Система интегрированных уроков по химии и физике – основа формирования целостной картины окружающего мира.
Установление межпредметных связей способствует более глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Одним их путей реализации межпредметных связей являются интегрированные уроки. Такие уроки устраняют дублирование в изучении материала, создают благоприятные условия для формирования общеучебных умений и навыков обучающихся. Интеграция через уроки предметов естественно-научного цикла способствует формированию научного мировоззрения обучающихся, единство материального мира, взаимосвязи явлений в природе. Интегрированные уроки также способствуют повышению научного уровня обучения, систематизации знаний, развитие логического мышления и творческих способностей обучающихся.
Основные дидактические требования к интегрированному уроку можно свести к пяти аспектам:
- Урок должен иметь четко сформулированную специфическую учебно-познавательную цель;
- На уроке должна быть обеспечена высокая активность обучающихся по привлечению знаний из других предметов;
- Урок должен расширять и углублять научное мировоззрение обучающихся;
- Урок должен возбуждать интерес обучающихся к установлению связей смежных наук.
- Урок должен способствовать развитию общеучебных навыков по изучению научно-популярной литературы, по применению новых знаний самостоятельно.
Структура интегрированного урока зависит от содержания материала и от формы организации урока. Сведения, полученные на уроках, по другим предметам, чаще всего либо используются в качестве опорных знаний, либо для выдвижения проблемы, либо для углубления и закрепления знаний.
Важным фактором для правильного планирования интегрированных уроков являются взаимные контакты учителей – предметников, обмен опытом и коллективное решение общих для них вопросов. Успех и эффективность интегрированного урока обеспечивается тщательной, предварительной подготовкой к нему преподавателей и обучающихся.
Межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ наук в училищах.
Технологию интегрированных уроков применяем на занятиях обучающихся 1 и 2 курсах профессионального строительного училища. Разработала и провела совместно с преподавателем физики Смотровой И.С. урок–изучения нового материала: “Радиоактивность”, урок-обобщения: “Ток в электролитах”. Эта же технология применяется и при проведении внеклассных мероприятий: классный час “Михайло Ломоносов” (интеграция предметов химии, физика), игра “Поле чудес” с использованием терминов строительных материалов, урок-игра “Периодическая классификация элементов”.
Использование игр на уроках - необходимое условие развития обучающихся. Обучающие игры должны иметь большую содержательную и познавательную насыщенность, научность. Интерес и удовольствие – важные психологические эффекты игры.
Разгадывание кроссвордов по химии повышает мотивацию обучения, позволяет в занимательной форме расширять кругозор и развивать интеллект.
Интегрированные уроки позволяют создать у обучающихся целостное представление об окружающем мире и найти общие платформы сближения знаний.
За интегрированным преподаванием большое будущее, т.к. благодаря ей в сознании обучающиеся формируется более объективное и всесторонняя картина мира, обучающиеся применяют свои знания на практике, а преподаватели по новому могут раскрыть свой предмет, показать его соотношение с другими науками.