Цель. Довести до сознания родителей, что закаливание детского организма – это основа формирования у детей к здоровому образу жизни; показать приемы работы с детьми (самомассаж, оздоровительные игры); раскрыть возможности переноса полученных знаний в условия семейного воспитания.
Предварительная работа.
- Запись на магнитофон высказывания детей.
- Изготовление буклета для родителей “Массаж волшебных точек ушек”.
Материал: четыре стула, две веревки, десять пучков перышек, в каждом из которых по 3-4 перышка; десять воздушных или пластмассовых шариков, карандаши, два стола.
Человеческое дитя – здоровое…
развитое
Это не только идеал и абстрактная ценность,
но и практически достижимая норма жизни.
Ход урока
Воспитатель. Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого и от того, каковы эти воздействия – благоприятные или нет, зависит, как сложиться его здоровье.
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Рост количества детских заболеваний связан не только социально-экологической обстановкой, но и с самим образом жизни семьи ребенка, во многом зависит от семейных традиций и характера двигательного режима. При недостаточной двигательной активности ребенка неизбежно происходит ухудшение двигательной функции и снижение физической работоспособности ребенка.
Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте” (п.1 ст. 18 Закона РФ “Образовании”).
К сожалению, в силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества, здоровье еще не стоит на первом месте среди потребностей человека. Поэтому многие родители не могут служить для ребенка положительным примером здорового образа жизни, так как часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и видеофильмов закаливанию, занятиям физкультурой, прогулкам на свежем воздухе. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни.
Что же могут сделать родители для приобщения детей к здоровому образу жизни? (Высказывания родителей)
Прежде всего, необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные свойства растений.
Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат.
Воспитатель. Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. кроме этого режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.
Домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада.
Полноценное питание – включение в рацион продуктов, богатых витаминами А,В,С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью), а также белком. Все блюда для детей желательно готовить из натуральных продуктов, нерафинированных, без добавок, специй и консервантов. Чаще включать в рацион детей творог, гречневую и овсяную каши.
Немаловажное значение имеет и режим питания, то есть соблюдение определенных интервалов между приемами пищи.
У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Если же ребенка насильно принуждать заниматься физкультурой, а также соблюдать правила гигиены, то ребенок быстро теряет интерес к этому.
Что такое закаливание? (Высказывания родителей)
Воспитатель. Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем с помощью специальных процедур повысить устойчивость человека к охлаждению за счет того, что организм при этом всякий раз будет реагировать целесообразными защитными реакциями – увеличением выработки тепла и уменьшением теплоотдачи. При закаливании одновременно происходит и повышение иммунитета за счет увеличения выработки в организме интерферона и других защитных факторов. Поэтому было бы здорово, если бы закаливание стало общим семейным делом.
Кто из Вас дома проводит с ребенком закаливающие мероприятия и какие? (Ответы родителей)
А теперь я предлагаю послушать высказывания ваших детей (включается магнитофонная запись)
Не называя ребенка по имени, педагог просит ответить на вопросы:
- Дети, зачем надо закаляться?
- Закаляетесь ли вы дома? Как?
- С кем ты это делаешь?
- Каждый ли день?
- Нравится ли это тебе?
- А почему ты не делаешь?
Закаливание, как отмечал Е.А. Аркин, для ослабленного ребенка имеет большее значение, чем для здорового. Наряду с традиционными методами закаливания (воздушные ванны, водные ножные ванны, полоскание горла) широко используются и нетрадиционные.
Какой же можно сделать вывод по поводу закаливания? (Высказывания родителей)
Да если мы хотим видеть своего ребенка здоровым – надо ежедневно проводить закаливающие процедуры. В “минимум” закаливания включать воздушные и водные процедуры, правильно подобранную одежду.
Старшая медсестра. Прогулки и болезни..
Главная опасность прогулок связанна с переохлаждением и перегревом. И то и другое у детей возникает значительно легче, чем у взрослых – в этом особенность растущего организма. Основной критерий – поведение самого ребенка. Ни переохлаждение, ни перегрев не возникают внезапно (шел, шел и вдруг замерз). Если дитя ни на что не жалуется, нет жажды (первый признак перегрева) – не суетитесь гуляйте спокойно.
Простуда – болезнь, возникшая в связи с переохлаждением. Представьте себе, что у Вас или у Вашего ребенка в горле (на миндалинах) живет микроб, который называется стафилококк (а он действительно живет у многих людей). Размножение этого микроба постоянно сдерживается иммунной системой, и Вы в течение многих десятилетий мирно сосуществует со стафилококком. Под действием переохлаждения защитные силы ослабевают, микроб начинает быстро размножаться и вызывает болезнь.
А дальше? Микроб размножается, организм вырабатывает защитные антитела и болезнь отступает. Что же произойдет, если через короткое время вы опять переохладитесь? Стафилококк начинает размножаться, но, поскольку выработанные в прошлый раз антитела еще сохранились, болезнь либо не начнется, либо будет протекать значительно легче. В этом и состоит суть закаливания – сознательно активизируя наши собственные микробы, мы, в конце концов, доводим иммунитет до столь высокого уровня, что холод уже не может вызвать заболевание.
Вывод – если малейшее переохлаждение вызывает у ребенка простуду, ни в коем случае не держите его дома после нормализации температуры и исчезновения симптомов болезни.
По большому счету, болезнь и прогулки несовместимы лишь по следующим соображениям. Во-первых, при повышении температуры тела холодный воздух вызывает спазм сосудов кожи, уменьшает потери тепла и повышает температуру внутренних органов, что нежелательно (пороговое значение – 37,5 – если выше, гулять не стоит). Во-вторых, двигательная активность и поддержание температуры тела требуют существенных энергозатрат, а энергия больше нужна для борьбы с болезнью.
Таким образом, ситуации, когда гулять нельзя встречаются в сотни раз реже, чем ситуации, когда гулять необходимо.
Нельзя в остром периоде инфекционных болезней – когда действительно плохо – высокая температура, слабость, боль.
Нельзя при некоторых довольно редких болезнях, когда необходим строгий постельный режим (типичный пример – дифтерия), когда болезнь заразна.
Свежий воздух способствует выздоровлению, и этот фактор особенно актуален при болезнях дыхательных путей (воспаление легких, бронхиты, трахеиты, ларингиты). Само собой разумеется, что приходится учитывать множество факторов. Например, у ребенка воспаление легких. Начали лечиться, нормализовалась температура, улучшилось самочувствие. Понятно, что если Вы живете на 10-м этаже, а лифт не работает, то погулять сложно (хотя если сможете дотащить дитя на руках, то почему бы и нет). Но гулять надо, правда, осторожно – здесь важнее не возможность двигаться, а возможность дышать воздухом, свободным от домашней пыли. Поэтому нужно теплее одеваться и избегать беганья-прыганья.
Помните! При вдыхании прохладного воздуха, влага конденсируется на горячих дыхательных путях, и это приводит к увлажнению слизи. Если во время гуляния у ребенка появился влажный кашель, которого в доме не было, то это очень положительный признак, свидетельствующий о том, что у дитя появился шанс выкашлять слизь, накопившуюся в легких. Но действия родственников часто противоположны – стоит малышу на улице кашлянуть, как его тут же затаскивают в дом. а при этом происходит вот что: слизь увлажнилась, следовательно, увеличилась в объеме – если гуляние прекратить, ребенку будет тяжелее дышать, и родители сделают вполне “логичный” вывод – вышли погулять и стало хуже. Поэтому либо доводите начатое дело до конца, либо не начинайте.
Любые действия по направлению к Природе полезны для здоровья хотя бы потому, что запускают наши естественные механизмы адаптации. Все аргументы против гуляний (за очень редкими исключениями, которые описаны выше) не выдерживают никакой критики и обосновываются страхом, занятостью и ленью. Поэтому давайте гулять!
Ответы на вопросы родителей.
Воспитатель. Массаж волшебных точек ушек.
Если ваш ребенок буквально не “вылезает” из соплей, несмотря на то, что вы соблюдаете все рекомендации педиатра, то возможно, у него просто ослаблен иммунитет. Способов укрепления иммунитета немало, мы предлагаем вашему вниманию очень простой и доступный способ укрепления иммунитета – массаж ушей.
Почему именно уши? Дело в том, что ушные раковины – это своеобразная рефлекторная зона, имеющая контакт со многими внутренними органами.
Интересно, что опытный врач по форме и состоянию ушных раковин многое может узнать о здоровье человека. Специалистами давно подмечено: если мочки ушей короткие, чахлые, искривленные и крепко приросли к щекам, обладатели таких ушей в большинстве своем имеют плохое физическое развитие, изнежены, ослаблены. Поэтому присмотритесь к ушным раковинам своего ребенка – и в перед, укреплять иммунитет. Но сначала все приемы мы попробуем на себе.
Игровой массаж “Поиграем с ушками”
Родители делают массаж ушей по показу и словесному рассказу воспитателя, затем приглашаются дети и садятся рядом со своими родителями. Воспитатель привлекает детей к игре.
1. “Найдем и покажем ушки”. Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закаливают вверх).
2. “Похлопаем ушками”. Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.
Этот прием улучшает гибкость ушных раковин, что способствует общему укреплению организма.
3. “Потянем ушки”. Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.
Эта процедура особенно полезна для закаливания горла и полости рта, поскольку на ушной мочке расположены рефлексогенные зоны миндалин и полости рта.
4. “Покрутим козелком”. Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20-30 секунд.
Регулярное выполнение такого простого приема стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос, горло и гортань.
5. “Погреем ушки”. Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.
6. “Послушаем тишину”. Дети расслабляются и слушают тишину.
Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:
- Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
- Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
- Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
- А сейчас все тянем вниз.
Ушко, ты не отвались!
- А потом, а потом
Покрутили козелком.
- Ушко, кажется, замерзло,
Отогреть его так можно.
- Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
- А раз кончилась игра,
Наступила ти-ши-на
Мы предлагаем вам этот игровой массаж точек ушей проводить 2-3 раза в течение дня. Систематически играйте, вместе с детьми и вы увидите результат.
Сегодня мы хотим предложить Вам оздоровительные игры, которые Вы можете использовать дома вместе с детьми в свободную минуту.
Воспитатель группы организовывает Оздоровительные игры, привлекает родителей.
“Перышки”
Цель игры: тренировка навыков правильного носового дыхания, укрепление мышц рта.
Материал: четыре стула, две веревки, десять пучков перышек, в каждом из которых по 3-4 перышка.
Ход игры. Поставьте для каждой команды по два стула на некотором расстоянии друг от друга между каждой парой стульев натяните веревочку и закрепите ее концы на стульях. На веревочки насадите пучки перышек через 10 см.
Игроки делятся на две команды и встают в колонны. Каждая колонна должна встать напротив “своего” стула. С расстояния 50 см. по сигналу ведущего игроки каждой команды по очереди должны постараться сдуть пучок с веревочки. При этом надо сначала сделать глубокий вдох через нос, а потом с силой выдохнуть также через нос.
Важно объяснить детям, что сильный выдох получится, если губы сложить узкой трубочкой, а щеки надуть.
Выигрывает та команда, у которой перышки слетят быстрее.
“Кто самый громкий?”
Цель игры: тренировка носового дыхания, смыкания губ.
Ход игры. Сначала сами покажите детям, что им предстоит выполнить в ходе игры. Для этого выпрямите спину, сомкните губы, указательный палец левой руки положите на левую сторону носа, плотно прижимая ноздрю, и сделайте глубокий вдох правой ноздрей (рот закрыт!), а потом на выдохе произнесите: “М-м-м”, одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре. При этом звук “М-м-м” надо направлять в нос, он должен быть звучным. Затем то же самое проделайте, прижав правую ноздрю.
Дети должны повторять эти движения за вами. Игру повторяют несколько раз. после каждого раза тому, кто выполнил упражнение правильно и произнес звук “м-м-м” громче всех, вручается маленький приз. Победителя игры объявляют при подведении итогов состязания.
“У кого сил больше?”
Цель игры: улучшение функции дыхания, укрепление челюстно-лицевых мышц, учить детей действовать по команде.
В этой игре состязаются два игрока.
Материал: десять воздушных или пластмассовых шариков, карандаши, два стола.
Ход игры. Положите на столы карандаши, а между ними – шарики (по пять). Каждый игрок должен сесть за свой стол. Вытянув губы трубочкой, каждый из участников игры глубоким, сильным выдохом старается сдуть шарики со стола по одному. (Вдыхать можно только через нос!)
Побеждает тот, кто выполнит задание быстрее. Состязаться можно и командами.
Воспитатель. Постарайтесь ежедневно, упорно воспитывать у детей привычку к закаливающим процедурам. Большое значение имеет ваш личный пример. Если родители сами принимают воздушные и водные процедуры, то ребенок без принуждения последует их примеру. В первую очередь выработайте у малыша любовь к свежему воздуху.
Каждому родителю дается буклет “Массаж волшебных точек ушек”.