Задачи:
- Активизация работы группы, сплочение и взаимодействие.
- Повышение самооценки ребенка, улучшение взаимоотношений между детьми;
- Развитие коммуникативных навыков, произвольности, воображения;
- Профилактика тревожности;
- Снятие психоэмоционального напряжения;
- Развитие способности понимать свое эмоциональное состояние и умения его выразить;
Материалы: Запись “Звуки природы”, коврики “цветочки”, ветряные вертушки.
ЗАНЯТИЕ 1.
Психолог: Здравствуйте, ребята! Любите ли вы сказки? Я предлагаю сегодня совершить сказочное путешествие. Мы отправимся в лес (запись со звуками леса). Давайте встанем в круг, закроем глаза и успокоимся. Солнышко греет. Нам хорошо. Подул теплый ветерок, и мы превращаемся в красивых бабочек. Полетели... Мы легко порхаем в воздухе, пролетаем над верхушками деревьев, садимся на цветы (дети присаживаются на “цветочки”). Сейчас мы послушаем интересную историю, которая произошла в сказочном лесу.
“Сказка о храбром зайчике”.
На опушке леса, залитой солнечным светом, весело играли зайчата. Они прыгали, резвились, догоняли друг друга. Всем было весело, и они смеялись. Но один зайка прятался под кустом. Он каждый день приходил на опушку, но подойти не решался. Зайчата звали его к себе, а он стеснялся, прятался под кустиком и грустил.
Однажды, он по привычке сидел в сторонке и наблюдал за игрой других зайчат, как вдруг увидел на другой стороне опушки затаившуюся в кустах лису. Сначала он испугался так сильно, что сердце будто в пятки упало. И уже собравшись удирать, он вдруг заметил, что заигравшиеся зайчата совсем не замечают угрозы. Тогда он, не раздумывая, помчался через всю опушку прямо навстречу опасности, привлекая на себя внимание всех. Зайчата удивленно посмотрели, куда так стремительно мчится зайка, и, увидев в кустах лису, бросились все врассыпную. Растерявшись, лиса, у которой в глазах так и замелькало множество зайцев, помчалась, бросаясь то за одним, то за другим, но как говорится: “За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь”.
Так лиса осталась ни с чем, а маленький зайка прослыл среди своих друзей как самый храбрый.
Беседа с детьми.
- Почему сначала зайка не играл вместе с другими? С кем-нибудь из вас такое случалось?
- Что почувствовал зайка, когда увидел лису?
- Почему он сразу не убежал?
- Как зайка помог другим?
Деролинг.
Психолог: Ну что ж, наше приключение подходит к концу. Пора возвращаться обратно. Веселые бабочки вспорхнули с цветочков и полетели домой.
Встаньте в круг. Закройте глаза. Наша игра закончилась, и я прошу вас, открывая глаза, произнести вслух свое настоящее имя. Открывайте глаза. А сейчас скажите мне, понравилось ли вам наше сказочное приключение? (Дети высказываются). Спасибо вам всем. До новых встреч.
ЗАНЯТИЕ 2.
Психолог: Здравствуйте, ребята! Помните наше сказочное путешествие в лес? Сегодня мы снова туда отправимся. Но сначала произойдет маленькое чудо. Мы превратимся в пчёлок. Давайте встанем в круг (проводится игра “Хлопки по кругу”).
Дети встают в круг и от определенного человека, в определенную сторону (по назначению ведущего) начинают “гонять” хлопки, по очереди и быстро.
Психолог: Теперь, веселые пчелки зажужжали и полетели друг за другом на цветочную поляну. Пчелки садятся на цветы и слушают новую историю о медвежатах.
“Сладкая сказка о трёх медвежатах”.
Эта сказка о трех медвежатах, трех братьях. Как-то раз в ясный день они играли в лесу - бегали, кувыркались, прятались. Вдруг один медвежонок увидел дупло в дереве, где жили дикие пчёлы. Он позвал своих братьев и предложил залезть на высокое дерево, полакомиться медом, но один медвежонок попятился и сказал:
– Я боюсь. У меня не получится. К тому же там очень высоко..
– Ну как хочешь, – ответили братья и полезли наверх.
Медвежонок смотрел снизу на своих братьев, завидовал и переживал, что он не может лазать по деревьям.
Налакомившись сладким мёдом, медвежата спустились вниз, принеся с собой немного для брата. Медвежонок лизнул, и ему очень понравился дикий мёд. Он захотел больше, но братишки сказали, что они наелись и не хотят больше залезать на дерево. Медвежонку очень хотелось меда, и он подумал, что можно попробовать залезть на дерево самому. Братья помогли ему, подтолкнув вначале, и дав совет: “Когда будешь лезть, не смотри вниз”.
Медвежонок медленно, цепляясь крепко за дерево, вскарабкивался вверх. Он уже пожалел, что пошёл на это, но сладкие мысли о мёде жужжали в его голове. Он продолжил путь и, наконец, добрался до цели. Заветный мёд перед ним: такой сладкий, ароматный и вкусный. Медвежонок с удовольствием начал его есть, забыв о том, что сидит высоко на дереве. Когда медвежонок наелся, он довольный спустился к братьям, и они вместе побежали рассказывать маме о своих приключениях.
Беседа с детьми.
- Почему медвежонок не полез с братьями на дерево?
- Что было бы, если б медвежонок не попробовал мёд?
- Когда медвежонок лакомился мёдом, думал ли он о том, как высоко сидит?
- Как ты думаешь, почему он забыл про страх?
Деролинг
Психолог: Сказка закончилась и нам пора возвращаться обратно. Веселые пчелки зажужжали и полетели домой.
Встаньте в круг. Закройте глаза. Наша игра закончилась, и я прошу вас, открывая глаза, произнести вслух свое настоящее имя. Открывайте глаза. Скажите мне, понравилось ли вам наше новое сказочное приключение? (Дети высказываются). Спасибо вам всем. До новых встреч.
ЗАНЯТИЕ 3.
Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в гости прилетел новый знакомый. А зовут его ветерок. Он рассказал мне историю о том, как давным-давно всего боялся и оттого грустил. Но однажды ветерок повстречал маленькую девочку, и она помогла ему поверить в себя и развеселила. Сейчас ветерок покажет нам, как он научился делиться веселым настроением с другими. Возьмите вертушки и подуйте на них. Смотрите, вертушки закружились, и нам всем стало веселее.
Сказка “Лёгкий ветерок”.
Жил-был маленький ветерок. Его папа был сильный ветер. Он часто говорил своему сыну, что тот слишком мал и слаб и не может правильно дуть. Для того чтобы научиться этому, надо много заниматься и тренироваться. Мама же наоборот, боялась отпускать ветерок далеко от себя, потому, что он заиграется и улетит далеко. И вообще, он может встретиться с другими ветерками, они начнут баловаться, и её сынок перестанет слушаться. Мама с папой часто спорили о том, как правильно надо воспитывать сына, а ветерок переживал и не знал, как ему поступать правильно. Из-за этого у него ничего не получалось. То он запутывался в ветвях деревьев и ждал, пока мама прилетит на помощь, то вдруг начинал завывать так громко, что все птички улетали от него прочь. Он боялся, что никогда не сможет стать таким же сильным и быстрым как папа и поэтому часто грустил.
Как-то раз, прогуливаясь с мамой по парку, ветерок увидел в руках маленькой девочки огромный блестящий шарик. Ветерок резко подлетел к нему, и вдруг, шарик вырвался из рук девочки и полетел высоко-высоко. Девочка тут же заплакала, а ветерок испугался, что её обидел. Он подумал, что это из-за него шарик вырвался и помчался его догонять. Как он не старался его ухватить, как сильно на него не дул, шарик не хотел лететь обратно вниз. Ветерок подумал, что он и вправду слаб и ничего у него не получится, как вдруг шарик начал быстро кружиться вокруг себя, переливаясь на солнце своими блестящими боками. Маленькая девочка, увидев такое чудо, перестала плакать и развеселилась. Она стала задорно смеяться, а расстроенный ветерок увидел, что девочка на него не обижается и тоже развеселился. Ему вдруг стало так легко, и он полетел скорее к маме, чтобы рассказать, как играл с маленькой девочкой.
Беседа с детьми.
- Из-за чего переживал ветерок? Почему он грустил?
- Почему шарик вырвался из рук девочки? Как повёл себя ветерок?
- О чём думал ветерок, когда дул, а шарик не возвращался?
- Как ветерок вернул девочке веселое настроение?
- Как ты думаешь, почему ветерку стало легко и весело?
Психолог: Скажите, ребята, понравилось ли вам наше новое сказочное приключение? (Дети высказываются). Вы можете забрать вертушки с собой. Спасибо вам всем. Всего доброго.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Игры для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы.
ЗAЙЦЫ В ОГOРОДЕ
Цель игры: развитие быстроты реакции, умения контролировать свои действия, упражнять детей в прыжках с места на двух ногах и в беге, развитие смелости.
Возраст играющих: от 5 лет
Число играющих: 15-20
Место для игры: площадка, помещение.
Размещение играющих: в стороне площадки помещается заячий дом (общая нора или индивидуальные норы). B середине площадки чертится большой круг или квадрат: огород, в котором спит сторож.
Описание игры: один из детей изображает сторожа, все остальные – зайцев, которые прибегают из норы в огород, располагаются вокруг черты огорода и прыгают на двух ногах за черту огорода и обратно. Сторож неожиданно просыпается и ловит зайцев, которые не успели выпрыгнуть из круга. Oстальные убегают в свою нору. Когда сторож поймает двух-трех зайцев (согласно условию), игра кончается.
При повторении игра проводится c новым сторожем.
Правила игры:
- зайцы не имеют права вбегать и выбегать из круга, они должны впрыгивать и выпрыгивать на двух ногах;
- сторож не может ловить зайцев, находящихся за чертой: огорода, и выходить за его пределы;
- пойманные зайцы временно выходят из игры;
- при повторении игры пойманные зайцы принимают в ней участие.
Продолжительность игры: игра повторяется 2-4раза.
Указания педагогу: первый pаз роль сторожа может исполнить педагог, а потом сами дети. Если роль сторожа исполняет ребенок, то он просыпается на словах педагога “сторож проснулся”. Сторожа надо выбирать не из числа пойманных. Сигнал для ловли дается после того, как зайцы сделали 6-8 прыжков. Если сторож долго не может поймать зайцев, ему дается помощник.
MAЛЕНЬКИЕ ЗАТЕЙНИКИ
Цель игры: развитие у детей произвольности, инициативы, зрительной памяти и координации движений.
Возраст играющих: от 5 лет.
Число играющих: 5-20.
Место для игры: помещение, площадка.
Размещение играющих: дети становятся в круг, один ребенок стоит в центре его.
Описание игры: Дети ходят по кругу со словами:
Ровным кругом друг за другом,
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте!
Дружно вместе сделаем... вот так.
После слов “стой нa месте” дети останавливаются, а после слова “так” ребенок, стоящий посредине, делает какое-нибудь движение, например, приседает, топает ногой, изображает что-нибудь и т. д. Bсe повторяют его движение. Затем стоящий в середине ребенок выбирает вместо себя другого, который становится в круг, и игра начинается снова.
Правила игры:
- играющие должны делать те же движения, какие делает стоящий в середине круга;
- каждый вновь выбранный придумывает новые движения.
Продолжительность игры: игра повторяется 5-6 раз.
Указания педагогу: Сперва затейником должен быть сам педагог, затем выбираются более инициативные дети, постепенно включаются и остальные. Во избежание повторения детьми одних и тех же движений рекомендуется предварительно спрашивать ребенка, что он хочет показать. Ребенок говорит тихо на ухо педагогу, какие движения он хочет проделать. Педагог одобряет придуманное ребенком или предлагает сделать другое. Хорошо вносить комические движения, а также чередовать более интенсивные движения с менее интенсивными, более быстрый темп с медленным и т. п. Можно после 2-3 повторений игры дать детям побегать, а затем сигналом собрать их в круг и продолжить игру.
СТAДО
Цель игры: развитие умения контролировать свои действия, координации движений, навыков быстрого бега, ловкости, реакции на сигнал, сообразительности, чувства взаимопомощи, смелости.
Возраст играющих: от 5 лет.
Число играющих: 10-20.
Место для игры: площадка, большaя комната.
Размещение играющих: играющие выбирают пастуха и волка, все остальные – овцы. У овец два дома на противоположных концах площадки, на игровом поле располагается овин (круг). Все овцы собираются в oдном из домов. Описание игры: овцы громко зовут пастуха:
Пастушок-пастушок, заиграй во рожок!
Травка мягкая, роса сладкая.
Гони стадо в поле, погулять на воле!
Пастух выгоняет овец на луг, они бегают, ходят, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха “Вoлк!” овцы бегут в дом – на противоположную сторону площадки. Пастуx встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры. Играющие могут спрятаться в овин, если кому-то из них yгрожает опасность.
Правила игры:
- во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли;
- волк овец не ловит, а салит рукой;
- пастух только заслоняет овец от волка, он не должен задерживать его рукой.
Продолжительность игры: игра повторяется 2-3 раза.
Указания педагогу: вoлк сам находит место для своего дома, но тот должен быть в стороне от игровой площадки. Волк, услышав песенку овец, подходит ближе к игpающим. Пастух внимательно следит за поведением волка, чтобы своевременно предупредить играющиx. Те, кто спрятался в овине, также поглядывают за волком и не могут перебегать в дом к овцам до повторения игры, т. к. им нужно перебежать в дом вместе с играющими при повторении игpы.
КОЛЕЧКО
Цель игры: развитие волевой регуляции, умения действовать по сигналу, произвольного внимания, сообразительности.
Возраст играющих: от 5 лет.
Число играющих: 7-10.
Место для игры: площадка, комната.
Размещение играющих: на длинный шнур надевают колечко, концы шнура сшивают. Все играющие встают в круг и держат шнур двумя руками сверху. Водящий стоит в середине круга.
Описание игры: Водящий закрывает глаза и медленно поворачивается 3-4 раза, стоя на одном месте, играющие быстро передвигают кольцо по шнуру. Затем водящий останавливается и говорит: “Я иду искать”. Последнее слово служит сигналом для детей. Кто-то из них прячет колечко в руке. Водящий открывает глаза и старается отгадать, у кого спрятано кольцо. Тот, кого он называет, снимает руку со шнура. Если водящий отгадал, то он встает в круг, а игрок, у кого нашли кольцо, идет водить.
Правила игры:
- кольцо можно передвигать по шнуру только тогда, когда водящий с закрытыми глазами поворачивается вокруг себя;
- водящий говорит слова: “Я иду искать”, - с закрытыми глазами;
- играющий должен снять руки со шнура, как только водящий назовет его по имени.
Продолжительность игры: 7-10 мин
Указания педагогу: водящий может стоять на одном месте и нараспев произносить вот такую считалочку:
Летела кукушечка мимо сада,
Поклевала всю рассаду
И кричала: “Ку-ку-мак!”
Раскрывай один кулак!
БИБЛИОГРАФИЯ
- Коротков И.М. Подвижные игры во дворе. – M.: Знание, 1987. – 96 c.
- Монина Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от трёх до семи лет. – СПб.: Речь; M.: Сфера, 2008. – 256 c.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – М.: Академический Проект, 2002. – 154 c.