Знакомство детей старшего дошкольного возраста с жанром "портрет"

Разделы: Работа с дошкольниками


Рисование – это не только забава, но и творческий труд.

Рисование, как игра, помогает ребёнку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живёт.

Проблема развития творческого воображения детей – одна из важных проблем педагогики. Особую роль в развитии играет эстетическое воспитание, задачей которого является приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о важности использования изобразительного искусства в эстетическом воспитании детей с самого раннего возраста. И, главное, как указывал Л.С. Выготский, что ознакомление состоит не в том, чтобы изучить искусство, а в том, чтобы открыть перед ребёнком прекрасный мир действительности в художественных образах.

Исследователи доказали, что ознакомление с произведениями изобразительного искусства не только доступно детям старшего дошкольного возраста, но и способствует их творческому развитию. Но для этого необходима целенаправленная педагогическая работа по подготовке их к восприятию искусства. Портретный жанр в живописи, графики, скульптуре – виды изобразительного искусства, которые раскрывают мир чувств и жизнь людей.

При работе с детьми дошкольного возраста необходимо познакомить их с портретом как жанром живописи, показав его отличие от других жанров (натюрморт, пейзаж).

По мнению И. Э. Грабаря, высшее искусство есть искусство портрета. Прежде чем знакомить дошкольников с этим видом искусства, воспитатель должен иметь представление о данном жанре.

Портрет — это, прежде всего изображение или описание какого-либо человека или группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности. Ценность портрета зависит от того, насколько глубоко художник сумел  понять внутренний  мир изображаемого человека, передать его характерные черты. Показав человека умным или глупым, гуманным или жестоким, хитрым или простодушным, можно как бы рассказать о всей его жизни.

Портретная живопись — один из самых трудных и значительных жанров в изобразительном искусстве. Это не просто изображение конкретного человека, где на первый план выступает задача внешнего сходства, а сложное изучение психологии человеческой личности, ее внутреннего мира, сущности характера, неповторимости облика, определение ее как типичного представителя эпохи, национальности, сословия, выражение художником своего отношения к ней. Раскрыть человека так, как это делает портрет, не способен никакой другой жанр живописи.

Именно в портрете сконцентрирован огромный духовный опыт чувств и отношений человечества к добру и злу, милосердию и жестокости, любви и ненависти. Средством передачи сообщения об эмоциональном состоянии человека в жизни является язык тела — выразительные движения мимики лица, жесты, позы и речь, интонации, тон речи.

Художник, используя в портрете изобразительный “язык человеческих чувств”, раскрывает внутренний мир человека, его душевное состояние, дает психологическую характеристику переживаний радости, страдания, удовольствия, гнева, недоверия, лукавства и других эмоций, которыми наполнена жизнь человека. Поэтому ознакомление детей с жанром портретной живописи необходимо для формирования, развития и закрепления понимания состояния другого человека.

Кроме того, ознакомление с портретной живописью способствует развитию эмоционально-эстетических и художественных чувств детей, которые характеризуются сложным переплетением зачастую противоположно направленных эмоций, что упражняет, тренирует чувства, делает их более совершенными. Своеобразно сочетаясь, они дополняют, уравновешивают, облагораживают друг друга. Чем раньше мы будем развивать эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче станет работать его воображение, образное и ассоциативное мышление, тем интереснее и богаче окажется его творческое самовыражение.

Благодаря знакомству с портретом, ребенок приобщается к исторической и культурной жизни общества, приобретает знания об известных писателях, художниках, музыкантах, ученых, поэтах, общественных деятелях, своих предках, сословных и национальных отношениях в обществе, о профессиях, быте и облике людей разного времени, их взаимоотношениях, моральных нормах и правилах.

Своеобразные отличительные особенности портретов заключаются в том, что портрет должен убедительно и правдиво передавать внешний облик изображаемого человека, выражать черты характера человека и его душевное состояние, определяемое замыслом художника, в портрете отражаются общие типические черты целой группы людей эпохи, к которой принадлежит портретируемый.

В первую очередь, знакомя детей с портретным жанром, важно обращать внимание детей на характеристику изображенных персонажей, на их позы, жесты, выражения лиц, постановку фигур, а также на характерные детали, по которым лучше усваивается смысл изображенного. Например, цвет является средством передачи настроения. Описать его внешность.

Специально портреты для детей художники не пишут, поэтому подбирать их с целью использования в педагогическом процессе достаточно сложно. Можно организовать выставку “Детского портрета в искусстве”, используя работы А.Г. Венецианова “Вот-те и батькин обед”, И.К. Макарова “Голова девочки”, “Голова мальчика – итальянца”, “Девочки-сёстры”, И. Крамского “Портрет Сони Крамской”, К.Е. Маковского “Дети, бегущие от грозы”, В.А. Серова “Мика Морозов”, “Девочка с персиками” и др. Художественные образы, созданные такими

мастерами, очень конкретны и эмоциональны. Воспитатель заранее подбирает репродукции картин, располагая их на мольберте так, чтобы можно было рассмотреть их на расстоянии. Каждый из этих художников добивается высокой выразительности, которые дети дошкольного возраста в состоянии почувствовать. Развитие активного восприятия художественной выразительности произведения – один из существенных моментов в методике показа репродукций картин. Встреча с детскими портретами позволяет дошкольникам глубже проникнуть в их мир.

При ознакомлении с портретом ребенок имеет возможность почувствовать себя тем, кого рассматривает. Способность поставить себя на место другого, почувствовать его радость, удивление или огорчение, порождает чувство заинтересованности, сопричастности и ответственности. Проживание и переживание многих жизней создает возможность сочувствия и понимания. Познавая другого, ребенок глубже познает и себя; через опыт чувств и отношений других людей учится осознавать, уточнять и корректировать свои эмоции и чувства. Таким образом, у детей формируется и закрепляется умение понимать окружающих людей, проявляя к ним доброжелательность, стремление к общению, взаимодействию, чуткость и заботливость.

Дети в состоянии воспринять и назвать эмоции, изображенные на портрете. Дети рассматривают портрет — лицо с ярко выраженной экспрессией (например, смеется, радуется, удивляется), затем для рассмотрения может быть предложен погрудный портрет, где наряду с эмоциональным состоянием, выраженным на лице (мимика), представлены руки в каком-либо движении, жесте. С помощью особого художественного языка воспитатель обращает внимание детей на самое существенное в человеке среди многообразия его качеств — от физических и нравственно-эмоциональных до интеллектуальных проявлений.

Несмотря на то, что жанр портрета является сложным для восприятия детьми дошкольного возраста, работа по ознакомлению с русской жанровой живописью в детском саду показала, что дошкольники проявляют интерес к портретам людей, пытаются понять переданное художником настроение по мимике лица, рукам.

Занятия по ознакомлению дошкольников с портретной живописью строятся несколько иначе, чем с жанровой и пейзажной, как по структуре, так и по методам их проведения. Это обусловлено особенностью портретного жанра.

Вывод: Чтобы научить понимать и чувствовать произведения портретной живописи, необходимо помочь детям освоить особенности изобразительного языка данного жанра при условии систематических встреч с произведениями портретной живописи и организованных бесед.