Компьютер на логопедических занятиях это средство, активизирующее коррекционную работу с дошкольниками. Современные компьютерные технологии позволяют добиваться более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяют возможности включения разнообразных упражнений в процесс коррекции, придавая ему в ряде случаев характер игры. Поскольку у дошкольников преобладает непроизвольное внимание, то коррекционный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Нужно помнить, что занятия с использованием компьютера проводятся фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются требования СанПиНа 2.4.1.2660-10 п. 12.21, которые обеспечивают здоровьесбережение ребенка:
- Занятия с использованием компьютеров для детей 5–7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг.
- После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.
- Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6–7 лет - 15 минут. Согласно методике Л.С. Волковой последовательное устранение нарушений звукопроизношения состоит из нескольких этапов: подготовительного, формирования первичных произносительных умений и навыков и этапа формирования коммуникативных умений и навыков. Содержание презентаций зависит от целей и вида коррекционных занятий, на которых они используются.
Первый этап, подготовительный — основная его цель: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. В последние годы в логопедии заметно возрос интерес к использованию сказкотерапии на основе готовых народных или авторских сказок, интенсивно развивается такое явление, как логосказки.
Мы создали в программе Microsoft PowerPoint цикл презентаций “Сказка о веселом о язычке”, а также “Путешествие с другими сказочными героями". Игровые ситуации увлекают дошкольника в сказочный мир, понижается общее напряжение, стеснительность, негативизм, связанный с необходимостью многократно повторять определенные артикуляционные уклады.
Второй этап — формирование первичных коммуникативных произносительных навыков. В своей работе используем презентации “Звуковые дорожки”. Это многократное проговаривание, вариативность картинок, персонажей. При автоматизации звука в слогах сделаны “Песенка Белочки”, “Песенка Комарика”, “Упражнение Знайка”, “Песенка Тигра” и др. На этапе постановки звуков у ребенка наблюдается неуверенность, поэтому использование в презентации анимированных персонажей отвлекает ребенка от речевого дефекта, делая коррекцию речи более тонкой и незаметной.
При виде наглядного результата своих усилий у дошкольника повышается самооценка, снижается неуверенность и тревожность. Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков. Здесь можно использовать презентации “Незнайка”, “Путаница”, “Договори слово” и д. р.
Третий этап - формирования коммуникативных умений и навыков. Цель его — сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения. На занятиях широко используются тексты, а не отдельные слова, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения. Детям нравится сюжетно-ролевая игра “Расскажи про зверят”, где они выступают в роли “зверят”, знакомятся, составляют описательный рассказ о себе (Где живёт, Какое имеет тело? Чем оно покрыто? Какие ушки, лапки, хвост? Как ведёт себя это животное в природе) и др.
Целью применения компьютерных технологий на логопедических занятиях является повышение мотивации и активности ребенка, эффективности логопедической работы по коррекции нарушений речи и общего развития детей. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.