Средства музейной педагогики на уроках английского языка (на примере урока-обобщения в 7-м классе «Судьба школьной формы»)

Разделы: Иностранные языки


Цель урока: формирование позитивного отношения к школьной форме и воспитание осознанного отношения к внешнему виду. Показать преемственность и поддержание традиций ношения школьной формы между поколениями.

Поскольку изучение иностранного языка на ступени основного общего образования направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной), предлагаемый урок имеет широкий спектр задач по каждой из них:

Речевая компетенция:

  • активизация грамматических навыков по темам “Повествование в настоящем и прошедшем времени” (Present Simple, Past Simple, Past Continuous);
  • совершенствование навыков диалогической и монологической форм речи;
  • развитие умения высказывать и аргументировать свою точку зрения;
  • умение выделять необходимые факты при слушании и просмотре, устанавливать связи, заполнять пробелы.

2. Языковая компетенция:

  • актуализация лексических единиц, а так же единиц речевого этикета по теме “Мода. Стиль. Одежда”;
  • умение отбирать материал для обсуждения темы;
  • выстраивать целостную концепцию взглядов и позиций.

Социокультурная компетенция:

  • cовершенствование умений строить своё речевое поведение соответственно теме и ситуации общения.

Компенсаторные умения:

  • развитие умения использовать толкования, определения, эквивалентные замены для уточнения значения высказываний и аргументов по теме.

5. Учебно-познавательные умения:

  • развитие умения группировать и систематизировать новый материал;
  • развитие умения работать в сотрудничестве.
  • развитие и воспитание понимания у школьников важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
  • формирование способности видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры;
  • формирование понимания взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;
  • формирование устойчивой потребности и навыков общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем;
  • развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ.

Образовательные технологии, используемые на уроке:

  • технология интерактивного общения “Дебаты”;
  • использование элементов дифференциации обучающихся на основе их нейродинамического профиля (аудиалы и визуалы);
  • информационно-коммуникационные – презентация “The history of school uniform in Russia”;
  • здоровьесберегающая (смена видов деятельности);
  • метод проблемного обучения (найти проблему и обсудить);
  • ролевая игра.

Оборудование:

  • Презентация (домашняя работа группы учеников)
  • Мультимедийный комплекс (компьютер, экран, проектор).
  • Раздаточный материал со словами по теме “Одежда”.
  • Цветные квадратики желтого и синего цвета.
  • Фрагменты художественных фильмов о школе (по списку)
  • Фрагмент видеоэкскурсии по музею “История школы” (о школьной форме)

Актуальность урока:

Для каждого ребенка знакомство со школой начинаются не с учебников и тетрадей, и даже не с одноклассников. Оно начинается со школьной формы. Хотя в современной России обязательной школьной формы как таковой нет, школьная форма- это традиция, сохранявшаяся в нашей стране не одно столетие. Посредством школьной формы каждый из нас приобщается к ученическому коллективу, именно благодаря форме мы cразу же чувствуем свою принадлежность к данному учебному заведению. Попытаемся показать сохранение и значимость традиций ношения школьной формы на примере урока английского языка, проведенного в музее “История школы”, где бережно хранятся образцы школьной формы времен СССР.

Ход урока

I. Подготовка учащихся к речевой деятельности

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Наш сегодняшний урок мы проведем в музее нашей школы- в музее “История школы”. Если вы помните, тема нашего модуля “Возвращаясь в прошлое”, и сегодня нам предоставляется прекрасная возможность побывать в этом прошлом. Но не как сторонние наблюдатели, ведь целью нашего сегодняшнего урока является попытка разрешения споров (и эти споры слышны и в наших стенах) о необходимости ношения школьной формы. К школьной форме все относятся по-разному. Некоторые считают, что школьную форму необходимо носить в образовательном учреждении, а некоторые, напротив, уверены, что школьную форму следует отменить и не делать ее обязательной. А мы начнем наш урок с того, что выясним, кто из вас на данный момент “за” школьную форму, а кто “против”. Для этого я раздам вам цветные квадратики желтого и синего цвета. Тот, кто “за” школьную форму выбирает желтый квадрат, а кто “против” выбирает синий квадрат, берет его и наклеивает на доску. А потом мы подведем итог: какое количество обучающихся “за”, а какое “против”. Итак, начнем.

Действия обучающихся: Дети разбирают цветные квадратики и наклеивают на доску. Учитель подсчитывает количество “желтых” и “синих” и озвучивает результат.

Фонетическая разминка.

Учитель: А сейчас возьмите находящиеся на ваших столах листочки со словами по теме “Мода.Стиль.Одежда”. Давайте сгруппируем их в 2 колонки: зимняя одежда и летняя одежда.

Действия обучающихся: Дети выполняют задание.

II. Речевая деятельность учащихся

Отработка диалогической формы речи:

Учитель: А сейчас давайте немножко поиграем в журналистов. Задача “журналиста”- расспросить своего товарища по парте о том, какую одежду он предпочитает носить.

Действия обучающихся: Дети разыгрывают диалог.

2. Отработка монологической формы речи (подготовленного монологического высказывания);

Учитель: А сейчас давайте подумаем, какую одежду мы одеваем в разных ситуациях. Каждый из вас получает индивидуальное заданием и отвечает на вопрос: “Что бы Вы одели, если...”

1) Вам нужно идти на вечеринку

2) Вам нужно идти на прогулку

3) Вы собираетесь идти в театр

Для своих ответов используем активную лексику урока. У вас есть 1 минута на подготовку к ответу.

Действия обучающихся: Дети готовятся, а затем воспроизводят в речь речевое высказывание.

Отработка монологической формы речи (неподготовленного монологического высказывания):

Учитель: Итак, мы с вами обменялись идеями по поводу то, какую одежду лучше носить в определенных случаях. А сейчас мне было бы интересно узнать, что мы одеваем, когда идем в школу?

Действия обучающихся: Дети дают ответы на вопрос.

Учитель: Скажите, пожалуйста, а какой смысл вы вкладываете в понятия “Форма” и “Школьная форма”?

Действия обучающихся: Дети дают ответы на вопрос.

Учитель: Итак, мы пришли к выводу, что форма- это набор из предметов одежды установленного образца. Форму носят в армии, правоохранительных органах, органах здравоохранения, и,конечно, в школе. Школьная форма отличется от школы к школе, и , по сути, не имеет единого образца.

III. Проверка домашнего задания. Презентация проекта “История школьный формы в России”

Учитель: Ребята, я хочу вам сказать о том, что школьная форма в России имеет давнюю историю. Еще в знаменитом Смольном институте (Воспитательном обществе благородных девиц) каждому возрасту было приписано носить свой цвет платья: для воспитанниц 6-9 лет – коричневый (кофейный), 9-12 лет – голубой, 12-15 лет – серый и 15-18 лет – белый. Парадные платья учениц шили из шелка, а в обычные дни девушки носили платья из камлота, выписываемого специально из Англии. Существует предание, что костюмы учениц придумала сама императрица Екатерина II. Итак, давайте поговорим о том, что такое школьная форма и какую историю она имеет в нашей стране и в нашей школе. Помогать мне будут “историки школьной формы”.

Действия обучающихся: К доске выходят 4 ученика класса, которые готовили индивидуальное домашнее задание. Ответ ребят сопровождается презентацией.

Ученик 1. Итак, можно сказать, что началом школьной формы в России является 1834 год, когда была утверждена общая система всех гражданских мундиров в Российской империи, в том числе и для средних учебных заведений. Как вы понимаете, такая форма должна была носиться только мальчиками. Положение о гимназической форме для девочек было утверждено в 1896 году.

Ученик 2. Форма учащихся средних учебных заведений имела полувоенный характер. Сходные по фасону, их фуражки, шинели и гимнастерки отличались цветом, кантами, а также пуговицами и эмблемами. У учащихся гимназий были светло-синие фуражки с чёрным козырьком цветным кантом и эмблемой. Повседневная форма гимназистов состояла из суконной гимнастёрки синего цвета (ткань темнее, чем на фуражке) с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанной чёрным лакированным ремнем с серебряной пряжкой, на которой были выгравированы и закрашены чёрной краской те же буквы и цифры, что и на эмблеме.

Ученик 3. В женских гимназиях также существовала форма. В государственных гимназиях воспитанницы носили коричневые платья с высоким воротником и фартуки — чёрный в учебные дни и белый по праздникам. Парадная форма дополнялась белым отложным воротником и соломенной шляпкой.

Ученик 4. В 1918 году с приходом Советской власти был издан Декрет “О единой школе...”, и гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком, наследием царского режима и была отменена. Старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям, символом несвободы, униженного, подневольного положения ученика. Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная причина — бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители.

Ученик 1. В 20–30-е годы у школьников не было единой формы. Ее ввели уже только после Великой Отечественной войны, когда было введено раздельное обучение, от которого через несколько лет, правда, отказались. В 1948 г. было решено возвратиться к былому образу — к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам. Строгость нравов эпохи Сталина распространялась и на школьную жизнь, в том числе и на школьную форму. Самые незначительные экcперименты с длиной или иными параметрами школьного платья сурово карались администрацией учебного заведения. Даже причёска должна была отвечать требованиям пуританской морали — модельные стрижки до конца 50-х годов были под строгим запретом. Девочки обязательно носили косы с бантами.

Ученик 2. Школьную форму эпохи И. В. Сталина можно увидеть в фильмах “Первоклассница”, “Алёша Птицын вырабатывает характер” и “Васёк Трубачёв и его товарищи”. И сегодня мы посмотрим небольшой отрывок одной из этих кинолент.

Демонстрируется небольшой отрывок фильма

Ученик 3. В начале 60-х практически все ходили в форме. Обычные форменные платьица продавались во всех магазинах, а вот с кружевным воротничком-стоечкой и застежкой сзади- только в Москве.

Фабричные фартуки шили из саржи (ткань типа подкладочной). А мамы-рукодельницы шили своим красавицам черные фартуки из тонкой шерсти, а белые из шелка и батиста, украшая кружевами.

Школьников конца 1960-х мы можем видеть в фильме “Доживём до понедельника”.

Демонстрируется небольшой отрывок фильма

Учитель: Ребята,в музее, где мы сейчас с вами находимся, есть подлинный фотографии школьной формы тех времен.

Демонстрируется экспозиционный материал

Ученик 4. Эта форма существовала до конца 1962 учебного года. И за тем была изменена в сторону отхода от "военизированности". Мальчики получили серый полушерстяной костюм - брюки и однобортный пиджак с тремя черными пластмассовыми пуговицами. Под пиджак рекомендовалась белая рубашка. В младших классах было принято нашивать белый воротничок поверх пиджачного воротника. Фуражку заменил тёмно-синий берет. Форма для девочек осталась прежней.

Ученик 1. В 1975-1976 годах произошли изменения в школьной форме у мальчиков: серые шерстяные брюки и курточки были заменены на брюки и куртки из полушёрстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки, начало демократизации общества.

Ученик 2. Для девочек изменения произошли в 1984 году: был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами (без нарукавной эмблемы) и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу.

Ученик 3. Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук. Кроме обычного пионерского значка существовал особый вариант для пионеров, активно занимающихся общественной работой. Он был немного больше обычного с надписью “За активную работу”. Школьную форму 1980-х можно увидеть, например, в фильмах “Гостья из будущего” и “Приключения Электроника”

Демонстрируется небольшой отрывок фильма

Учитель: Ребята, обратите пожалуйста внимание на стеллажи в конце кабинета. Там вы можете увидеть подлинные образцы той самой формы, которую носили ваши мамы и папы. А на стенде представлены атрибуты принадлежности ваших сверсников 40 лет назад к октябрятской, пионерской и комсомольской организации. Посмотрите пожалуйста на экспозицию: “Как учились наши бабушки и дедушки”. Здесь представлены подлинные экспонаты, которые повествуют нам о том, какой была школьная жизнь пол века назад.

Демонстрируется отрывок видеоэкскурсии по музею “История школы” в части рассказа о школьной форме 60-80 гг. 20 в.

Ученик 4. В конце 80-х коричневое форменное платье стало постепенно исчезать, как и обязательный костюм мальчиков. Ребята предпочитали свободную форму одежды. Школьное платье и костюм появлялись иногда во время школьных праздников.

Ученик 1. Обязательное ношение школьной формы в России было отменено весной 1994 года. В современной России нет единой школьной формы, однако многие лицеи и гимназии имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. Сейчас в законодательных органах власти активно обсуждается проект обязательной школьной формы единого образца, но пока ни макета этой формы, ни ее составляющих, ни алгоритма ее внедрения в учебные заведения мы пока не видели.

Учитель: В нашей школе существует определённый дресс код. Но обязательная школьная форма единого образца прописана только для начальной школы. В экспозиции музея, где мы сейчас находимся, представлены образцы формы начальной школы для мальчиков и девочек, а так же эмблемы школы с момента ее создания.

Демонстрируется экспозиционный материал.

IV. Выполнение творческих заданий

Учитель. Итак, мы с вами познакомились с историей школьной формы в России и с образцами той формы, которая носилась в нашей школе на протяжении многих лет. И сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется “Суд присяжных”. Судить мы будем школьную форму. Я предлагаю вам разделиться на 3 команды, первая - будет отстаивать необходимость соблюдения дресс кода и ношения школьной формы, а вторая- будет придерживаться абсоютно обратной точки зрения. Придумайте как можно больше аргументов в защиту ваших доводов. Для подготовки ответов вам дается 2 минуты на размышление, и еще одна минута на сам ответ. Третья команда будет представлять собой экспертов, которые будут подсчитывать количесвто ваших ответов с доводами, фиксировать их, оценивать логичность высказывания и его грамотное языковое оформление. Эксперты имеют право задавать уточняющие вопросы для принятия окончательного решения

Действия обучающихся: Играют, аргументируют свои ответы. Эксперты предоставляют учителю сводную таблицу по ответам детей.

V. Рефлексия и подведение итогов

Учитель: Мы услышали в ваших ответах положительные и отрицательные стороны ношения школьной формы. Но рассуждая на эту тему, мы всегда должны помнить, что форма – это знак престижа, уникальности той или иной школы, знак принадлежности к ней. Свою форму имеют и Оксфорд и Кембридж. А в нашем случае школьная форма – это символ нашей школы, ее традиции, ее история, и мы рады, что ее история продолжается в вас.

Давайте еще раз ответим на некоторые вопросы, которых мы касались на сегодняшнем уроке:

  • Почему школьная форма в начале 20-го века носилась только детьми из обеспеченных семей? Как выглядела эта форма?
  • В чем была разница между классической гимназической формой для девочек и ее советским последователем?
  • Какие основные атрибуты школьной формы советского периода вы знаете?
  • Когда была отменена обязательная школьная форма?
  • Как выглядит школьная форма в нашей школе на современном этапе?

Учитель: А давайте представим, что нам предоставляется возможность самим почувствоватьсебя дизайнерами и разработать эскиз школьной формы, которую будет носить наша школа. Вашим домашним заданием будет нарисовать эскиз школьной формы и рассказать нам о ней. На следующем уроке мы устроим конкурс эскизов школьной формы. Спасибо за урок. До свидания.