ИКТ-технологии в развитии социально-трудовых навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью

Разделы: Коррекционная педагогика


В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Формируется общественное мнение относительно детей с особыми образовательными потребностями как людей, имеющих равные права и возможности с другими людьми для развития, но нуждающихся в определенной опеке, индивидуальной помощи. Известно, что дети с отклонениями в развитии испытывают большие трудности в социальной адаптации.

Приняв в 1-ом классе детей и проанализировав уровень сформированности социально-трудовых навыков учащихся моего класса, пришла к выводу о необходимости использования новых разнообразных корригирующих игр и упражнений. Учитывая психофизические особенности развития детей задания должны быть доступными по содержанию, яркими по оформлению, эффективными по реализации программных задач и требований. Разнообразные игровые задания и упражнения должны выступать не только как обучающий фактор, но и способствовать устранению напряженности, утомляемости учащихся.

Современное развитие общества и уровень технических средств, способствует применению учителем в своей работе инновационных технологий, направленных на повышение эффективности обучения, развития и воспитания детей, на создание особой коррекционно-развивающей среды. В учебный процесс прочно входят информационно-компьютерные технологии.

С первого класса в своей работе по социально-трудовой адаптации детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью стала применять информационно - компьютерные технологии. В коррекционной школе объяснение нового, закрепление пройденного материала трудно представить без наглядных материалов. Размещать всё это на доске и менять во время урока неудобно. Поэтому, чтобы обучение учащихся было более эффективно, стала проводить уроки с мультимедийной поддержкой. На уроках развития речи, ручного труда использовала презентации в программе “Power Point” по изучаемой теме. Такого вида задания удобны при повторении и закреплении изучаемого материала, а также на уроках по ознакомлению с новым материалом. В начале работы в презентацию вставлялся лишь наглядный материал, комментирующий объяснение учителя. Постепенно в презентацию стала добавлять, задания, которые требовали участия учащихся, их умения работать компьютерной мышью сначала совместно с учителем, а затем и самостоятельно. Для этого разработала и апробировала компьютерные игровые задания по типу “Четвёртый лишний”, “Угадай, что изменилось”, “Парочки” и т.д., направленные на уточнение и обобщение знаний детей об изучаемых предметах, развитие навыка самоконтроля, по темам уроков развития речи “Овощи-фрукты”, “Дикие-домашние животные”, “Одежда-обувь”. Данные презентации использую на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. При повторении пройденного материала у меня есть возможность быстро проверить знания учащихся. На этапе объяснения нового материала использую изображения, видеофрагменты, звуковое сопровождение.

Яркие рисунки, необычные, интересные задания, включённые в презентацию, их динамичность, использование звукового материала, способствуют повышению интереса к уроку, активизируют внимание учащихся. Урочное применение электронных учебных материалов на уроках развития речи, ручного труда не только знакомит детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью с предметным миром, но и способствует развитию информационной компетентности учеников коррекционной школы, позволяет решить ряд психолого-педагогических проблем. Обеспечивает качественный учебный процесс.

Дает возможность более доступно объяснить новый материал, сэкономить время на повторение пройденного материала, позволяет воспринимать лучше, т.к. зрительное восприятие дает объёмное и полное запоминание новой темы, поэтому даже самая сложная тема быстрее воспринимается обучающимися, причем, не только успевающими, но и отстающими, повышает интерес к учебному процессу.

Поскольку использование современных информационно-компьютерных технологий в учебном процессе коррекционного образования – это не просто дань моде, а система моей работы, то имеется и вполне конкретный результат:

  • развитие навыков самостоятельности и самоконтроля включении в работу всех детей класса, даже самых инфантильных, застенчивых и пассивных;
  • формирование предпосылок к социально-трудовой адаптации;
  • обеспечение эффективности урока и успешности каждому ученику;
  • достижение оптимального общего развития каждого школьника, развивая его мышление, волю, чувства, нравственные представления.