Цель урока: рассмотреть процесс колебаний на примере нитяного и пружинного маятников, выяснить зависимость периода колебаний от различных физический величин: длины нити, ускорения свободного падения, коэффициента жесткости и массы.
1. Проверка домашнего задания. (работа по формуле “Скажи ты...)
- Что называется амплитудой колебания; периодом колебания; частотой колебания; циклической частотой?
- Какой буквой обозначается циклическая частота?
- Какая математическая зависимость существует между периодом и частотой колебания?
Учащиеся в парах проверяют домашнюю работу: упражнение №24.
2. Объяснение нового материала. Работа по теме урока.
Учитель. Как вы думаете, от каких величин может завесить период колебаний нитяного маятника?
Ученики. От длины нити и массы груза.
Учитель. Начнем с длины нити. Поставим опыт с двумя маятниками, имеющими разную длину нити, но одинаковую массу (эксперимент).
Ученики. С увеличением длины нити период колебаний увеличивается.
Учитель. А теперь посмотрим как зависит период колебаний от массы груза (эксперимент: маятники имеют одинаковую длину нити и разный вес грузов).
Учащиеся. Период не зависит от массы груза.
Учитель. Но период колебания нитяного маятника зависит еще от одной физической величины. Это ускорение свободного падения. Проведем эксперимент и “поможем “ силе тяжести положив магнит. Теперь при той же массе груза возвращающая сила будет больше.
Ученики. Период уменьшился, а частота увеличилась.
Учитель. А теперь выведем формулу для расчета периода колебания нитяного маятника.
формула Гюйгенса:
l – длина.
g – ускорение свободного падения.
Это очень важная формула и ее надо запомнить.
Учитель. От чего может зависеть период пружинного маятника?
Ученики. От жесткости пружины, массы груза.
Учитель. Сначала на опыте посмотрим зависимость периода колебаний и жесткости пружины.(эксперимент : две пружины разной жесткости, но одинаковой длины и одинаковой массой груза)
Ученики. Период меньше там, где жесткость больше.
Учитель. А как вы думаете как зависит период от массы груза(эксперимент).
Ученики. Чем больше масса , тем больше и период.
Учитель. А теперь выведем формулу для расчета периода колебания пружинного маятника.
- возвращающая сила системы - собственная частота системы.Эту формулу так же запишите на обложку тетради и постарайтесь ее запомнить.
3. Закрепление материала
Решение задач Лукашик В.И.№ 873, 876.879
4.Домашнее задание. Лукашик В.И.№ 875, 877.880.
Список литературы:
1.Л.Э.Генденштейн,В.А.Орлов,Г.Г.Никифоров “Как научить решать задачи по физике (основная школа ). Подготовка к ГИА.
2. С.Е.Полянский “Поурочные разработки по физике”.
3. Лукашик В.И. “Сборник задач по физике”.
4. Учебник физики Перышкин А.В. Физика 9