Тип урока: формирование понятий, умений, навыков.
Цели:
- Общеобразовательные: на языке конкретных действий: студенты повторяют понятие степени с действительным показателем, свойства степени, правила действий над степенями с одинаковым основанием; знакомятся с понятием и видами показательных уравнений; получают первоначальные навыки решения показательных уравнений методом уравнивания оснований, введения новой переменной, вынесения общего множителя.
- Воспитательные: развитие продуктивного мышления и навыков самоконтроля в процессе выполнения упражнений.
- Развивающие: развитие внимания, аккуратности, логического мышления.
Задачи:
- повторить, обобщить и систематизировать теоретический материал, связанный со свойствами степеней с действительным показателем, действиями со степенями;
- освоить приёмы решения показательных уравнений;
- подготовиться к промежуточному контролю.
Структура урока:
I. Организационный момент (объявление темы
урока и разъяснение целей учебной деятельности).
II. Основная часть:
- Актуализация опорных знаний студентов по
данной теме:
- вопросы на повторение;
- устный счёт.
- Изучение нового материала.
- Решение показательных уравнений.
III. Самостоятельная работа.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Студентам сообщается тема урока и разъясняются цели и задачи учебной деятельности. (2 минуты)
II. Основная часть
1. Актуализация опорных знаний по данной теме.
Вопросы на повторение: (3 мин.)
1. Дать определение степени с действительным показателем;
2. Перечислить свойства степеней;
3. Перечислить правила действий со степенями.
2. Устный счёт: (7 мин.)
а) Вычислите: ;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
.
б) Найдите х: ;
;
;
.
3. Изучение нового материала (35 мин.)
Уравнение, содержащее переменную в показателе
степени, называется показательным. Простейшее
показательное уравнение имеет вид , где
. Если
, или
,
данное уравнение корней не имеет.
При решении уравнений вида используется следующее
свойство:
.
Преобразование показательного уравнения к виду
выполняется
многими способами. Рассмотрим некоторые из них.
Способ уравнивания оснований
Решить уравнения:
а)
Решение: Записав 625 в виде , получим
,
откуда
.
Ответ:
.
б)
Решение: Записав 25 в виде , получим
, откуда
. Переходим к квадратному уравнению
, корни которого
числа 3 и -1. Ответ:
.
в)
Решение. Представим , получим
.
Приходим к уравнению
. Откуда
.
Ответ:
.
г)
Решение. По определению отрицательного
показателя степени, получим . Откуда
,
. Ответ :
.
Способ введения новых переменных.
Решить уравнения:
а) . Решение:
обозначим
,
тогда получим
.
Решая уравнение, получим
.Возвращаясь
к исходной переменной, получим
и
. Корень первого уравнения
, второе уравнение корней
не имеет.
Ответ: .
б) . Решение:
пусть
, тогда
получим
. Решая
это уравнение, найдем
и
.
Возвращаясь к исходной переменной, получим
и
. Решив уравнения, получим корни
и
. Ответ:{-2;3}
в) .
Решение: Используя свойство степени,
преобразуем данное уравнение к виду: ; далее
. Пусть
, тогда
.
Решая квадратное уравнение, получим
и
. Возвращаясь к исходной
переменной, получим
и
.
Решая первое уравнение, получим х=1, второе
уравнение корней не имеет. Ответ:
Способ вынесения общего множителя за скобки.
Вычислить: ;
;
(обратить внимание на
вынесение общего множителя за скобки).
Решить уравнения:
а) .
Решение: Вынесем общий множитель за скобки , получим
, откуда
. Ответ:{2}
б) .
Решение: Вынесем общий множитель за скобки , получим
, откуда
,
. Ответ:{4}
в) .
Решение: Вынесем общий множитель за скобки ;
; получим
, откуда
,
. Ответ:{3}
4. Решение показательных уравнений (тренировочные упражнения).
Для закрепления материала предлагается решить данные уравнения на доске (30 минут).
1. ![]() 2. ![]() 3. ![]() 4. ![]() |
5. ![]() 6. ![]() 7. ![]() 8. ![]() |
9. ![]() 10. ![]() 11. ![]() 12. ![]() |
III. Самостоятельная работа (15 мин.)
Вариант 1.
;
;
.
Вариант 2.
;
;
Вариант 3.
;
;
Вариант 4.
;
;
.
Результаты работы объявляются на следующем уроке.