Цель: Способствовать формированию умений использовать имена прилагательные для точности и выразительности письменной и устной речи.
Задачи:
- Применение в устной и письменной речи правил об изменении имен прилагательных.
- Обогащение словарного запаса через лексическую работу.
- Работа над картинами В. Васнецова и М. Врубеля.
Оборудование: Мультимедийная установка.
Ход урока
I. Организационный момент.
Слайд 1. Закройте глаза и представьте наш урок и себя в нем.
II. Актуализация знаний
Слайд 2
1. Каллиграфическая разминка.
-ый, -ий, -ой, -ая, -яя, -ое, - ее
- Как можно назвать эти сочетания одним словом?
- На какие группы можно разделить ? И объясни свое решение.
- Сделайте вывод.
(Работа может вестись в парах или группах)
Запись окончаний имен прилагательных ведется в столбики (как разделили).
(Для быстропишущих можно посоветовать написать примеры имен прилагательных)
2. Словарная работа.
(Вспоминаем правила изменения имен прилагательных по числам и родам) Составьте несколько словосочетаний с именами прилагательными, используя словарные слова учебника или словаря. Выделите окончание и укажите род в именах прилагательных.
III. Образовательная деятельность
1. Работа по учебнику.
(Для тех кто справился- дополнительное задание:
Слайд
Задание: Вставь окончания в имена прилагательные. Подбери антонимы к именам прилагательным и измени число. Напиши.
Смел.... мальчик - ____________________
Темн.... ночь - _______________________
Син... лента- ______________________
Прозрачн.... окна______________________
2. Лексическая работа.
Слайд
Задание: Прочитай словосочетания . Раздели на группы. Сделай вывод.
(Работа может вестись в парах или группах)
- Собачий лай
- Собачий холод
- Волчья стая
- Волчий аппетит
- Сладкая речь
- Сладкая ягода
- Выпишите словосочетания в переносном значении. Определи род.
Ф И З М И Н У Т К А
Задание: Найди пару. (Готовятся листочки двух цветов по количеству обучающихся. На одних пары синонимов. На других пары антонимов. Все разрезано. Детям выдается одна часть. Произносится цвет и группа( Например: у кого красные листочки – ищут – пары синонимов, желтые- антонимы). Дети встают и общаются.)
синонимы | антонимы | ||
Холодная | Студеная | Чистый | грязный |
Жаркое | Знойное | Светлый | Темный |
Худой | Тощий | Добрый | Злой |
Работа над картинами М. Врубеля и В. Васнецова.
(Вспоминаем роль имен прилагательных в письменной и устной речи. Фразиологизмы.)
- Душа нараспашку
- Сидеть сложа руки
Панический страх
Панический страх – сильный страх, ужас, внезапно охватывающий множество людей. Пан – это Бог лесов и полей. Когда родился Пан, даже мать ужаснулась его безобразному виду. Пан оказался добродушным и веселым, он изобрел флейту и превосходно на ней играл.
Слайд (Картина М. Врубеля “Пан”)
(Обучающиеся рассказывают о своих впечатлениях)
Выражение “панический страх” появилось, когда пастухи или звероловы слышали в дебрях дикие звуки, то были уверены, что это Пан. Бедные люди пугались и испытывали страх.
(Обучающиеся записывают фразеологизм и подбирают проверочное слово к имени прилагательному)
- Отгадай художника. На своих полотнах изображает сказочных и мифических персонажей. Совмещает реальность и фантастику. Его полотна хранятся в Третьяковской галерее.
Слайд (Картина В.Васнецова “Аленушка”)
(Обучающиеся рассказывают о своих впечатлениях)
- Объяснение выражения “застыть камнем на камне”.
(После разбора картины обучающимся предлагается поработать с текстом)
Слайд
Задание : Подбери имена прилагательные. Напиши текст. Работа может вестись в парах или группах) Аленушка.
У ___________ озера на ______________камне сидит ________Аленушка. Она смотрит на ___________воду. По озеру плывут __________листья. Аленушка бедно одета. На ней ______________сарафан. Природа грустит вместе с Аленушкой. Лес___. Небо____________. Все это создает _________ и ___________ настроение.
(Во время проверки обращается внимание на точность и выразительность подбора имен прилагательных, которые отражают сущность текста, а так же повтор правил по определению числа и рода имен прилагательных) Можно поменяться тетрадями и оценить соседа.
IV. Итог.
В начале урока мы представляли себя и наш урок. Совпали ли представления? Что удалось? Над чем надо задуматься?
- Над чем было интересно поработать, поразмышлять?
- Какое открытие для себя сделали?
- Как можно применить этот материал в нашей жизни?
- Как вы можете оценить свою работу, работу учителя, одноклассников.