Имею право

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • Познакомить учащихся с правами ребёнка, с правами несовершеннолетних по российскому законодательству. Рассказать о защите прав детей.
  • Учить детей отстаивать свои права.

Задачи:

  • Формирование у учащихся ценностного отношения к нормам жизни, правилам поведения.
  • Ознакомить учащихся с “Конвенцией о правах ребёнка”, правовыми нормами общения, защите прав детей на основе анализа разговора литературных героев.

Дидактический материал:

  • Задания – карточки

Технические средства:

  • Мультимидийный аппарат

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

- Что такое право?

(это отсутствие ограничений, разрешение на что-либо).

Существует документ международного значения - “Всеобщая декларация прав человека”, где закреплены гражданские, политические, социальные, экономические права, принадлежащие каждому человеку.

(Принята 10 декабря 1948 г. ООН).

Цель ООН - борьба за мир и сотрудничество между государствами.

Основная идея этого документа состояла в том, что человечество должно давать детям лучшее из того, что оно имеет. Но этот документ носил необязательный характер для государств.

ООН стала разрабатывать большой документ о правах детей, чтобы сделать их обеспечение обязательным для государств.

Таким документом стала “Конвенция о правах ребёнка” ее

- называют “Мировой конституцией прав детей”.

Это документ высокого международного уровня, соглашение, имеющее обязательную силу для всех государств, подписавших её.

В Конвенции права детей рассматриваются с 4-х аспектов: выживания, развития защиты, обеспечения активного участия детей в жизни общества

2. Учитель знакомит учащихся с “Конвенцией о правах ребёнка” в которой говорится, что:

- Все дети пользуются одинаковыми правами: имеют право общаться с обоими родителями и расти в семье.

- Дети, не живущие с родителями, имеют право на регулярные контакты с ними.

- Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды. Его мнение должно приниматься во внимание при решении любых вопросов, касающихся данного ребенка.

- Ребенок имеет право на защиту от вмешательства в его личную семейную и домашнюю жизнь.

- Ребенок имеет право на отдых, досуг и участие в культурно и творческой жизни. .

- Самое главное право детей — это неотъемлемое право на жизнь. Все государства должны обеспечить “в максимальной возможной степени выживаемость и развитие ребенка.

Конвенции предусматривают защиту ребенка в разных ситуациях: детей, по тем или иным причинам расставшиеся со своими родителями.

-  Право свободно выражать свои взгляды и мнение

- Право на уважение человеческого достоинства и обеспечение интересов

-  Право на достойный уровень жизни.

-  Право на защиту от жестокого обращения.

-  Право на медицинскую помощь.

-  Право на образование.

- Право на отдых, досуг и участие культурной и творческой жизни.

- Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения опасной для жизни работы.

-  Право на защиту от всех форм насилия.

-  Государство должно устанавливать минимальный возраст для приема на работу.

-  Право исповедовать любую религию. 

20 ноября ежегодно отмечается как Всемирный день детей.

В этот день дети мира заявляют о своих правах и о том, что государства должны защищать их права.

Мы знаем, что есть случаи, когда нарушаются права детей. Не всё в мире спокойно.

Вы прекрасно знаете о “горячих точках” - это страны, где идут войны, совершаются террористические акты.

В первую очередь страдают дети, они остаются сиротами, не могут посещать школу, занимаются воровством, нищенствуют.

В процессе подготовки “Конвенции о правах ребёнка” её авторы учитывали следующие факты, касающиеся детей из экономически неблагополучных стран:

1) покинуты своими семьями около 100 млн. детей, которые существуют лишь за счет изнурительной работы, мелкого воровства, нищенства;

2) 120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;

3) ежегодно около 3,5 млн. детей умирает от заболеваний, которые поддаются профилактике или лечению;

4) в развивающихся странах 155 млн. детей в возрасте до5 лет живут в условиях абсолютной бедности.

Дети должны знать свои права. Уметь их отстаивать. Изучение прав человека - это, прежде всего, воспитание уверенности в себе, терпимости.

У каждого человека есть права.

Ребёнок тоже человек, а значит и у него есть права.

3. Учитель предлагает учащимся разделиться на группы и получить карточки – задания (сказочные герои в ролях нарушителей прав)

Карточка №1 (По мотивам сказки “ Сестрица Аленушка и братец Иванушка”

Задание: Выбери и подчеркни право, которое нарушила ведьма в этой сказке.

- Право на жизнь;

- Право на получение образования:

- Право на владение имуществом;

Карточка №2 (По мотивам сказки “ По щучьему веленью”

По мотивам сказки

Задание: Ответить на вопросы

  • Прав ли был Емеля, велев дубинке поколотить офицера?
  • Какое право нарушил офицер, ударив Емелю по щеке?
  • Прав ли был Емеля, велев дубинке поколотить народ?
  • Какое право нарушил Емеля в этом случае?

Карточка №3

Задание:

  • Подумай и напиши шесть прав , которыми, по твоему мнению, должен обладать ребенок.
  • При ответах ребят используется мультимидийка.
  • Ребята активно участвуют в обсуждении ответов.

(Учитель, внимательно следит за учебным процессом, подводит итог работы учащихся с карточками)

Учитель заканчивает урок :

Человечество должно стремиться к процветанию, чтобы жизнь детей была счастливой и прекрасной. Было больше радости в жизни детей. Ярко светило солнце, было мирное небо над головой, чтобы чаще слышался детский смех, чтобы рядом всегда были мама и папа.

Ребята, вы имеете право расти в условиях свободы, развиваться физически и духовно здоровым, нормальным путём.

Ни один ребёнок не может быть объектом произвола и должен постоять за себя. Вы имеете на это права.

Только ты на свет родился,
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное свое.

Очень трудно самому,
жить на свете одному.
Правом с  Мамой жить и с Папой
Пользуйтесь везде, ребята.

Есть еще такое право-
Помнить, думать и творить
и другим свои раздумья,
если хочешь,подарить.

Я росточком не доволен
И пока не так силен,
Но не смей мне делать больно-
Есть у нас такой закон.

Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать  врача на помощь
Тоже право детворы.

Чтоб с наукой подружиться ,
С книжкой  в маленькой руке
Правом пользуюсь  “учиться
На родимом языке.”

Подросла, взяла я книжки
И пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки -
Это право есть у нас.

Я могу свой детский праздник,
Как и взрослый, отмечать.
Если я проголодаюсь-
Пищу вправе получать.

Будь ты слабым или сильным,
Белым, черным - все равно!
Ты родился быть счастливым,
Это право всем дано. (последние строчки учащиеся произносят хором).