовать усвоению новых терминов: плесневые грибы, шляпочные грибы, трутовик, сапротрофы, паразиты, мицелий, гифы, грибница.
Развивающие – развивать логическое и абстрактное мышление.
Воспитательные – воспитывать устойчивый интерес к получению знаний, осознать ценность здорового и безопасного образа жизни.
Формы организации работы: индивидуальные, парные, групповые.
Оборудование: проектор, электронный микроскоп, ноутбуки, муляжи грибов, учебник, презентация, раздаточный дидактический материал, видеофрагменты. Образовательные интернет-ресурсы, перечень используемых ЭОР.
Структура и ход урока
1. Организационный блок
Актуализация знаний (5 мин.)
Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.
Встаньте ровно и красиво
Прозвенел уже звонок
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня у нас гости, давайте покажем гостям, как мы умеем дружно и активно работать.
Деятельность учителя (презентация – приложение 7, демонстрация слайдов, зачитывает текст к ним).
Внимание, на экран.
1. Что за чудище такое?
То поменьше, то большое
Можно встретить под березой,
На пеньке, среди травы
2. Можно в баночке литровой
И на хлебе те дары.
Могут паразитом быть –
Злаков урожай сгубить.
3. Могут портить древесину,
Поселившись на стволах
Могут в тесте размножаться,
Если тесто на дрожжах.
4. Есть плодовые тела
И разросшиеся клетки
Так о ком же речь была?
Догадались ли, вы детки?
Деятельность учащихся (отвечают на вопрос).
Совершенно верно – это грибы.
Как вы думаете, будет звучать тема нашего урока?
Деятельность учащихся - делают предположения (это грибы).
Деятельность учителя - записали тему урока: “Царство грибов” в наш конспект-схему (приложение 1)
Итак, добро пожаловать в одно из самых загадочных царств живой природы – царство грибов. С этим царством мы будем знакомиться несколько уроков.
2. Мотивационный блок (5 мин.)
Создание мотивационной ситуации.
Цель: вызвать у учащихся элемент удивления, изумления, все то, что будут помнить долго, когда сам урок постепенно уйдет из памяти.
Деятельность учителя (демонстрация слайдов, озвучивание фактов).
А, сейчас, внимание – рассмотрим некоторые факты из характеристики этого царства (слайд).
Факт 1 - грибы могут расти в отсутствии света.
Деятельность учителя – задает вопрос: данный факт нам напоминает признак представителей, какого царства?
Деятельность учащихся – отвечают на вопрос (животных).
Деятельность учителя - записывает на доске – версия 1: Грибы – это животные.
Деятельность учителя – зачитывает следующий факт.
Факт 2 - грибы растут в течение всей жизни.
Что вы можете сказать об этом признаке?
Деятельность учащихся – отвечают на вопрос (этот признак общий с растениями).
Деятельность учителя - записывает на доске – версия 2: Грибы – это растения.
Деятельность учителя: - зачитывает следующий факт.
Факт 3 – грибы питаются готовыми органическими веществами.
Представителей, каких царств напоминает нам этот признак?
Деятельность учащихся – отвечают на вопрос (животных и бактерий).
Деятельность учителя - записывает на доске – версия 3: Грибы – это бактерии.
Деятельность учителя – зачитывает следующий факт.
Факт 4 – грибы неподвижны.
Деятельность учащихся – отвечают на вопрос (этот признак напоминает нам растения).
Деятельность учителя: задает проблемный вопрос: Так, что же такое грибы? Растения, животные или бактерии?
Запись на доске – версия 4: Грибы – это другие организмы.
- Скажите, достаточно, ли нам этих фактов, чтобы выбрать правильную версию? (Нет)
3. Информационный блок (6 мин.)
Целеполагание
Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности.
Деятельность учителя:
- Формулирует и записывает проблемный вопрос на доске: “Что же такое грибы?”.
Деятельность учителя:
- Какие задачи мы перед собой поставим, чтоб ответить на проблемный вопрос.
Деятельность учащихся - делают предположения.
Деятельность учителя - учитель озвучивает задачи урока (слайд).
Задачи:
- Узнать, как устроено тело гриба.
- Выявить признаки, которые характерны для царства грибов.
- Определить какие группы образуют грибы.
Задачи мы с вами поставили, с чего мы с вами начнем, чтоб решить эти задачи?
Деятельность учащихся – делают предположения – вспомним строение клеток растений, животных, бактерий, грибов. Сравним строение клеток.
Деятельность учителя: (слайд).
Шаг 1 - вспомним строение клетки представителей всех царств.
Деятельность учащихся – работа в группах. На альбомных листах рисуют строение клетки: 1 группа – растений, 2 группа – животных, 3 группа – бактерий, 4 группа – грибов.
Деятельность учителя: (пока дети выполняют работу, настроить программу – для увеличения рисунков и проектирование их на доску).
Деятельность учащихся: выступление представителей от каждой группе – называют части клетки и показывают на рисунке.
Деятельность учителя: демонстрация всех рисунков одновременно, задает вопросы учащимся. Беседа.
- Что есть, только в растительной клетке, но нет в других клетках? (Хлоропласты, у грибов, животных, бактерий их нет)
- Что есть только в клетках растений, грибов, бактерий, но у животных нет? (Клеточной стенки)
- Что есть в клетках растений, грибов, животных, но нет у бактерий? (Ядро)
- Прочтите версии на доске – Что вы можете сказать?
Деятельность учащихся – делают предположения. (Грибы – это точно не бактерии, т.к. у грибов в клетке есть ядро)
Деятельность учителя – учитель вычеркивает эту версию.
- Сейчас мы сможем с вами ответить на наш проблемный вопрос “Что такое грибы?” и выбрать нужную версию? (Нет)
- Какой следующий шаг мы сделаем, чтобы решить наши задачи?
Деятельность учащихся – высказывают свои предположения.
Деятельность учителя: (слайд).
Шаг 2 - изучим строение тела гриба, питание, определим признаки грибов.
4. Аналитический (практический) блок (7 мин.)
1. Планирование
Цель: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал, работать с текстом, преобразовывать текстовую информацию в схему, таблицу. показать умение работать с компьютером, создавать презентации, используя готовые шаблоны.
Деятельность учителя – (слайд) инструкция работы в группах.
- изучите инструкцию, ознакомьтесь с темой, распределите задания (лист на парте – текст выполнения задания).
- Все необходимые материалы в папке на рабочем столе в ноутбуке.
- Создайте презентацию и защитите ее.
- Время на выполнения задания 6 мин.
- Желаю успеха, приступайте.
Деятельность учащихся – (см. материал для групп – приложение 2, 3, 4, 5)
- Занимают места в группах, работают в группах, согласно инструкции.
- Изучают индивидуальные инструкции для групп.
- Распределяют задания, составляют схемы, создают презентацию, отвечают на вопросы.
- Анализируют информацию в учебнике.
- Находят в тексте понятие, информацию.
- Высказывают свои предположения в группе.
- Командир группы, полученный результат переносит на носитель, и устанавливает на компьютер учителю.
Деятельность учителя - учитель помогает, советует, направляет работу каждой группы. По окончании работы:
Физминутка – ученик проводит зарядку.
Физминутка – зарядка для глаз.
После зарядки все рассаживаются по партам.
5. Открытие нового знания (10 мин.)
Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения.
Деятельность учителя - заслушивает представителей от групп с результатами работы (что нужно было сделать, какая была цель, удалось ли достичь результата, полностью справились или есть ошибки, самостоятельно или с помощью учителя
Деятельность учащихся: выступление членов группы, рассказ с использованием своей презентации, обмен мнениями, обсуждение символов, их дополнение.
Деятельность учащихся – все остальные ученики, работают со схемой-конспектом, заносят полученную информацию.
Деятельность учителя:
- проводит рефлексию деятельности в группах;
- обсуждает с учащимися, какую новую информацию получили.
- Мы с вами познакомились с работой каждой группы, вы сейчас сможете назвать признаки, которые характерны только для грибов?
Деятельность учащихся - называют признаки (слайд).
1. Плодовое тело гриба называют грибницей.
2. Грибница состоит из особых нитей – гифов.
3. Эти признаки встречаются только у грибов, они не характерны ни для растений, ни для животных
Деятельность учителя - обратимся к нашим версиям (зачитывает записи на доске).
Учитель вычеркивает версии:
Грибы – это растения.
Грибы – это животные.
Какая версия у нас осталась?
Деятельность учащихся - зачитывают версию: грибы – это другие организмы.
(Обосновывают выбранную версию) Только грибы имеют особое плодовое тело – грибницу, которая состоит из особых нитей гифов. Поэтому их выделили в отдельное царство.
Деятельность учителя - при помощи электронного микроскопа демонстрирует микропрепарат: “Плесневый гриб” (там хорошо виден мицелий, гифы).
- Вспомним наш проблемный вопрос: “Так, что же такое грибы?”.
- Откройте учебник стр. 60 – прочтите вывод.
Деятельность учащихся - ученик читает вслух:
Грибы – одноклеточные и многоклеточные организмы, образуют особое царство живых организмов. Их тело представлено грибницей. Грибы являются гетеротрофами. Среди них есть паразиты, хищники, сапротрофы и полезные симбионты.
6. Применение нового знания (8 мин.)
Цель: применение знания в новой ситуации.
Деятельность учителя: предлагает выполнить задания, работа с интерактивной доской (приложение).
Задание 1 – сопоставьте строение клетки с царствами живых организмов.
Задание 2 – распределите признаки (общие и различие) по царствам (животные, растения, грибы).
Задание 3 – решите тест (выбрать один правильный ответ). Поменяйтесь тетрадками, проверьте задания. (Ответы на доске)
Деятельность учащихся:
- работают (интерактивная доска;
- решают тест, проводят взаимопроверку (код ответов на слайде).
7. Оценочный блок (2 мин.)
Цель: установка на успех.
- Выставление оценок группам.
- Выставление оценки за тесты (кто выполнял у доски) – поддержка.
8. Рефлексия (2 мин.)
Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.
Деятельность учителя:
- Предлагает вспомнить тему и задачи урока, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успеха класса в целом.
- Как можно использовать полученные знания на практике.
- Ребятки, у каждого на парте лежит лист самооценки. Заполните его. А также не забудьте измерить “температуру” вашего настроения на уроке, закрасив деления на градуснике.
Деятельность учащихся: (приложение 6, лист самооценки).
- Записывают в лист самооценки тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.
- Определяют степень своего продвижения к цели
Деятельность учителя – задает домашнее задание:
- с. 57-60 читать, уметь составлять кластер, знать термины;
- задачи мозгового штурма (по желанию).
1. Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном месте? [1]
2. “Больных мучили сильные, нестерпимые боли, так что они громко жаловались, скрежетали зубами и кричали…Невидимый, скрытый под кожей огонь отделял мясо от костей и пожирал его”, - так писал старинный летописец о неизвестной болезни, называемой потом “злыми корчами”, “антоновым огнём”. Эта болезнь только во Франции в 1129 году унесла более 14 тысяч человек. Не один век прошёл, пока открыли возбудителя этой болезни (в конце 19 века). Что вызвало эту болезнь? Постарайтесь найти более подробные сведения об этом в дополнительной литературе по биологии.[2]
3. Во время Великой Отечественной войны с помощью пенициллина врачи спасли жизнь многим раненым, остановив воспалительные гнойные процессы. Объясните, какое отношение к грибам имеет это лекарство?[3]
Дополнительный материал.
- Приложение 1 – схема – конспект урока для каждого ученика
- Приложение 2 – задание для 1 группы: “Строение гриба”
- Приложение 3 – задание для 2 группы: “Питание грибов. Жизнедеятельность”
- Приложение 4 – задание для 3 группы: “Общие признаки грибов и растений”
- Приложение 5 – задание для 4 группы: “Общие признаки грибов и животных”
- Приложение 6 – лист самооценки для учащихся
- Приложение 7 – презентация
[1], [2], [3] – использованы вопросы из конспекта учителя биологии Журило Т.В.