«Живи разумом, так и лекаря не надо». Игровое мероприятие о вреде курения. 4-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 4


Цели: формировать представления о курении как о вредной привычке, влияющей на общее самочувствие и внешность человека; вызвать у учащихся желание вести здоровый образ жизни.

Оборудование: ИКТ, карточки с пословицами, костюмы зверей для инсценировки сказки «Медведь и трубка».

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

– Прочитайте на доске тему нашего разговора:


Рисунок 1

– Вы не раз слышали о вреде курения. Сегодня разговор пойдет о коварном враге человечества – никотине. Часто взрослые на вопрос «Зачем вы курите?» отвечают: «Привычка». Но это вредная привычка. А ведь привыкнуть к плохому легко. Гораздо труднее потом избавиться от опасной привычки. Курильщик сначала и не замечает, как он отравляет свой организм. А ведь в табаке есть сильный яд.


Рисунок 2

Он легко проникает в кровь, накапливается во внутренних органах и постепенно разрушает их. Только человек не сразу замечает это.

Некоторые школьники хотят показаться взрослыми и начинают курить. Не у каждого хватает сил проявить характер и отказаться от сигареты в курящей компании. А ведь вредно даже находиться рядом с курящими, т.к. приходится вдыхать ядовитый дым. И через несколько лет тот, кто курит, начинает кашлять, задыхаться при беге или даже ходьбе, быстро уставать.


Рисунок 3

– Когда человек курит, то медленно сгорает табак и образуется дым. Дым состоит из множества вредных веществ, среди которых тридцать ядовитые. Один из них – никотин, который влияет на работу сердца, засоряет легкие. Ученые установили, что извлеченный из пяти сигарет никотин убивает кролика, а из ста – лошадь.


Рисунок 4

– Табак – это однолетние растение, в листьях которого содержится никотин. Европейцам долгое время не было известно курение табака. Впервые с ним познакомились участники экспедиции, открывшие Америку. Христофор Колумб и его товарищи наблюдали, как индейцы выпускали изо рта дым, который они втягивали из листьев, свёрнутых в трубки и зажжённых на конце.


Рисунок 5

– Такие трубки индейцы называли «сигаро». Иногда индейцы клали сушёные тлеющие листья в специальные сосуды, которые называли «табако».

– В Европу табак привёз член экспедиции Колумба – испанский монарх Роман Панно в 1496 году.


Рисунок 6

– В 1560 году, т.е. через 64 года, табак попал во Францию. Французский посол в Португалии подарил его Екатерине Медичи ( королева Португалии).


Рисунок 7

– Екатерина страдала приступами головной боли. По совету посла королева измельчала табак и нюхала его. И это приносило ей облегчение. В благодарность Жану Нико (так звали посла) это целебное средство Екатерина Медичи стала называть никотином.


Рисунок 8

– Табак стал применяться как средство от всех болезней. Однако это продолжалось не долго. Частые случаи отравления табаком, пожары от курения вызывали разочарование. Победоносное шествие табака сменилось его преследованием.

В Россию табак был завезен англичанами и немцами в начале ХVII столетия. Курение жестоко преследовалось. Курильщиков били кнутом и ссылали в далекие города. А торговцам табака отрезали носы и даже казнили.

С приходом Петра I был отменен запрет. Так постепенно все народы пристрастились к курению. Произошло это потому, что в состав табака входят вещества, способные вызвать зависимость от него.

3. А сейчас проверим, что вы запомнили из моего рассказа.

Если вы ответите на все вопросы правильно, откроется плакат.


Рисунок 9

– Молодцы. Вы внимательно слушали и многое запомнили.


Рисунок 10

– Ребята нашего класса подготовили сказку «Медведь и трубка». А пока они подготовятся, мы проведем физкультминутку.

Физкультминутка.

А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два!
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем.
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем.
А теперь подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно!
Мы колени поднимаем-
Шаг на месте выполняем.
От души мы потянулись,
И на место вновь вернулись.


Рисунок 11

Сказка «Медведь и трубка». 

Действующие лица:

  • Медведь
  • Лиса
  • Волк
  • Дятел
  • Сказочник

Решил лесник бросить курить – закинул в лесу за куст свою трубку, кисет с табаком и самодельную зажигалку. А медведь их нашёл. С этого всё и началось! Раньше, бывало, Медведь с солнышком проснётся, в траве покувыркается – разомнётся, на реку бежит; купаться да рыбку ловить, а потом в малинник – за малиной или по дуплам лазать – мёд искать, а теперь чуть свет глаза продерёт, сухим листом трубку набьёт, сунет её в пасть, чиркнет зажигалкой и лежит под кустом, кольцами дым пускает. Так целый день с трубкой в зубах и проваляется. И всё бы ничего, да стал Миша прихварывать. Шёл как-то опушкой, встретил Лису. Увидала Лиса Meдведя, так и ахнула.

ЛИСА (удивлённым голосом)

– Миша! Друг мой! Ты ли это ?
Не видались мы всё лето.
Как ты, бедный, похудел !
Будто целый год не ел!
Что с тобою? Ты больной?

МЕДВЕДЬ (нездоровым голосом)

Сам не знаю, что со мной!
Нездоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота,
Ничего почти не ем –
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложится,
Да не сплю! Никак не спится!
Кашель душит по утрам,
Дурнота по вечерам:
Колет в сердце, в лапах дрожь.

ЛИСА

Что ж ты к Дятлу не пойдёшь?
К Дятлу надо обратиться!
Он у нас такая птица:
Сразу скажет, что к чему.
Не ленись, иди к нему!

МЕДВЕДЬ

Вот недельку подожду,
Станет хуже, так пойду!

Вот прошла неделька, прошла другая. Стало Медведю хуже. Шёл он как-то оврагом. Волка встретил. Увидал Волк Медведя так и присел на задние лапы.

ВОЛК (удивлённым голосом)

Слушай, Миша-Михаил!
Что ты делал? Как ты жил?
Провалились бока-
Шкура стала велика!
Ты хвораешь?

МЕДВЕДЬ (грустным голосом)

Да. Хвораю.

ВОЛК

Что с тобою?

МЕДВЕДЬ (нездоровым голосом)

Сам не знаю...
Нездоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота.
Ничего почти не ем-
Аппетит пропал совсем!
Начал раньше спать ложится,
Да не сплю! Никак не спиться!
Душит кашель по утрам,
Дурнота по вечерам:
Сердце колет, в лапах дрожь:
Пропадаю!

ВОЛК

Пропадёшь,
Если к Дятлу не пойдёшь!
Надо к Дятлу обратиться!
Он у нас такая птица:
Разберётся, даст совет.
Да, так да! А нет, так нет!

МЕДВЕДЬ

Завтра я к нему пойду!

ВОЛК

А найдёшь его?

МЕДВЕДЬ

Найду!

Разыскал Медведь Дятла в лесу. Тот на старой сосне себе Дупло на зиму готовил. Подошёл Медведь к сосне, голову кверху задрал.

МЕДВЕДЬ (жалобным голосом)

Дятел! Дятел!
Старый друг!
Ты спустись на нижний сук!

ДЯТЕЛ

Ба! Топтыгину привет!
Ты здоров ли?

МЕДВЕДЬ (нездоровым голосом)

Видно, нет!
Нездоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота,
Ничего-то я не ем –
Аппетит пропал совсем!
Начал раньше спать ложиться,
Да не сплю! Никак не спится!
Страшный кашель по утрам,
Дурнота по вечерам:
Сердце колет, в лапах дрожь...

ДЯТЕЛ

Верно, куришь, коль не пьёшь?

МЕДВЕДЬ

Да, курю. Откуда знаешь?

ДЯТЕЛ (строгим голосом)

Больно дымом ты воняешь!
Ну-ка сядь под этот сук!..
Дай-ка спину!.. Тук-тук-тук!..
Да-с! Выстукивать не просто
Медведей такого роста!
Не дышать и не сопеть:
Ты больной хоть и Медведь!
Ну-с.. .Мне всё как будто ясно...

МЕДВЕДЬ (испуганным голосом)

Не смертельно?
Не опасно?

ДЯТЕЛ (строгим голосом)

Накопилась в лёгких копоть.
От куренья вся беда!
Ты, Топтыгин, хочешь топать?
Брось куренье навсегда!

МЕДВЕДЬ (жалким голосом)

Бросить? Трубку? 3ажигалку?
И с сухим листом кисет?
Не могу! Не брошу! Жалко!

ДЯТЕЛ (строгим голосом)

Выполняй-ка мой совет!
А не то в своей берлоге
Ты протянешь скоро ноги!

Поблагодарил Медведь Дятла за совет и поплёлся домой. Приплёлся, присел на пенёк, достал трубку, набил её сухим листом, хотел было закурить, да вспомнил, что ему на прощанье Дятел сказал, и забросил трубку в овраг подальше.

– Что же произошло с большим и сильным медведем? Почему он заболел?

– Какой вред здоровью медведя принесло курение?

– Какое правильное решение принял косолапый?

– Чему нас учит эта сказка?

4. Есть одна русская поговорка:


Рисунок 12

– Как вы понимаете слова: «Живи разумом»?

5. – А сейчас поиграем и сложим пословицы о здоровье.

Я читаю начало, а вы продолжаете пословицу. Проверим:


Рисунок 13

6. – И так, мы сегодня говорили о вреде курения. Зачем же люди курят?

– Какие вредные вещества находятся в сигарете?

– Каковы последствия этой привычки?

– Нужно ли пробовать курить?

– Много несчастий и болезней может принести курение. Помните, что


Рисунок 14

– И в завершение нашего урока послушаем стихи, которые выучили ребята.

Все ребята точно знают,
Что куренье – это вред.
Тот кто курит, заражает
И себя, и рядом всех.

«Куренье вредно» – знаем мы.
Мы быть здоровыми должны
Мы выбираем танцы, спорт –
Футбол, хоккей, бег и скейтборд.

«Куренье вредно» – мы твердим.
И дом прекрасный создадим.
Пусть будет дом – дворец у всех
Где радость есть и звонкий смех.