Программное содержание.
Формировать представление детей о цвете, звуке, изобразительности музыки, используя произведение А. Вивальди “Зима” из цикла “Времена года” (скрипичный концерт фа минор ч.1).
Вызвать эмоциональный отклик на выразительность белого цвета.
Развивать творческое воображение и речь.
Способствовать художественному эстетическому развитию детей через произведения искусства.
Воспитывать положительное отношение к окружающей природе.
Интеграция образовательных областей. “Познавательное развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Речевое развитие”, “Физическое развитие”.
Материал и оборудование: тонированный альбомный лист круглой формы, кисть №2, гуашь белая, акварель, палитра, стаканчики с водой, салфетки из ткани, мука в ёмкости, влажные салфетки, мольберт, большой лист бархатной бумаги зелёного цвета, гелиевые воздушные шары белого цвета, письмо, снежинки на руки по количеству детей.
Мультимедийная установка, презентации “Белый цвет”, “Зима”, аудиозаписи А. Вивальди “Зима”.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке, экологические занятия и игры по теме “Зима”, словарная работа об оттенках белого цвета с воспитателем, рассказ музыкального руководителя о композиторе А. Вивальди, слушание произведения А. Вивальди “Зима”, разучивание элементов импровизации “Танец снежинок”.
Зал украшен снежинками, заснеженными елями, гелиевыми шарами белого цвета к которым прикреплены снежинки, к одному из шаров прикреплено письмо. Шары находятся под потолком.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, как у нас красиво! Все вокруг заснежено. Какие цвета преобладают зимой?
Как можно назвать эти цвета? (Холодные)
Дети рассматривают убранство зала, замечают воздушный шар с письмом.
Воспитатель читает текст: “Дорогие ребята! Мы приглашаем вас в гости в Страну разноцветных красок! Вас ждут увлекательные приключения, веселые встречи! Ждем вас с нетерпением! Краски”.
Воспитатель: Вы хотите отправиться в путешествие? (Да).
Мы полетим на волшебных воздушных шарах. (Детям раздают шары).
Воспитатель: Для того, чтобы попасть в Страну разноцветных красок, нам надо произнести волшебные слова:
“Шарик, шарик ты лети,
В страну красок нас отнеси”.
Дети все вместе произносят волшебные слова, под музыку они выполняют импровизированные движения. После танца дети отпускают шары и стоят, ребёнок надевает шапочку краски.
Воспитатель: Вот мы оказались в Стране разноцветных красок.
А кто это к нам пожаловал?
Ребёнок - Белая краска: Здравствуйте, ребята! я рада приветствовать вас в Стране разноцветных красок!
Как слова привычны эти:
“Мы живём на белом свете…”
Разноцветный мир огромный
Уместился в слове скромном.
Многоликий и прекрасный,
Голубой, зелёный, красный,
Лишь зимою белый свет
Обретает белый цвет!
Воспитатель: Девочка, кто ты?
Белая краска: Я белая краска и я немного волшебница.
Воспитатель: Не может быть!
Белая краска: Да, да, это так. Если меня добавить в синюю краску, то получится голубая.
А если добавить в красную, то получится розовая.
Воспитатель: Да, а ещё белая краска имеет оттенки, и мы это можем сейчас увидеть на экране.
Присаживайтесь.
(Дети садятся полукругом, включается мультимедийная установка)
Дети видят и называют природные оттенки белого цвета: молочный, розоватый, сероватый, голубоватый, зеленоватый, кремовый.
Воспитатель: Дети, видите, какой белый цвет волшебный! Вы уже назвали в нашем зале предметы белого цвета, а что ещё бывает белым?
Дети называют: Молоко, сахар, бумага, мука, …снег.
Воспитатель: ебята, всё вокруг заснежено – и крыши домов, и дороги, и деревья. А вот эта полянка осталась без снега. Давайте выручим матушку Зиму, засыплем эту полянку снегом, а поможет нам белая мука.
(Дети проходят к мольберту для коллективной работы).
Коллективная работа: На листе зелёной бархатной бумаги дети, макая палец в муку, оставляют снежные следы.
Воспитатель: Дети, на что похожи следы на бумаге?
Дети: Это пушистые сугробы
М.р.: Предлагаю вам послушать музыку, а потом вы расскажете о ней.
(Звучит скрипичный концерт фа минор часть 1 - А. Вивальди “Зима” из цикла “Времена года” с просмотром мультимедийной презентации).
М.р.: Вам знакома эта музыка?
Как она называется? (“Зима”).
Кто написал эту музыку? (Композитор Антонио Вивальди).
Какая музыка по характеру? (Как снежинки - легкая, полётная, нежная, крутящаяся, стремительная, иногда тревожная, вьющаяся, плавная сменяет отрывистую).
Как вы думаете, какие музыкальные инструменты помогают композитору более полно передать характер этого произведения? (Ответы детей: скрипка, оркестровые инструменты).
Какой оттенок белого цвета, наш ваш взгляд, подошел бы к этой музыке? (Синий, голубой, фиолетовый, молочный, серебристый,).
Почему? (Ответы детей).
А мы с вами сможем изобразить зиму? (Ответы детей).
Я предлагаю вам потанцевать и создать снежный узор.
Пьеса звучит повторно (фрагмент).
Дети надевают снежинки на руки, танцуют, передавая характер музыки в импровизации, по окончании музыки делают из снежинок узор на полу, любуются им.
(Большие лёгкие плоскостные снежинки на резиночках надеваются на средний палец ребёнка. Кисти рук при этом свободны, не зажаты, что позволяет детям более полно выражать свои эмоции в импровизационном танце).
Практическая часть
Воспитатель: Я хочу предложить вам нарисовать музыку зимы. Проходите за столы.
Белым на белом нельзя рисовать:
Взяли мы кисточку, краски, тетрадь.
Вооружились палитрой в дорогу -
Она нам окажет большую подмогу.
На ней мы все краски белым разбавим
И цвет для зимы мы смело составим.
Рисование “Краски зимы”
Под музыку А. Вивальди “Зима” дети рисуют.
В конце рисования дети вместе с воспитателем оценивают свои работы.
Итог образовательной деятельности:
Воспитатель: Какой волшебный белый цвет. Каждый изобразил свою зиму, а помогла нам музыка. Вот и получилась наша белая симфония. Наше путешествие подошло к концу, давайте возьмем воздушные шары и полетим в группу.
Воспитатель и музыкальный руководитель берут гелиевые шары и отдают детям.