"Изменение имен прилагательных по числам и родам". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: Способствовать формированию умений использовать имена прилагательные для точности и выразительности письменной и устной речи.

Задачи:

  • Применение в устной и письменной речи правил об изменении имен прилагательных.
  • Обогащение словарного запаса через лексическую работу.
  • Работа над картинами В. Васнецова и М. Врубеля.

Оборудование: Мультимедийная установка.

Ход урока

I. Организационный момент.

Слайд 1. Закройте глаза и представьте наш урок и себя в нем.

II. Актуализация знаний

Слайд 2

1. Каллиграфическая разминка.

-ый, -ий, -ой, -ая, -яя, -ое, - ее

- Как можно назвать эти сочетания одним словом?

- На какие группы можно разделить ? И объясни свое решение.

- Сделайте вывод.

(Работа может вестись в парах или группах)

Запись окончаний имен прилагательных ведется в столбики (как разделили).

(Для быстропишущих можно посоветовать написать примеры имен прилагательных)

2. Словарная работа.

(Вспоминаем правила изменения имен прилагательных по числам и родам) Составьте несколько словосочетаний с именами прилагательными, используя словарные слова учебника или словаря. Выделите окончание и укажите род в именах прилагательных.

III. Образовательная деятельность

1. Работа по учебнику.

(Для тех кто справился- дополнительное задание:

Слайд

Задание: Вставь окончания в имена прилагательные. Подбери антонимы к именам прилагательным и измени число. Напиши.

Смел.... мальчик - ____________________

Темн.... ночь - _______________________

Син... лента- ______________________

Прозрачн.... окна______________________

2. Лексическая работа.

Слайд

Задание: Прочитай словосочетания . Раздели на группы. Сделай вывод.

(Работа может вестись в парах или группах)

  • Собачий лай
  • Собачий холод
  • Волчья стая
  • Волчий аппетит
  • Сладкая речь
  • Сладкая ягода

- Выпишите словосочетания в переносном значении. Определи род.

Ф И З М И Н У Т К А

Задание:  Найди пару. (Готовятся листочки двух цветов по количеству обучающихся. На одних пары синонимов. На других пары антонимов. Все разрезано. Детям выдается одна часть. Произносится цвет и группа( Например: у кого красные листочки – ищут – пары синонимов, желтые- антонимы). Дети встают и общаются.)

синонимы антонимы
Холодная Студеная Чистый грязный
Жаркое Знойное Светлый Темный
Худой Тощий Добрый Злой

Работа над картинами М. Врубеля и В. Васнецова.

(Вспоминаем роль имен прилагательных в письменной и устной речи. Фразиологизмы.)

  • Душа нараспашку
  • Сидеть сложа руки

Панический страх

Панический страх – сильный страх, ужас, внезапно охватывающий множество людей. Пан – это Бог лесов и полей. Когда родился Пан, даже мать ужаснулась его безобразному виду. Пан оказался добродушным и веселым, он изобрел флейту и превосходно на ней играл.

Слайд (Картина М. Врубеля “Пан”)

(Обучающиеся рассказывают о своих впечатлениях)

Выражение “панический страх” появилось, когда пастухи или звероловы слышали в дебрях дикие звуки, то были уверены, что это Пан. Бедные люди пугались и испытывали страх.

(Обучающиеся записывают фразеологизм и подбирают проверочное слово к имени прилагательному)

- Отгадай художника. На своих полотнах изображает сказочных и мифических персонажей. Совмещает реальность и фантастику. Его полотна хранятся в Третьяковской галерее.

Слайд (Картина В.Васнецова “Аленушка”)

(Обучающиеся рассказывают о своих впечатлениях)

- Объяснение выражения “застыть камнем на камне”.

(После разбора картины обучающимся предлагается поработать с текстом)

Слайд

Задание : Подбери имена прилагательные. Напиши текст. Работа может вестись в парах или группах) Аленушка.

У ___________ озера на ______________камне сидит ________Аленушка. Она смотрит на ___________воду. По озеру плывут __________листья. Аленушка бедно одета. На ней ______________сарафан. Природа грустит вместе с Аленушкой. Лес___. Небо____________. Все это создает _________ и ___________ настроение.

(Во время проверки обращается внимание на точность и выразительность подбора имен прилагательных, которые отражают сущность текста, а так же повтор правил по определению числа и рода имен прилагательных) Можно поменяться тетрадями и оценить соседа.

IV. Итог.

В начале урока мы представляли себя и наш урок. Совпали ли представления? Что удалось? Над чем надо задуматься?

- Над чем было интересно поработать, поразмышлять?

- Какое открытие для себя сделали?

- Как можно применить этот материал в нашей жизни?

- Как вы можете оценить свою работу, работу учителя, одноклассников.