Роль классного руководителя в организации ученического самоуправления
Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. Любой классный руководитель знает, что от уровня сплоченности коллектива, от эмоционального настроя класса зависит индивидуальный успех каждого учащегося и удовлетворенность жизнью в школе всех ребят. В дружном коллективе легко работать и самому учителю.
Поэтому, одной из самых главных для себя, ребят и родителей я всегда определяю задачу – организация самоуправления в классе. Самоуправление – важная и необходимая часть воспитательного процесса в школе. Самоуправление учащихся выражается в самостоятельности проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах своего коллектива. И если говорить в целом, то самоуправление – это демократичный способ организации коллективной (общественной) жизни. Ученики через самоуправление должны осуществлять свое право на участие в управлении школой и классом.
Как учитель начальных классов я думаю, что наша обязанность - заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни.
Тенденции развития ученического самоуправления:
Для начального этапа характерны непонимание детьми задач участия в организации жизни своего коллектива, отсутствие всякого опыта и навыков организаторской работы. Здесь важную роль играет инструктаж и высокая требовательность со стороны педагогов.
В первых классах привлечение учащихся к выполнению простейших организаторских функций начинаю со II четверти. Начинается самоуправление первоклассников с выполнения ими простейших обязанностей дежурных по классу, санитаров, ответственных по уходу за цветами, за комплектование и содержание классной библиотеки. Налажена система отчетности на линейках, дети старательно дежурят на переменах, проверяют состояние классных комнат, активно участвуют в общешкольных и классных делах, по мере возможности проявляя инициативу и творчество. Все выполняют по прямым поручениям учителя.
Со второго класса целесообразно закрепление на определенный срок (не длительный) поручений. Новое в работе – коллективный характер исполнения своих обязанностей. Здесь важно учить детей распределять работу между исполнителями. Вводится атрибутика.
Третий и четвертый классы – новые стадии развития самоуправления в детском коллективе. Если в третьем классе учащиеся работают под непосредственным контролем учителя, то начиная с четвертого, классный руководитель играет частично роль консультанта-помощника при решении важных для коллектива вопросов и подготовке творческих дел. При планировании своей деятельности по воспитательной работе классный руководитель спрашивает мнение детей: какие мероприятия им хотелось бы провести (подготовить); экскурсии какого характера их привлекают. Классный руководитель старается показать воспитанникам, что они участники совместной деятельности педагога и детей.
Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи.
Цель организации ученического самоуправления в классе:
- воспитание личности с яркими организаторскими качествами, способного принимать решения, ответственного и дисциплинированного, готового
- самостоятельно сделать выбор, обладающего активной жизненной позицией путем использования интеллектуального и физического потенциала учащихся в решении практических и хозяйственных проблем школы.
- Задачи организации ученического самоуправления в классе:
- создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;
- дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;
- создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;
- создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
- формировать толерантность, умение общаться.
- реализовать интересы каждого учащегося;
- привлечь родителей к совместной деятельности.
В нашей школе мой класс казачий. Одним из направлений воспитательной работы в моем классе - программа патриотического воспитания “Казачьему роду нет переводу”.
Цель программы:
- Формирование у младших школьников интереса к истории Кубани, своего района, станицы.
- Развитие способности к самостоятельной познавательной деятельности.
- Воспитание учащихся на лучших героических традициях русского народа, традициях кубанского казачества, возрождение патриотических чувств через воспитание любви к родному краю, воспитание святого отношения к памяти павших.
Задачи:
- Разработать систему мероприятий поисково-исследовательской работы по изучению истории Абинского района, ст.Холмской;
- Создать поисковые группы из числа учащихся 3 – 4 класса;
- Пополнить знания учащихся о своей малой Родине;
- Научить детей пользоваться справочными материалами, добывать информацию путем общения со старожилами станицы;
- Формирование у детей познавательного интереса к истории и традициям казачества, приобщение ребят к духовной культуре;
- Формирование у учащихся патриотического сознания; чувства гордости за героическое прошлое своей Родины;
- Воспитание уважения, почтения к боевым традициям казаков;
- Воспитание у учащихся чувства любви к своей малой родине – Кубани, уважения к народам, её населяющим.
- Воспитание у учащихся готовность к защите Отечества.
- Продолжить формирование дружного, сплоченного коллектива, объединенного коллективным творческим делом (КТД).
Класс – это школьная семья. Весь класс разделен на отряды.
В каждый отряд входят дети, которых могут объединять дружба, интересы, местожительство и т. д. Формируя группы учащихся по желанию ребят, я стараюсь руководствоваться определенными принципами.
Объединять детей с разными характерами, владеющих различными умениями и навыками.
Не допускать попадания в одну группу двух ребят, которые в повседневной жизни не особо воспринимают друг друга, могут конфликтовать (психологическая несовместимость).
Поручения целесообразно менять один раз в четверть. При смене поручений важно отметить то хорошее, что сделала данная команда, сохранить лучшее из придуманного и внести новое.
Высшим органом ученического самоуправления класса является классное собрание. Оно решает наиболее важные вопросы:
- Определяет основные направления классной жизни.
- Обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения.
- Совместно с классным руководителем рассматривает и утверждает план внеурочной работы.
- Собрание проводится 1 раз в четверть.
Структура классного самоуправления включает исполнительные органы. В моем классе это совет класса, куда входят атаман класса, два его помощника и командиры команд. Это позволяет каждому ребёнку проявить инициативу и почувствовать ответственность за своих друзей. Наряду с постоянными командами могут формироваться и временные группы при подготовке каких-либо текущих дел.
Работать по организации самоуправления мы начинаем с проведения классного собрания, которое связано с организацией жизнедеятельности класса и управлением им на новом этапе. Ребятам предлагается выбрать атамана класса, двух помощников атамана, командиров команд, название, которое бы объединило весь наш коллектив. С каким интересом дети стали предлагать свои названия, а остановились на одном.
На команды разделись по желанию. Затем дети стали предлагать нужные дела в классе, которые мы вместе систематизировали. И вот что у нас получилось:
Название классного коллектива: Отряд имени Ефима Горбатко
Девиз:
“Кто шагает дружно в ряд?
Казачат лихой отряд!
Вырастем мы смелыми,
Ловкими, умелыми.
Будем край родной любить
И традиции казачьи
Уважать и вечно чтить!”
Песня: “Едут казаки...”
Вся наша школьная жизнь отражается в классном уголке.
Составляющие классного уголка | Содержание |
Название классного коллектива, список учащихся | Отряд имени Ефима Горбатко |
Девиз | “Кто шагает дружно в ряд Казачат лихой отряд! Вырастем мы смелыми, Ловкими, умелыми. Будем край родной любить И традиции казачьи Уважать и вечно чтить!” |
Песня | “Едут казаки...” |
Памятка друзей | (о вежливости, о взаимоотношениях) |
Названия команд | “Хозяюшки”, “Забота”, “Деловые люди” |
Экран соревнований “Соревноваться – значит дружить!” |
Мониторинг личных и групповых достижений в учебно-воспитательном процессе |
Сменные обязанности | Дежурные, цветоводы, консультанты, санитары, хозяева, друзья малышей, волонтеры порядка, менеджеры добрых услуг, физорганизаторы, затейники, журналисты. |
Актив класса | Атаман класса, два помощника атамана + командиры команд |
Наши достижения | Грамоты, благодарности и т.п. |
Календарь памятных дат | |
График проведения часов атамана |
Обязанности учащихся по группам меняются раз в четверть. Поэтому каждый в течение года научится выполнять разные поручения.
Наши поручения:
Хозяюшки
Дежурные
- следят за чистотой в помещении,
- заботятся о порядке в классе на переменах,
Цветоводы – заботятся о растениях в классе,
Консультанты - раздают тетради и другие пособия,
Хозяева - приводят в порядок доску, следят за наличием мела, за соблюдением учащимися ученической формы,
Санитары – следят за чистотой рук и порядком в столовой;
Забота
Помощники ветеранов – участники операции “Доброе сердце”,
Волонтеры порядка - заботятся о внешнем виде друзей, сменной обуви;
Менеджеры добрых услуг
– знакомят товарищей с интересными книгами,
- следят за порядком в классной библиотечке;
Знайки - следят за состоянием и наличием школьных принадлежностей, заботятся о сохранности учебников, держат связь со школьной библиотекой;
Деловые люди
Физорганизаторы
- организуют и проводят утреннюю гимнастику,
- разучивают упражнения и проводят физкультминутки,
Затейники - организуют и проводят игры на переменах, знакомят товарищей с интересными книгами,
Журналисты
- находят интересные истории, собирают школьные и классные новости; выпускают устные журналы и классную газету;
- вместе с классным руководителем и родителями оформляют классный уголок.
Каждую пятницу на классном часе подводятся итоги недели:
- выполнение обязанностей каждой группой (самооценка, оценка всех остальных одноклассников и учителя) Оценка фиксируется в экране соревнований определенным цветом
- проведенные классные или школьные коллективные творческие дела (КТД), их анализ;
- реализация поставленной на неделю цели;
- постановка цели на новую неделю (по предложениям детей) и планирование работы, направленной на ее достижение.
Для учителя это сложный труд, потому что каждый раз я учу их с уважением выслушивать мнение других, сочетать свои интересы с общими. Мы вместе планируем, обсуждаем и даём оценку сделанному. Каждый ребёнок стремится поучаствовать в ежедневной работе, направленной на выполнение задуманного.
Деятельность ученического самоуправления – это не только отдельные дела и мероприятия, но и морально-психологический климат в классе.
Каждый ребёнок должен руководствоваться нравственными ценностями, которые утверждаются в классе, на основе которых он делает самостоятельный нравственный выбор. Одним из первых коллективных дел для нас стало создание ЗАКОНОВ класса. Содержание законов нашего класса определили сами ребята в процессе обсуждения в командах правил поведения.
Мы обсудили предложенные варианты. Так появились законы класса.
ЗАКОНЫ КЛАССА
- БЫТЬ ЧУТКИМ И ВНИМАТЕЛЬНЫМ К СВОИМ ДРУЗЬЯМ
- УВАЖАТЬ И ЦЕНИТЬ МНЕНИЕ ДРУГИХ
- ПРИЛЕЖНО РАБОТАТЬ НАД РАСШИРЕНИЕМ СВОИХ ЗНАНИЙ
- ДОСТОЙНО И КУЛЬТУРНО ВЕСТИ СЕБЯ В ШКОЛЕ И ЗА ЕЁ ПРЕДЕЛАМИ
- ПРОЯВЛЯТЬ УВАЖЕНИЕ КО ВЗРОСЛЫМ
- ЗАБОТИТЬСЯ О ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТИ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ И ЖИЗНИ ДРУЗЕЙ
- ГОВОРИТЬ ВСЕГДА ПРАВДУ, ИМЕТЬ МУЖЕСТВО СКАЗАТЬ О СВОЁМ ПОСТУПКЕ, А НЕ ПЕРЕКЛАДЫВАТЬ ВИНУ НА ДРУГИХ
- ЗАБОТИТЬСЯ О МЛАДШИХ, ПОМОГАТЬ ИМ, ЗАЩИЩАТЬ ТЕХ, КТО СЛАБЕЕ МЕНЯ
- БЕРЕЖНО ОТНОСИТЬСЯ К ВЕЩАМ
- НИКОГДА НЕ ОТКЛАДЫВАТЬ НА ЗАВТРА ТО, ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ СЕГОДНЯ
На основе законов школьной жизни была создана
“Памятка друзей”
- Не отнимай чужого, поделись, чем можешь.
- Не дерись - это очень стыдно.
- Играй честно, не подводи и не обманывай своих товарищей.
- Старайся быть всегда аккуратным и вежливым.
- Чаще говори: давай дружить, давай играть, давай помогу.
- Не ябедничай - доносчику первый кнут.
- Будь добрым и щедрым на помощь.
- Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.
Наряду с законами в каждом коллективе формируются свои традиции.
У нас традиционными стали:
- День рождения членов коллектива;
- Туристические походы;
- День матери и совместные мастер-классы;
- Новогодний огонек;
- 23 февраля (готовят девочки и мамы);
- 8 марта (готовят мальчики и папы);
- Экскурсионные программы (1 раз в четверть)
Один из наиболее эффективных путей вовлечения всех учащихся в самоуправленческую деятельность - это проведение различного рода коллективных творческих дел посредством создания групп для выполнения творческих поручений.
Родители класса тоже поддержали идею классного самоуправления. Коллектив родителей разбился на группы по такому же принципу. Каждую четверть в классе есть помощники-родители. Они помогают в подготовке к школьным мероприятиям, к конкурсам, совместно с детьми готовят классные часы, культпоходы, праздники. Родители и дети чаще стали бывать вместе, появились общие увлечения и интересы. Теперь и родители соревнуются, чья четверть будет самая интересная и насыщенная.