Цели:
- Познакомить учащихся с правами ребёнка, с правами несовершеннолетних по российскому законодательству. Рассказать о защите прав детей.
- Учить детей отстаивать свои права.
Задачи:
- Формирование у учащихся ценностного отношения к нормам жизни, правилам поведения.
- Ознакомить учащихся с “Конвенцией о правах ребёнка”, правовыми нормами общения, защите прав детей на основе анализа разговора литературных героев.
Дидактический материал:
- Задания – карточки
Технические средства:
- Мультимидийный аппарат
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
- Что такое право?
(это отсутствие ограничений, разрешение на что-либо).
Существует документ международного значения - “Всеобщая декларация прав человека”, где закреплены гражданские, политические, социальные, экономические права, принадлежащие каждому человеку.
(Принята 10 декабря 1948 г. ООН).
Цель ООН - борьба за мир и сотрудничество между государствами.
Основная идея этого документа состояла в том, что человечество должно давать детям лучшее из того, что оно имеет. Но этот документ носил необязательный характер для государств.
ООН стала разрабатывать большой документ о правах детей, чтобы сделать их обеспечение обязательным для государств.
Таким документом стала “Конвенция о правах ребёнка” ее
- называют “Мировой конституцией прав детей”.
Это документ высокого международного уровня, соглашение, имеющее обязательную силу для всех государств, подписавших её.
В Конвенции права детей рассматриваются с 4-х аспектов: выживания, развития защиты, обеспечения активного участия детей в жизни общества
2. Учитель знакомит учащихся с “Конвенцией о правах ребёнка” в которой говорится, что:
- Все дети пользуются одинаковыми правами: имеют право общаться с обоими родителями и расти в семье.
- Дети, не живущие с родителями, имеют право на регулярные контакты с ними.
- Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды. Его мнение должно приниматься во внимание при решении любых вопросов, касающихся данного ребенка.
- Ребенок имеет право на защиту от вмешательства в его личную семейную и домашнюю жизнь.
- Ребенок имеет право на отдых, досуг и участие в культурно и творческой жизни. .
- Самое главное право детей — это неотъемлемое право на жизнь. Все государства должны обеспечить “в максимальной возможной степени выживаемость и развитие ребенка.
Конвенции предусматривают защиту ребенка в разных ситуациях: детей, по тем или иным причинам расставшиеся со своими родителями.
- Право свободно выражать свои взгляды и мнение
- Право на уважение человеческого достоинства и обеспечение интересов
- Право на достойный уровень жизни.
- Право на защиту от жестокого обращения.
- Право на медицинскую помощь.
- Право на образование.
- Право на отдых, досуг и участие культурной и творческой жизни.
- Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения опасной для жизни работы.
- Право на защиту от всех форм насилия.
- Государство должно устанавливать минимальный возраст для приема на работу.
- Право исповедовать любую религию.
20 ноября ежегодно отмечается как Всемирный день детей.
В этот день дети мира заявляют о своих правах и о том, что государства должны защищать их права.
Мы знаем, что есть случаи, когда нарушаются права детей. Не всё в мире спокойно.
Вы прекрасно знаете о “горячих точках” - это страны, где идут войны, совершаются террористические акты.
В первую очередь страдают дети, они остаются сиротами, не могут посещать школу, занимаются воровством, нищенствуют.
В процессе подготовки “Конвенции о правах ребёнка” её авторы учитывали следующие факты, касающиеся детей из экономически неблагополучных стран:
1) покинуты своими семьями около 100 млн. детей, которые существуют лишь за счет изнурительной работы, мелкого воровства, нищенства;
2) 120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;
3) ежегодно около 3,5 млн. детей умирает от заболеваний, которые поддаются профилактике или лечению;
4) в развивающихся странах 155 млн. детей в возрасте до5 лет живут в условиях абсолютной бедности.
Дети должны знать свои права. Уметь их отстаивать. Изучение прав человека - это, прежде всего, воспитание уверенности в себе, терпимости.
У каждого человека есть права.
Ребёнок тоже человек, а значит и у него есть права.
3. Учитель предлагает учащимся разделиться на группы и получить карточки – задания (сказочные герои в ролях нарушителей прав)
Карточка №1 (По мотивам сказки “ Сестрица Аленушка и братец Иванушка”
Задание: Выбери и подчеркни право, которое нарушила ведьма в этой сказке.
- Право на жизнь;
- Право на получение образования:
- Право на владение имуществом;
Карточка №2 (По мотивам сказки “ По щучьему веленью”
По мотивам сказки
Задание: Ответить на вопросы
- Прав ли был Емеля, велев дубинке поколотить офицера?
- Какое право нарушил офицер, ударив Емелю по щеке?
- Прав ли был Емеля, велев дубинке поколотить народ?
- Какое право нарушил Емеля в этом случае?
Карточка №3
Задание:
- Подумай и напиши шесть прав , которыми, по твоему мнению, должен обладать ребенок.
- При ответах ребят используется мультимидийка.
- Ребята активно участвуют в обсуждении ответов.
(Учитель, внимательно следит за учебным процессом, подводит итог работы учащихся с карточками)
Учитель заканчивает урок :
Человечество должно стремиться к процветанию, чтобы жизнь детей была счастливой и прекрасной. Было больше радости в жизни детей. Ярко светило солнце, было мирное небо над головой, чтобы чаще слышался детский смех, чтобы рядом всегда были мама и папа.
Ребята, вы имеете право расти в условиях свободы, развиваться физически и духовно здоровым, нормальным путём.
Ни один ребёнок не может быть объектом произвола и должен постоять за себя. Вы имеете на это права.
Только ты на свет родился,
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное свое.Очень трудно самому,
жить на свете одному.
Правом с Мамой жить и с Папой
Пользуйтесь везде, ребята.Есть еще такое право-
Помнить, думать и творить
и другим свои раздумья,
если хочешь,подарить.Я росточком не доволен
И пока не так силен,
Но не смей мне делать больно-
Есть у нас такой закон.
Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы.
Чтоб с наукой подружиться ,
С книжкой в маленькой руке
Правом пользуюсь “учиться
На родимом языке.”
Подросла, взяла я книжки
И пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки -
Это право есть у нас.Я могу свой детский праздник,
Как и взрослый, отмечать.
Если я проголодаюсь-
Пищу вправе получать.
Будь ты слабым или сильным,
Белым, черным - все равно!
Ты родился быть счастливым,
Это право всем дано. (последние строчки учащиеся произносят хором).