Предметные задачи:
- формирование представлений и знаний об эпохе мегалита; знакомство с памятниками архитектуры данной эпохи на территории Краснодарского края;
- продолжить формирование у учащихся умения прослеживать причинно-следственные связи в историческом процессе;
- научить определять своё отношение к древней истории и культуре родного края.
Метапредметные задачи (УУД): познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные.
Образовательные ресурсы:
- учебник Б.А. Трехбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко. Кубановедение 5 класс. Краснодар, 2008;
- атлас История Кубани;
- карта дольменов Кавказа;
- мультимедийное оборудование.
Работа с терминами.
Основные понятия: легенда, дольмен, испун, песчаник, известняк.
Исторические личности: В.И. Марковин.
Обязательный минимум содержания: научить объяснять происхождение первых памятников мегалитического периода на Кубани и их значимости для историко-культурного наследия родного края.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | Формирование УУД, Технология оценивания |
I.Актуализация знаний. | Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. | Ответы на вопросы презентации. | Познавательные УУД: -анализировать, делать обобщения, выводы. |
II. Планирование деятельности | 1.Фиксирует на доске тему урока: “Дольменная археологическая культура” 2. Проводит интерактивную беседу. Предлагает учащимся: - опираясь на знания по древнерусской литературе, вспомнить определение понятия “легенда”; -предположить, с какими легендами предстоит познакомиться на уроке |
1.Примерные ответы учащихся. ЛЕГЕНДА: сказание, записанное предание - одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора; -письменное предание о каких-нибудь исторических событиях или личностях |
Регулятивные УУД: - определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах). -выдвигать версии. |
III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | Передача и объяснение информации 1. Знакомство с легендами казаков и горцев. 2. Демонстрация презентации “Памятники мегалитического периода” с комментариями |
Опережающая поисковая работа
учащихся. Знакомятся с легендами о происхождении дольменов. |
Коммуникативные УУД: -создавать устные варианты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно. Познавательные УУД: - владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную информацию; |
IV. Работа с учебником | Как же строилимсь дольмены? стр. 33 в учебнике . |
Первичное усвоение знаний. | определять понятия; -устанавливать причинно - следственные связи на простом и сложном уровне; |
V. Словарная работа | “Легенда”, “ Дольмен”, “Склеп”,
“Испы”, “Испун”, В.И.Марковин. – археолог, занимавшийся изучением дольменов Северного Кавказа и Абхазии. |
Первичная проверка понимания. | |
VI.Физкультминутка | Начинается разминка Встали, выровняли спинки, Вправо- влево наклонились, Головой теперь покрутим, Так мы лучше думать будем, Мы работаем руками, Раз-рывок и два- рывок. Приседаем мы по счету, Раз-два-три-четыре-пять, Рядом с партою идем, А теперь тихонько сядем. |
||
VII. Работа в тетрадях | Выполнить задание1-2 стр. 16 | Первичное усвоение знаний. | |
VIII. Выражение решения проблемы. | Роль учителя – координатор деятельности учащихся. | Первичное закрепление. Выполняют задание Работа с картой дольменов Кавказа Рассмотреть внимательно карту территории распространения дольменов: - определить границы распространения дольменов на территории Краснодарского края; - указать места самых больших скоплений дольменов. |
Регулятивные УУД: -развитие практико – ориентированных самостоятельных действий в процессе работы с картой, историческим атласом |
IX. Применение новых знаний. Групповая творческая работа “Дом для испов” |
Роль учителя – координатор деятельности учащихся. | 1.Команды выполняют задание -
построить дом для испов: 1. Геленджикские великаны - монолитные 2.Туапсинские великаны - корытообразные 3. Гузерипольские великаны - составные 4. Сочинские великаны-плиточные (строят дома для карликов). |
Познавательные УУД: -анализировать, делать обобщения, выводы через выполнение творческих работ |
X. Защита проектов | |||
XI. Рефлексия (саморефлексия) |
С помощью “листа самооценки” показывают свое отношение к уроку. | Знакомятся с информаций, формулируют свою точку зрения. | Личностные УУД: -осознавать и проявлять себя гражданином России, Кубани в добрых словах и делах – объяснять важность сохранения и бережного отношения к историческим памятникам архитектуры Кубани. |
XII. Домашнее задание. | Информирует о домашнем задании, инструктирует по его выполнению.: выучить параграф 5, в тетради- стр 17. Зад. 3-4 . | Познавательные УУД: Анализировать, обобщать полученную информацию. |