Данная программа разработана для детей — членов Дружины юных пожарных образовательных учреждений по изучению основ пожарной безопасности и в соответствии с программой курса ОБЖ общеобразовательной школы, рекомендованной Министерством образования РФ.
Ежегодно на территории страны происходит огромное количество пожаров от детской шалости с огнём, неумелого, неосторожного обращения с ним. Самое страшное при пожаре — это гибель детей.
Статистика пожаров показывает, что причиной пожаров становятся незнание ими элементарных правил поведения при пожаре и отсутствие навыков обращения с огнём, огнеопасными предметами и материалами, которые могут явиться источником загорания. Это свидетельствует о том, что детям мало уделяется времени для формирования у них чувства опасности огня, привития навыков осторожного с ним обращения, изучению правил пожарной безопасности правильным действиям в случае возникновения огненной беды.
Опыт показывает, что к вопросу о привития элементарных навыков обращения с огнём надо подходить планомерно, систематически и с самого раннего детства. Запреты тут не помогут. Нужны крепкие противопожарные знания, умения грамотно действовать при возникновении чрезвычайной ситуации и навыки обращения с горючими огнеопасными предметами.
В этой связи свою значительную роль в формировании навыков безопасного поведения детей может и должна сыграть школа. Научить детей основам безопасной жизнедеятельности сегодня — это фундамент пожарной безопасности будущего.
Одной из форм обучения детей школьного возраста мерам пожарной безопасности является движение Дружины юных пожарных (ДЮП).
Дружина юных пожарных — детское объединение, которое создаётся в целях совершенствования системы обучения школьников мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач, направленных на предупреждение пожаров и умение действовать при пожаре.
Эта работа в образовательных учреждениях должна осуществляться в соответствии со ст. 25 Федерального закона “О пожарной безопасности” в котором говорится, что “… обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой…” и ст. 4.2 Устава Всероссийского добровольного пожарного общества.
Цель программы:
повышение эффективности обучения школьников основам пожарной безопасности, воспитание у детей чувство глубокой ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих, привлечение школьников к пожарно-профилактической деятельности.
Задачи программы:
- создать условия и организовать интересную работу школьной Дружины юных пожарных;
- познакомить с достижениями науки и техники в области предупреждения и тушения пожаров;
- научить распознавать и оценивать различные ситуации и владеть приёмами защиты от них;
- закрепить полученные знания о правильных действиях в экстремальных ситуациях;
- привлечь к реализации данной программы различные структуры пожарной охраны и другие заинтересованные организации;
- обеспечить образовательные учреждения методической литературой, наглядной агитацией и другими материалами, необходимыми для деятельности Дружины;
- создать условия для развития индивидуальных творческих способности детей;
- пробуждать интерес учащихся к пожарному делу и профессии пожарного.
Особенностью программы является её вариативность: возможность свободно планировать и изменять порядок изучения тем; связывать изучение отдельных тем с особенностями местных условий; отводится большое количество времени для использования учителем разнообразных форм и методов организации учебного процесса и для творческой деятельности детей. Программа рассчитана на детей 8-9 классов. Статус — детское объединение “Дружина юных пожарных”. Форма занятий — группа детей. Режим обучения — 4 часа в месяц. Учебная нагрузка 36 часов.
К проведению занятий можно привлекать работников или ветеранов пожарной охраны, добровольного пожарного общества, медицинских работников, тренеров по пожарно-спасательному спорту.
Формы и методы проведения занятий могут быть различными — викторины, игры, КВНы, тесты, деловые игры, экскурсии и т.д. Организуя работу со школьниками, следует помнить, что занятия в форме беседы, лекции, рассказа кажутся детям малоинтересными, нудными и монотонными. Лучше всего занятия проводить в интерактивной форме, где тренируются сообразительность, память, реакция, умение обобщать и выделять главное, внимание и многие другие качества ребёнка.
Для отслеживания результатов обучения учащихся рекомендуется проводить каждую четверть - промежуточную диагностику, по окончании учебного года — итоговую диагностику. Диагностика может быть проведена в форме контрольного задания, проведения олимпиады, соревнований по пожарно-спасательному спорту.
Учебно-тематический план
№ | Дата | Тема занятий | Время проведения | Примечание |
1 | Сентябрь | 1. Структура и организация работы Дружины юных пожарных. | 4 ч. | Приглашены: ЗДВР школы, представители МЧС |
2 | Октябрь | Становление пожарного дела. | 4 ч. | |
3 | Ноябрь | Профессия пожарного | 4 ч. | Приглашены: Сотрудники актюбинской пожарной части, и водитель пожарной машины |
4 | Декабрь | Правила пожарной безопасности | 4 ч. | |
5 | Январь | Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожарах (ожоги, отравление дымом, травмы при обрушении горящего здания и т.д. | 4 ч. | Приглашены: Представитель актюбинской больницы врач травматолог |
6 | Февраль | 1. Сколько стоит пожар? 2. Люди огненной профессии. |
4 ч. | Встреча с сотрудниками пожарной охраны. |
7 | Март | 1. Творчество на противопожарную
тематику. 2. Главное - самообладание. Практические занятия по эвакуации |
4 ч. | |
8 | Апрель | 1. Пожарные не только
профессия, но и спорт. 2. Проведение викторины: “Что мы знаем о пожарной безопасности”. |
2 ч. | Приглашены: Педагоги физ-ры |
2 ч. | Приглашены: в качестве жюри представители МЧС, местной пожарной охраны. | |||
9 | Май | 1. Лесные пожары. 2.
оставление отчета о работе Дружины юных пожарных
в школе. |
4 ч. | Приглашены: представители Актюбинского лесничества |
Тема 1. Структура и организация работы Дружины юных пожарных.
1. Создание Дружины юных пожарных. Цели и задачи ДЮП. Обязанности и права членов дружины. Распределение ответственных за определенные участки при эвакуации школьников. Практическое занятие по эвакуации (2 ч.)
2. Практическое задание: Создание уголка юных пожарных в школе. (2 ч.)
Тема 2. Становление пожарного дела.
1. Опустошительные пожары на Древней Руси. Необходимость организованных государственных мер по борьбе с пожарами. История создания противопожарной службы. Государственная противопожарная служба. Цель её создания. Структура: пожарные части, государственный пожарный надзор. Добровольные пожарные формирования. Медали “За отвагу” , “За спасение погибавших”. Закон РФ “О пожарной безопасности”. Указ Президента РФ “Об установлении Дня пожарной охраны”. Экскурсия в пожарную часть, районную пожарно-техническую выставку. Дружины юных пожарных. Знакомство с историей создания и развития пожарной охраны в России и Татарстане (2 ч.)
2. Первичные средства пожаротушения. Знаки безопасности. Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. (2 ч.)
Тема 3. Профессия пожарного
1. Экскурсия в местную пожарную часть. Встреча с начальником и работниками пожарной части. Знакомство с пожарным автомобилем и противопожарным оборудованием. Знакомство с причинами возникновения пожаров. Детская шалость с огнем. Практическое занятие по эвакуации (2 ч.)
2. Действия при пожаре в жилом доме. Что нужно делать при пожаре? Действия юного пожарного при обнаружении пожара. Пожарная опасность электроприборов. (2 ч.)
Тема 4. Правила пожарной безопасности
1. Правила пожарной безопасности при проведении вечеров, дискотек, массовых мероприятий (1 ч.).
Правила установки ёлки. Использование электрогирлянд. Правила ухода за естественными и искусственными ёлками. (1 ч.)
2. Понятие о пожарной профилактике. Выпуск листовок о правилах пожарной безопасности и их распространение по школе. (2 ч.)
Тема 5. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре.
1. Травмы при пожаре. Первые признаки отравления угарным газом. Первая помощь. Ожоги. Первая помощь при ожогах. (2 ч.)
2. Курение - самая распространенная из вредных привычек. Вред курения. Причины курения подростков. Опасность курения в постели и неосторожного обращения с не затушенной сигаретой. Примеры пожаров. (2 ч.)
Тема 6. Сколько стоит пожар?
1. Экологические последствия пожаров. Психологические последствия пожаров. Материальные последствия пожаров. (1 ч.) Затраты на обеспечение пожарной безопасности, содержание пожарной охраны как дополнение к стоимости пожара. Важность профилактики пожаров. (1 ч.)
2. Люди огненной профессии.
Необходимость профессии пожарного. Готовность пожарных немедленно прийти на помощь.
Опасность огненной профессии. Условия, в которых работает пожарный.
Работа с пожарно-техническим вооружением.
Государственная противопожарная служба. Структура. Добровольные пожарные формирования. Дружины юных пожарных. Специализированные пожарно-технические группы.
Телефон “01”. Создание региональных спасательных отрядов. (2 ч.)
Тема7. Творчество на противопожарную тематику.
1. Для закрепления приобретённых на предыдущих занятиях знаний, роста творческой активности, выявления уровня восприятия учащимися материала детям предлагается выполнить творческую работу на противопожарную тему.
Способ и форма изготовления творческой работы произвольные. Это может быть поделка из любого материала, мягкая игрушка, рисунок, макет, конструкторское изделие и прочее. Работы должны иметь противопожарную направленность.
Занятия проводятся в виде конкурса. Лучшие работы могут составить экспозицию и быть выставлены в школьном музее для показа. (2)
2. Главное - самообладание. Практические занятия по эвакуации.
Паника, растерянность, страх, необдуманность действий присущи человеку в период опасности. Действия по сохранению личной жизни до прибытия пожарных подразделений. План эвакуации людей в случае возникновения пожара, как обязательное организационное мероприятие по упорядоченному, эффективному, самостоятельному спасению жизни. Практические занятия по отработке плана эвакуации из школы. (2 ч)
Тема 8. Пожарные не только профессия, но и спорт.
1. Изучение правил пожарно-прикладного спорта. Преодоление полосы с препятствиями. Учебно-тренировочные занятия. (2 ч.)
2. Проведение викторины: “Что мы знаем о пожарной безопасности”. (2 ч.)
Тема 9. Лесные пожары.
1. Необходимость сохранения лесных массивов, продолжительность восстановления уничтоженного леса. Экологические последствия. Опасность для людей, оказавшихся в горящем лесу.
Пожароопасность леса в сухую, жаркую погоду.
Пожарная опасность торфяников. Самовозгорание торфа.
Основные причины пожаров в лесу. Последствия от сжигания сухой правы, тополиного пуха. Примеры пожаров. Экскурсия в лес на место бывшего пожара. (2 ч.)
2. Изучение опыта дружин юных пожарных других школ посёлка и распространение своего (2 ч.)
Ожидаемые результаты
По окончании курса первого года обучения, предусмотренного программой, учащиеся должны
ЗНАТЬ:
- основные правила пожарной безопасности;
- причины возникновения пожаров;
- первичные средства пожаротушения;
- виды огнетушителей и область их применения;
- знаки пожарной безопасности и места их размещения;
- меры предосторожности при обращении с огнём,
- правила поведения в экстремальных ситуациях;
- правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и обморожениях, при отравлении угарным газом и поражении электрическим током;
- главные исторические события становления пожарной охраны России, Татарстана
УМЕТЬ:
- выявлять нарушения правил пожарной безопасности;
- пользоваться огнетушителями.