Рождество
Узорчатая россыпь рождественских даров,
Березы в перламутре, ковры из жемчугов,
Серебряные розы на ледяном окне,
Как будто бы забылись в хрустальном, зимнем сне.
Снежинки-чаровницы танцуют не спеша,
Летят, как обещанья, из звездного ковша,
Чудесные плетенья из снежной кутерьмы,
Седые наважденья волшебницы Зимы.
Здесь будто все в тончайшей, загадочной резьбе,
Как древнее гаданье о будущей судьбе,
Сквозь зимний мрак и холод, услышь весны капель,
И будущее счастье, и вешней птицы трель. (Т.
Фролова)
Цель: украшение интерьера дома или кабинета через техники вязания крючком новогодней игрушки “Ангел” и технику намотки.
Задачи:
Образовательная:
научить технике изготовления новогодней игрушки “Ангел”, используя различные приёмы вязания.
Развивающая:
развивать исполнительские умения, внимание, применять имеющиеся знания на практике;
формировать информационную культуру.
Воспитательная:
приобщить участников открытого занятия к культуре и традициям Новогоднего и Рождественского праздников.
Здоровьесберегающая:
способствовать сохранению и укреплению здоровья участников открытого занятия.
Характеристика занятия
Форма организации деятельности: групповая.
Подходы: личностно-ориентированный, рефлексивный.
Методы обучения конструктивный, творческий, развивающий.
Тип занятия: комбинированный.
Межпредметные связи: история, религия, театр, дизайн.
Средства обучения: образцы новогодних игрушек, презентация, подарки для участников открытого занятия (“вязаные снежинки” с блёстками и добрыми пожеланиями).
Оборудование и материалы: пряжа двух цветов, крючок № 1-2, инструкционные карты (для разной техники изготовления изделия на цветной бумаге) - схемы, ножницы, искусственная ёлка, волшебная палочка, бочонок для игрушек, подносы для подарков, костюмы для девочек “Ангелов”, коробочка со словами на новогоднюю тему, компьютер с операционной системой MS Windows, мультимедийный проектор, телевизор, DVD проигрыватель, СД с записями новогодних песен.
Ключевые понятия:
-
рождественская ёлка;
- новогодние игрушки;
- образы, нимб, ангел.
Термины по вязанию крючком:
-
начальная петля; воздушная петля;
- соединительный столбик; полустолбик;
- столбик с накидом; столбик с двумя накидами;
- столбик с тремя накидами;
- кисточка; помпон.
Структура занятия:
- целеполагание, создание положительной мотивации;
- п резентация:
- №1 – “Новогодняя фантазия”
- №2 – “Ангелы”
- №3 – “Алгоритм изготовления ангела”
- Представление занятия:
- Целеполагание, создание положительной мотивации.
- Викторина.
- Ангелы – хранители (категории).
- Алгоритм изготовления ангела.
- Техника безопасности. (Карточки).
- Практическая часть.
- Здоровьесберегающая пауза. Игра.
- Примите подарок (стихи о подарках, свои подарки дети дарят участникам открытого занятия).
- Рефлексия (анализ выполненных работ, мини-выставка).
Ход занятия
Целеполагание. создание положительной мотивации.
(Презентация №1, 1 слайд) Педагог наряжает ёлочку. Звучит новогодняя песня: “В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла. Зимой и летом стройная, зелёная была...”.
Педагог приветствует участников открытого занятия и гостей:
- Добрый день, дорогие друзья! Рада видеть вас накануне Новогодних и рождественских праздников у себя в гостях. Меня зовут Марина Васильевна, я руководитель кружка “Художественное вязание”, а как зовут вас, мы сейчас узнаем. На столе лежат бейджики, вам нужно только фломастерами вписать своё имя. Вот мы и познакомились.
Презентация педагогического опыта.
(2 слайд) Праздник Нового года и Рождества неотделим от аромата и свежей зелени настоящей Рождественской ёлки.
А что мы знаем о ней?
- Трактовка дерева как символа жизни - традиция, более древняя, чем христианство, и не принадлежащая к какой-то определённой религии.
Существует много легенд о Рождественской ёлке, связанных с легендами о Древе Жизни и Древе познания Добра и Зла.
(3 слайд) Задолго до того, как люди начали праздновать Рождество, жители Древнего Египта в декабре, в самый короткий день года приносили зеленые пальмовые ветви в свои дома как символ победы жизни над смертью.
(4 слайд) В Средние века вечнозеленое дерево с красными яблоками было символом праздника Адама и Евы, отмечавшегося 24-го декабря.
Викторина. (За правильный ответ - жетон. Кто больше набрал жетонов, тому приз (новогодняя игрушка)
- А кто придумал наряжать ёлку и когда это было?
Педагог: (5 слайд) В XVI веке, предводитель немецкой Реформации Мартин Лютер. Однажды в сочельник он шел домой через лес. Вечер был ясный и звездный. Когда он пришел домой, то поставил елку для своей семьи и прикрепил много свечей к ее густым веткам.
- Существует легенда о том, почему мы украшаем ёлки блестящей мишурой, вы знаете эту историю?
Педагог: (6 слайд) Давным-давно жила-была добрая бедная женщина, у которой было много детей. Вечером перед Рождеством она нарядила елку, но у нее было очень мало украшений. Ночью на елке побывали пауки, и, переползая с ветки на ветку, оставили на ее ветвях паутину. В награду за доброту женщины младенец Христос благословил дерево, и паутина превратилась в сверкающее серебро. А мишура появилась в XVIII веке.
- Кто придумал Деда Мороза?
Педагог: (7 слайд) Существует версия, что Деда Мороза первыми придумали гунны: у них был бог Йерлу, который в самый первый день года приходил на землю. В этот день полагалось ставить в домах елки, поскольку у гуннов ель считалась священным деревом. Получается, таким образом, что этой традиции уже 5 тысяч лет. Прообраз нашего Деда Мороза - Санта Клаус, который живёт в Лапландии, ныне Финляндии.
- Когда в России стали отмечать Новый год?
Педагог: (8 слайд) В России Новый год стали отмечать по указу Петра Великого с 1 января 1700 года. До этого отмечали начало нового года 1 сентября. Этот праздник с елкой (хотя при Петре Великом елку не украшали, а украшали лапы, веточки), украшениями и карнавалами очень полюбился русскому народу.
- Что раньше вместо игрушек вешали на деревья?
Педагог: (9 слайд) Плоды разных деревьев:
- Яблоки - символ плодородия;
- Орехи - непостижимость божественного промысла;
- Яйца - символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия.
- Когда был отлит первый ёлочный шарик и где?
Педагог: (10 слайд) В 1848 году, в городке Лауш в Тюрингии были изготовлены первые елочные шары. Их делали из цветного или прозрачного стекла, покрывали изнутри слоем свинца, а снаружи украшали блестками. Первые стеклянные игрушки, появившиеся в России, были как раз немецкого производства. Купить игрушку из стекла для жителя России конца XIX века — было то же самое, что современному россиянину купить машину. Отечественные мастера быстро поняли, насколько это прибыльное дело. Кроме стеклянных, в России также выпускались игрушки из ткани, ваты, картона и папье-маше, а сейчас выпускаются даже пластмассовые.
Педагог: (11 слайд) Кстати, если говорить о моде на елочные украшения, имея в доме большую коллекцию елочных игрушек, можно каждый год, комбинируя их, добавив капельку творчества, украшать свою елочку в совершенно неповторимом стиле — и в этом случае абсолютно не важно, модная та или иная игрушка в данный момент, или нет! Посмотрите, как старые стеклянные шарики преобразились, заиграли. Какое белоснежное великолепие снежинок у нас на ёлочке. Ведь каждая новогодняя игрушка: вязаная ёлочка, колокольчики, если она изготовлена своими руками, особенно руками ребёнка — это частичка волшебства, в которое так хочется верить под Новый год! (12 слайд) А еще говорят, что в каждой из них скрыта своя тайна....
В XVIII веке ёлочными украшениями стали фигурки из чеканной латуни - это - божественные существа, которые наделены безусловной любовью и безграничными возможностями, которые охраняют человека от зла. И хотя мы не видим их, мы обращаемся к ним, зная, что они видят нас и слышат, помогают, когда это нам необходимо и полезно. Я надеюсь, вы догадались о ком идёт речь?
Правильно - Ангелы-хранители. (Видеоролик - “ангел летит” в исполнении группы “Непоседы”).
(Презентация № 2) (1 слайд) Существует иерархия среди небесных созданий, то есть ангелов. Согласно этой иерархии создатель подразделил их на разные категории:
(2 слайд) Ангел - хранитель - у каждого человека есть свой ангел - хранитель. Именно он отгоняет от нас все напасти и в трудные для нас минуты призывает других ангелов к нам на помощь.
(3 слайд) Ангел, вылечивающий сердечные раны - если кого-то обидели, и от обиды болит сердце, то на помощь прилетает ангел, вылечивающий сердечные раны. Он аккуратно залечит рану. Но нужно искренне простить обидчика и забыть обиду, иначе боль вернётся вновь.
(4 слайд) Ангел любви - этот ангел своими стрелами разжигает в сердцах людей любовь. А если любви грозят какие - нибудь опасности, то он острыми стрелами отгонит их. Пока рядом этот ангел, то никто и ничто не помешает разгореться настоящей любви!
(5 слайд) Ангел признаний в любви - часто люди боятся открыть сердце друг другу и страдают от нерешительности. К ним на помощь прилетает ангел признаний в любви. Он вселяет в их сердца уверенность и помогает подобрать нужные слова.
(6 слайд) Ангелы, соединяющие сердца - если одинокие сердца ищут друг друга, но никак не могут найти, то им на помощь прилетают ангелы, соединяющие сердца. Для них нет ничего невозможного, и они обязательно сделают так, чтобы два сердца нашли друг друга.
(7 слайд) Ангел исцеления - когда кто-нибудь заболевает, то к нему на помощь спешит ангел исцеления, Он помажет своим чудесным целительным бальзамом больное место и любая болезнь отступит. Нужно только не мешать ему сомнениями.
(8 слайд) Ангел добрых снов - каждую ночь к нам прилетает ангел добрых снов. Он отгоняет от нас страшные и злые сны и дарит нам прекрасные сказочные сновидения. Только не отпугните его злыми мыслями.
(9 слайд) Ангел примирения и согласия - иногда между людьми возникают ссора и обида, но сердца их по прежнему открыты друг другу и ищут примирения. Тогда прилетает ангел, который гонит оливковой ветвью все обиды и ссоры, дарит людям мир и согласие.
(10 слайд) Ангел, несущий вдохновение - художники, поэты, музыканты и все творческие люди больше всех любят ангела, несущего вдохновение. Когда творчество зашло в тупик, этот ангел начинает играть на своей лире, и вдохновение приходит к автору.
(11 слайд) Ангел познания и науки - если ваш ум жаждет новых знаний, то рядом с Вами всегда ангел познания и науки. Студентам и школьникам он помогает готовиться к экзаменам и успешно их сдавать, а учёным помогает в их работе.
(12 слайд) Ангел солнечного дня - когда пасмурно и холодно - многие люди грустят. Тогда прилетает ангел солнечного дня, который дарит нам солнце, и все становятся добрее и счастливее. А тех, кто солнцу радуется больше всех, ангел целует в щёчку, и на этом месте появляется веснушка. Каждая веснушка на лице - это поцелуй ангела.
(13 слайд) Ангелы радости - если тоска и скука своими липкими путами оплетают сердце и ум человека, жизнь кажется унылой и скучной, то на помощь прилетают ангелы радости. Они играют на чудесных флейте и скрипке, разгоняя своей мелодией радости любую тоску и скуку.
(14 слайд) Ангел радостных вестей - нет ничего приятней, чем получать радостные вести. Чтобы они пришли к нам быстрее и не затерялись в пути, их сопровождает ангел радостных вестей.
(15 слайд) (Звон колокольчика, под музыку появляются девочки в костюмах ангела, с волшебными палочками в руках, с двумя коробочками: в одной - слова для игры, в другой - вязаные ангелы).
Представление занятия.
- Алгоритм изготовления ангела.
Педагог: Что нам принесли ангелочки? (Девочки – ангелы достают из коробочки вязаных ангелов).
(Презентация № 3) (1 слайд) Мы предлагаем вам связать или изготовить ангелочка, который будет радовать вас, охранять вас, может, вы украсите им ёлочку, подарите его дорогому для вас человеку, а может он будет вашим талисманом.
Вы видите ангелочков, выполненных в разных техниках и категориях сложности:
(2 слайд) Игрушка из помпона:
Изготавливается из круглых классических помпонов.
(3 слайд) Заготовки из картона накладываются один на другой. Как можно ровнее обматывается картонное кольцо и наматывается нить до тех пор, пока не окажется заполненным. Чем больше намотаете, тем более плотным будет помпон.
Затем ножницами аккуратно разрезается между двумя кругами, придерживая её, но при этом, не сдвигая с картона.
(4 слайд) Пропускается между двумя кругами картона небольшой отрезок нити и завязывается находящуюся на картоне пряжу в очень тугой узел. Оставшаяся нить не отрезается, в дальнейшем она пригодится вам для соединения деталей. Удаляется картон. Подровнять помпон можно при помощи ножниц. Для ангела нужно изготовить два помпона: один больше, чем другой. Соединить их с помощью оставшейся нити. Вырезать крылышки по шаблону. Приклеить их к спинке. Шаблон нимба обмотать пряжей. Приклеить его на голове.
(5 слайд) Кукла из пряжи:
(6 слайд) На плотную картонку - шаблон наматывается нить. По длинной стороне - туловище. Чем больше намотаете, тем пышнее будет юбка у вашего ангела. Затем перевязывается ниткой в тон пряжи с одного из краёв, а с другой разрезается. Вынимается картон. Ещё раз перевязывается пучок пряжи, отступив немного от места предыдущей перевязки. Далее откинуть свободные концы в противоположную сторону, обложив ими внутренний “шарик”, и туго перевязать под ними нити - получится головка человечка.
(7 слайд) Чтобы сделать ручки, надо обмотать пряжей короткую сторону картонки и завязать нити с обеих сторон. Снять намотку с картонки, перевязать, образуя “кулачки”, вложить их между пучком нитей под головой и перевязать туловище - получится талия у куколки - девочки. Крылья можно связать крючком - вяжется цепочка из воздушных петель, собирается по форме крылышка и пришивается к спинке. Нимб вяжется: набирается 16 в.п., соединяется в круг с помощью соединительного столбика, 1 в.п., пико (Зв.п., 1 соед.ст. в 1-ю в. п.) - 1 ст.б/н. - 5 раз.
(8 слайд) Плоская игрушка:
(9 слайд) Работа по схеме. Вяжется голова: цепочку из 5 в.п. замкнуть в круг соед. ст.
1-ый ряд: 3 в.п. подъёма, 15 ст. с 1/ н в получившееся кольцо. Ряд закончить соед. ст.
2-ой ряд: (нимб) 1 в.п. подъёма, 4 ст. б/ н в ст. с 1-м/н предыдущего ряда, *3 в.п., 1ст. б/н*, повторить от*до* - 5 раз. Всего 6 раз, 3 ст б/н. Ряд закончить соед. ст. далее вязать по схеме туловище и крылья.
(10 слайд) Объёмная игрушка:
(11 слайд) Работа по схеме. Вяжется всё отдельно: туловище, крылья, голова, нимб. Затем все детали сшиваются.
Вы можете выбрать любую из предложенных технологий изготовления ангелочка, ту, которая не будет для вас сложной. У кого есть вопросы?
На столах у вас лежат инструкционные карты, схемы, шаблоны по изготовлению игрушки - “Ангела”.
(Инструкционные карты по изготовлению игрушки на цветных листах бумаги).
- Практическая часть с применением технологии уровневой дифференциации.
(12, 13 слайды) (Смена слайдов мультимедиа - картинки ангелов под музыку).
Педагог: Перед тем, как приступить к работе, вспомним технику безопасности по вязанию, но не стандартным образом, а по карточкам: что они означают?
Карточка №1: нельзя допускать падения крючка на пол, крючок хранят в специальной коробочке.
Карточка №2: (ребус) – ответ: ножницы.
Карточка №3: ножницы 0 острый инструмент. Пользоваться ножницами надо осторожно! Хранить ножницы в определённом месте. Не держать ножницы острыми концами вверх, передавать кольцами вперёд. Не оставлять ножницы на рабочем месте раскрытыми.
Карточка №4: Нельзя разбрасывать иголки где – попало, в целях безопасности, они должны находится в определённом месте – игольнице.
Далее участники делятся на группы:
1 группа выполняет практическую работу по инструкционной карте (игрушка из помпона);
2 группа выполняет практическую работу по инструкционной карте (кукла из пряжи);
3 группа выполняет практическую работу по схеме (плоская игрушка);
4 группа выполняет практическую работу по схеме (объёмная игрушка).
Любой из участников может перейти в другую группу.
Педагог во время практической работы делает целевые обходы, контролируя правильность выполнения работы, соблюдение правил безопасной работы, сохранение здоровья. (Девочки - “Ангелы” помогают педагогу и участникам открытого занятия).
- Физминутка. Пальчиковая гимнастика
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу (растирание ладоней; захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги).
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою, (потереть ладошку об ладошку)
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою (пальцы в “замок”)
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики, (пальцы расцепить и перебирать
ими)
Пусть бегут как зайчики.
Физкультминутка
Руки в стороны и вверх,
Повторяем дружно.
Засиделись мы,
Разминаться нужно.
(Руки к плечам, потом вверх, потом снова к плечам, потом в стороны и т.д.)
Мы сначала всем в ответ
Головой покрутим: Нет!
(Вращение головой в стороны)
Энергично, как всегда,
Головой покажем: Да!
(Подбородок прижать к груди, затем запрокинуть голову назад)
Чтоб коленки не скрипели,
Чтобы ножки не болели,
Приседаем глубоко,
Поднимаемся легко.
(Приседания)
Раз, два, три, чеканим щаг.
(Ходьба на месте)
Вот и всё, уже пора за работу сесть. Ура!
(Все садятся за столы)
Гимнастика для глаз
Исходное положение – сидеть в расслабленном состоянии с закрытыми глазами 10-15 секунд.
Исходное положение – сидеть с закрытыми глазами. Не открывая глаз, делать круговые движения глазными яблоками, по 2-3 раза в каждую сторону.
Исходное положение – сидя. 1 - с напряжением закрыть глаза (зажмурить), 2 - раскрыть глаза и посмотреть вдаль. Повторить 3-5 раз. Посидеть с закрытыми глазами 10–15 секунд.
Игра.
В коробочке находятся фанты с разными словами: участники по очереди достают, читают и поют строчки из песен, где встречаются эти слова.
Песни (и слова) должны быть о зиме и новогоднем празднике (елочка, хоровод, мороз, иней, снежинка, сосулька и т.д.).
Желательно сопровождать своё выступление соответствующими движениями.
Открытка “Ангел” (из бумаги вырезается контуры ангела, внутри пишется пожелание).
Рефлексия. (Обратная связь - анализ выполненных работ, мини-выставка, участники высказывают своё мнение, всё ли у них получилось).
- Что вы сегодня взяли для себя от этого занятия?
- Какие надежды вы возлагаете в Новом году?
- А сейчас я предлагаю вам встать в круг, передавая волшебную палочку, обменяться пожеланиями и подарить друг другу открытки с пожеланиями, которые вы сегодня сделали.
- А я хочу пожелать мира и добра вам и вашим близким, чтобы ангелочек ваш, который вы сегодня сделали, был вашим талисманом, охранял вас от зла и зависти. С Рождеством вас и Новым годом! Примите от нас маленькие сувениры.
Примите подарок (стихи о подарках, свои подарки, (вязаные снежинки), дети дарят участникам открытого занятия):
Ой, вы гости дорогие!
У нас подарки расписные.
Вязали их, старались,
Подарить вам собирались!
Благодарим вас за участие!
Вот сувениры вам на счастье!
Гляди любуйся, принимай,
Любой по вкусу выбирай!
Спасибо всем за сотрудничество. Всего вам самого доброго!
До свидания!