Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности (организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности).
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации о циклических формах музыки, применения их в новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений,
Цели по содержанию:
Образовательные:
- знакомство учащихся с примерами циклической формы музыки на примере инструментального концерта;
- познакомить учащихся с особенностями формы инструментального концерта на основе особенностей музыкального стиля А. Шнитке;
- сформировать новые умения, навыки, знания о музыкальной драматургии концерта;
- закрепить знания о понятиях: полистилистика, стилизация.
- познакомить учащихся с композиторскими приёмами, позволяющими совмещать прошлое и настоящее в музыкальном произведении.
Развивающие:
- уметь устанавливать все возможные связи между произведением и явлениями искусства и жизни (метапредметные связи: циклические формы в музыке, коллаж в современном изобразительном искусстве);
- на основе всех этих связей выработать собственное отношение к данному произведению через творческое продуктивное воплощение;
- умение выявлять связи между произведениями настоящего и прошлого, черты старинной музыки в современном произведении;
- уметь выявлять связи между произведениями музыкальной культуры, изобразительного искусства и кинематографа;
- развивать умение детей различать на слух звучание солирующего инструмента и оркестра, их взаимоотношения;
- продолжить формирование слушательского опыта в процессе знакомства с произведениями инструментальной музыки;
Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к музыкальному наследию российских композиторов и традициям итальянской, немецкой классической музыки;
- побуждать учащихся к вдумчивому, бережному отношению традиций прошлого, национального или исторического колорита;
- вырабатывать коммуникативные умения, отработка принципа обучения через сотрудничество (творческая деятельность в паре);
- формировать способность к самореализации, самоопределению через творчески – продуктивную деятельность;
- создание условий для вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс с учетом психологических, личностных качеств учащихся;
- повышение мотивации к обучению через вовлечённость в единый творческий процесс (работа над творческим заданием).
Методы: частично-поисковый, репродуктивный, метапредметный подход.
Информационно-методическое обеспечение: ПК, мультимедиапроектор, интерактивная доска, УМК под редакцией Е. Д. Критской.
Используемые программные средства:
Power Point, Internet Explorer, Меdia Pleer Classic.Технические средства: записи “Ночь прошла” на сл. Р. Рождественского, муз. А. Рыбникова, “Concerto grossо” А. Шнитке (5 – я часть, рондо), “Чакона” И. Баха, отрывок из кинофильма Ричарда Викторова “Отроки во Вселенной”, презентация о циклической форме и концерте, видеопрезентация к песне Рыбникова, слайды с репродукциями П. Филонова “Голова”, И. Левитан “Озеро Русь”, Альфред Сислей “Одинокая тропинка”, Никколо Пуссен “Пейзаж с двумя нимфами”.
Используемые компетентности: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, личностного совершенствования, поисковая.
Виды и формы контроля: корректировка устных ответов учащихся, наблюдение за творческим процессом во время работы в паре.
Проблема урока: выявить противоречия современной музыки через связи между явлениями жизни и явлениями в искусстве, а также установить связи между различными историческими эпохами.
Прогнозируемый результат:
- уметь воспринимать на слух и разбираться в структуре циклических форм музыки;
- умение понимать причины обращения композиторов современности к формам классической музыки прошлого через современное концертное воплощение.
Повышенные знания, творчество:
- умение воплощать своё восприятие музыкального произведения через пластические формы (лепка, создание единичного в целостном образе – коллаж);
- умение принимать участие в совместном исполнении, элементах импровизации и творчества;
- знакомство с произведениями музыки, ИЗО, кинематографа за рамками заданной программы.
Обоснование.
Этот урок является частью раздела II полугодия “Особенности драматургии камерной и симфонической музыки”. Здесь, благодаря знакомству с произведениями искусства разных стилей и эпох у подростков возникает возможность вступить в диалог со своими сверстниками и с людьми далекого прошлого (как бы побывать в разных временах). Таким образом, у учащихся появляется возможность установить связь окружающего мира с появлением произведений, отражающих происходящее в этом мире (метапредметная природа предметов искусства). Также это - вариант здоровьесберегающего урока, как результат поиска решения вопросов через творчество, самостоятельное воплощение в образах услышанного (слушание серьёзной классической музыки – создание частей коллажа).
Организационный момент: вход учащихся в кабинет под музыку А. Рыбникова, на экране идёт видеопрезентация №1 к песне (слуховое погружение), на партах заранее закреплены альбомные листы, разложены коробки с пластилином. Слайд №1.
Структура и содержание урока
Часть урока, время | Содержание деятельности | Примечания |
1.Вводная часть. 2 мин. |
Проверка готовности учащихся к уроку. Слайд №2. |
Видеоматериал останавливается. Обозначаем тему урока, цели и задачи. |
2. Этап актуализации
знаний. Подготовительная часть. 13 мин. |
Учитель: “Как вы думаете, как
представляют себе весь окружающий мир авторы
песни, которую вы услышали, входя в кабинет?”
(напоминаем детям, что авторы музыки А. Рыбников,
а слова написал Р. Рождественский). “Когда, в
какое время создавалась эта песня? Почему вы так
решили? Выразите главную идею, заложенную
авторами”. Учащиеся определяют, что эта песня, возможно, создавалась в XX веке, в мирное время, так как авторы исходят из представления о мире, как о стройном и гармоничном целом (это понятно из слов “я возьму этот большой мир”), когда человек мечтал о полётах в космос, об освоении звёздного пространства. |
Рассказ учителя сопровождается показом слайдов. |
Учитель комментирует: “Создание
фильма 1975 г., время, когда человек впервые вышел в
космос.Слайд№3. Отсюда и характер песни – певуче
– лирический настрой, черты русского характера
– романтика, мечтательность, умение
преодолевать трудности, написана в форме вальса
(романтическая направленность). Первым человеком, сделавшим шаг в космос, стал советский космонавт Алексей Леонов. Слайд№4. Он не только ощутил, как мала наша планета, но и осознал ответственность каждого человека за судьбу мира. Давайте ещё раз посмотрим на нашу планету, но только глазами художников разных эпох”. |
“Ночь прошла” (видеоряд из кинофильма).Видеоряд №2 из <Приложения №1> | |
Какую бы вы подобрали картину к этой
песне? Почему? Слайды №5,6,7. Учащиеся: “Такой выбор сделан, так как человек и мир находятся в гармонии, целостном единстве”. Учитель: “ Всё верно, но и XIX век, и XX век в других проявлениях были и противоречивыми, и не таким дружелюбными. XX столетие особенно было полно катастрофическими социальными потрясениями Слайд №8, и в то же время это век реорганизации человеческого сознания в связи с многочисленными открытиями в области науки и техники Слайды №9,10,11. Все эти события привели к изменению мироощущения, которое проявилось, прежде всего, в утере былого гармоничного взгляда на мир. Альфред Шнитке Слайд№12.(1934 – 1998) жил в этом противоречивом мире, и, когда хотел передать идею взаимоотношения мира и человека (человек – волевой, целеустремлённый, мир – злобный, враждебный, он всё же обращается к форме Concerto grossо (XVII – XVIII век). Нам известны инструментальные концерты Антонио Вивальди.№6 <Приложения №1> Почему современный композитор обращается к столь старинному жанру?” Учащиеся: “Композитор хочет изобразить исповедь человека нового времени, который вобрал в себя опыт столетий, человек – часть мира и человеческой культуры, их нельзя отделить друг от друга, они едины, хотя и противоречат друг другу”. |
Показываем слайды с репродукциями П. Филонова “Голова”, И. Левитан “Озеро Русь”, Альфред Сислей “Одинокая тропинка”, Никколо Пуссен “Пейзаж с двумя нимфами”. Учащиеся выбирают либо “Озеро Русь”, либо “Одинокая тропинка” Сислея, так как они близки по характеру, настроению, технике исполнения. | |
Учитель: “Вы правы. Но, оказывается,
в музыке тоже есть формы, в которых отдельные
части составляют более крупное произведение. Они
– часть единого замысла композитора и их нельзя
отделить одно от другого. Давайте вместе
вспомним такие произведения. Это: соната,
симфония, сюита, концерт”. И не случайно музыкальный язык концерта Шнитке перекликается с мелодией “Чаконы” И. Баха. В ней – голос скрипки, как голос человека, со всеми его исканиями, сомнениями, стремлениями. Он то спрашивает, то вызвает, то рассуждает…Слайд №14. Давайте послушаем отрывок из произведения великого немецкого композитора. №4 из <Приложения №1> |
Слайд№13. |
|
Учитель: “Давайте вспомним, как
строится жанр Concerto grossо”. Учащиеся вспоминают: “Это музыкальный инструментальный жанр, основан на чередовании и противопоставлении звучания всего состава исполнителей и группы солистов (итал. concerto, буквально — согласие, от лат. concerto — состязаюсь). Это – циклическая форма музыки. ЦИКЛИЧЕСКИЕ ФО?РМЫ, музыкальные формы, складывающиеся из нескольких относительно самостоятельных частей, раскрывающих в совокупности единый художественный замысел”. Учитель: “Верно. Такие формы существуют и в изобразительном искусстве. Художники тоже пытались выразить противостояние мира и человека, но только в цвете. В современном мире многие люди увлекаются созданием коллажей. А вы знаете, что это такое?” Учащиеся отвечают, предполагая, что коллаж – картина, созданная из разных частей, объединённых общей идеей. Учитель: “Давайте уточним и подробнее познакомимся с этим понятием”. Слайд №16. |
После прослушивания учащимся вновь
предлагаются картины Слайд№15, и они выбирают
репродукцию в виде коллажа, поясняя свой выбор
противоречиями нового века, противоречиями в
музыке: противостояние звучания солирующей
скрипки (как голос одного человека) и целого
оркестра(звучание целого мира). Звучит отрывок рондо 5 – я часть. №5 из <Приложения №1> |
|
3. Слушание музыки. Выполнение
творческого задания. 20 мин. |
Учитель: “Давайте попробуем
объединить мир музыки и мир изобразительного
искусства. Поскольку человек вступает в
постоянное взаимодействие с окружающим миром, то
сейчас, во время слушания музыки Шнитке, вам
предлагается создать коллаж. Вы поделите лист на
две части, и, с помощью лепки, один из вас на
первой части листа воплотит состояние человека,
а другой – на второй части листа передаст
отношение окружающего мира к человеку. Слайд №17,
18.Музыка Шнитке подскажет вам – чем закончится
противостояние мира и человека. Не забывайте, что
все ваши работы, как части единого мира будут
объединены в общий коллаж. И помните, что каждый
цвет воплощает настроение, мысли, эмоции
человека” Слайд№19. Звучит отрывок №5 из <Приложения №1> |
После вступительного слова учителя
ребята включаются в работу.
Напоминаем таблицу классификации цветов и соответствие их настроению человека. <Приложение 2>. |
4. Анализируем музыкальное
произведение. 5 мин. |
Учитель просит закончить
творческую работу, подписать её, на небольших
листах, лежащих на парте. Ребята письменно
выражают идею своей работы, отвечают на вопросы.
Слайд №20. Отмечаем особенность музыки Шнитке – совмещение прошлого и настоящего (полистилистика). Старинная форма Concerto grossо помогает композитору передать взаимоотношение стремительно меняющегося современного мира и человека (противоречие и, одновременно, единство). Всё это было характерно и для эпохи барокко, во время которой и возникает форма концерта. В концерте взаимоотношения солиста и оркестра подчинены высшему порядку, единой идее. Повторяем, что такое циклические формы в музыке, проводим аналогии в изобразительном искусстве (коллаж), в кинематографе (принцип монтажа в кино, частая смена кадров в клипе). |
|
5. Заключительный этап. Итог. 3 мин. |
Учащиеся сопоставляют
художественные образы своей работы с музыкой
Шнитке и Баха. Вывод: в наше время возникают новые возможности для воплощения тем войны и мира, жизни и смерти, любви и ненависти. Привлечение в музыкальном произведении различных стилей (современных и старинных) расширяет наши представления о единстве мира и человеческой культуры. |
|
6. Оценка работы учащихся. 1 мин. |
Оцениваются устные ответы, творческие работы,в том числе, умение работать в парах. | |
7. Задание на дом. 1 мин. |
Повторить понятия “циклические
формы”, “Concerto grossо”. “коллаж”. “барокко”,
“полистилистика”. Записать своё определение понятия “инструментальный концерт”. Найти определения на сайтах по искусству. Сравнить своё и научное определение, запомнить. Слайд №21. По желанию учащиеся могут выполнить творческое задание, воплотив в рисунке взаимоотношения человека и мира. <Приложениe №4> |
Ребята убирают рабочее место, уходят
под песню “Ночь прошла” (видеоряд из
кинофильма). Видеоряд №2 из <Приложения №1> |
Рефлексия. | Отдельные работы учащихся объединяются в единый коллаж во внеурочное время, создаётся выставочная работа с комментариями и аннотациями учащихся. Закрепляем знания о циклических формах в музыке, ИЗО, кинематографе. <Приложение №3> |