Тип урока: урок общеметодической направленности.
Цели и задачи урока:
1) повторить и закрепить сведения, полученные в 8 классе;
2) развивать умение выявлять в тексте вводные слова, предложения, вставные конструкции и обособлять их;
3) развивать умение употреблять в своей речи вводные слова различных смысловых групп;
4) совершенствовать знания и умения учащихся;
5) развивать общие ученические умения и навыки;
6) воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку.
Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, поэтапного формирования умственных действий, групповой деятельности, исследовательской и аналитической деятельности, информационно-коммуникационые, развивающего обучения, педагогики сотрудничества.
Решаемые проблемы: каковы разряды по значению вводных слов и вводных сочетаний, каковы условия выделения на письме вводных слов, вводных сочетаний и вставных конструкций, как уместно и правильно использовать вводные слова в своей речи.
Виды деятельности: формирование у учащихся деятельностных способностей, способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала; формирование у учащихся построения и реализации знаний; работа в группах; конструирование лингвистического рассуждения при помощи учителя; контроль и самоконтроль изученных понятий; выполнение тестовых заданий.
Планируемые результаты:
1) предметные: развить умение выявлять в тексте вводные слова, предложения, вставные конструкции и обособлять их; развить умение употреблять в своей речи вводные слова различных смысловых групп;
2) ууд: коммуникативные – владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
Регулятивные – осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные – объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложений с вводными словами, словосочетаниями и вставными конструкциями.
3) личностные: развитие навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма.
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы и приемы, используемые на уроке: эвристическая беседа, поисково-исследовательский метод, творческое задание.
Ход урока
1. Оргмомент. Приветствие класса.
2. Словарная разминка: привилегия, бесспорно, этимология, конфорка, по-видимому, по-осеннему холодно, палисадник, апелляция, итак, профессор, аккомпанемент, симфония, ярмарка, колонна, колонка, сверстник, вряд ли, наконец-то, аквамарин.
Проверка и самопроверка, оценивание.
3. Вступительное слово учителя, мотивация: Вводные слова играют огромную роль в речи человека. Они помогают сделать ее понятнее, логичнее, весомее.
4. Определение темы урока и совместная с учениками постановка целей и задач.
5. Фронтальная беседа:
- что такое вводные слова и как они используются в речи?
- какие слова называются вводными?
- связаны ли они грамматически с членами предложения?
- являются ли они сами членами предложения?
- для чего они служат в речи?
- с какой интонацией они произносятся?
- как выделяются на письме?
- чем отличаются вводные слова от вводных словосочетаний?
6. Актуализация учебного процесса:
- На какие разряды по выражаемому ими значению подразделяются вводные слова и словосочетания?
Ученики должны вспомнить разряды вводных слов:
1) Большая или меньшая степень уверенности в достоверности сообщаемых фактов;
2) эмоциональная оценка сообщаемого;
3) порядок мыслей и их связь;
4) источник сообщений;
5) замечания о способах оформления мыслей;
6) оценка сообщаемых фактов с точки зрения их обычности (бывает, случается, как водится, по обыкновению и т.п.);
7) особую группу составляют вводные слова и словосочетания, обращенные к собеседнику или к читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому (видишь ли, понимаешь ли, вообразите себе, помните ли, послушайте, согласитесь, заметьте себе и др.).
- Эти значения могут выражаться только вводными словами и вводными словосочетаниями?
- Какими могут быть по структуре вводные предложения?
- Как они выделяются на письме?
- Чем отличаются вставные конструкции от вводных предложений?
- Какими знаками они выделяются на письме?
7. Применение знаний и способов действий. Практические задания.
Задание №1: найти в тексте вводные слова.
Несколько лет тому назад, к своему большому удовольствию, я провел отпуск в Сочи. Вам, наверное, тоже приходилось бывать на море. Вы, вероятно, купались в нем, катались на катере, загорали на пляже. К сожалению, мне не удалось совершить прогулку по морю сразу же после приезда в Сочи. Я, разумеется, был огорчен этим. Но через несколько дней, к счастью, прогулка состоялась.
Задание №2: пользуясь справочным материалом, вставить в текст вводные слова.
Слова для справок: безусловно, во-первых, во-вторых, в-третьих, а значит, следовательно, разумеется, несомненно, конечно.
Редко в жизни случается так, что уже с юношеских лет ясна предстоящая дорога. Чаще всего выбор профессии – результат влияния семьи, учителей, соседа, имеющего авторитет старшего друга. С их помощью молодой человек делает важнейший шаг в жизни.
Почему важнейший? Понаблюдав за окружающими, нетрудно убедиться, что наиболее счастливы те, кто любит свою работу, кто нашел место в жизни. Именно потому выбор профессии – огромная ответственность и того, кто вступает в самостоятельную жизнь, и тех, кто помогает ему в этом.
Задание №3: вставить в текст подходящие по смыслу вводные слова.
В дороге нас ожидали неприятности: мы попали в глубокие овраги, в бурелом, чуть было не провалились в какую-то яму. Но мы успели ухватиться за корни старых деревьев. Нам надо было искать другой путь. Взвесив все за и против, мы решили идти прямо.
Да, путешествовать в горах без проводника трудно и опасно.
Индивидуальные задания: из упр. 440 выписать предложения с вводными словами и определить их разряд – выполняют 2 ученика.
Задание №4: некоторые слова в зависимости от контекста могут быть вводными, а могут быть членами предложения. Приведите примеры, в которых бы одни и те же слова выступали сначала в роли вводных, а затем в роли члена предложения.
1-ый ряд: напротив, верно, бывало;
2-ой ряд: видно, рассказывают, чай;
3-ий ряд: знать, к счастью, бесспорно.
Индивидуальные задания: упр. 438(I) – выполняют 2 ученика.
Задание №5: составить небольшой связный текст на одну из тем, включив в него вводные слова.
- Роль книги в нашей жизни.
- Театр – один из удивительных видов искусства.
- Актуальность экологии как науки в современном мире.
8. Поверка правильности выполнения задания и коррекция знаний.
9. Обобщение знаний и рекомендации по использованию вводных слов в сочинении-рассуждении (часть С):
Работая над сочинением, обязательно используйте вводные слова, словосочетания, предложения, вставные конструкции. Это позволит вам более точно передать свои чувства и мысли, сделать высказывание более выразительным и доступным для понимания, логичным, последовательным; выразить свое отношение к сообщаемому.
Уместным будет употребление вводных слов в 1-ом абзаце, когда перед вами встанет задача сформулировать поднятую в тексте проблему. Здесь подойдут такие вводные конструкции: по-моему, по моему мнению, мне кажется, мне думается.
Комментируя проблему, вы также можете использовать вводные слова. Уместными будут: бесспорно, разумеется, заметьте, на мой взгляд, согласитесь, лучше сказать, иначе говоря и др.
Позицию автора можно обозначить предложениями “Автор считает, что…” или “Позиция автора состоит в том, что...”, но и ввести ее при помощи вводных слов: на мой взгляд, по-видимому, по-моему, по моему мнению, безусловно.
Каждое рассуждение заканчивается выводом. И здесь не обойтись без вводных слов: итак, следовательно, таким образом.
10. Подведение итогов, оценки за урок, комментарий к домашнему заданию: упр.441.