Цель: познакомить учащихся с различными способами удаления из организма ненужных веществ, образующихся в процессе жизнедеятельности.
Задачи:
- формировать у учащихся новые понятия о выделении, функции органов выделения;
- развивать известные учащимся понятия о роли органов пищеварения кровообращения, дыхания;
- оценивать, что полезно для здоровья, а что – вредно.
Оборудование: медиапроектор, интерактивная доска Smart Board (для презентации: Приложение 1)
Ход урока, вопросы и задания. |
Использование интерактивной доски Smart Board |
I. Актуализация знаний и проблемная
ситуация. Повторение. – Прочитайте диалог лены и Миши на с.28. Обсудим их мнения. Какой возникает вопрос? – А теперь вспомним то, что знаем. – Попробуйте определить тему урока. |
Слайд 2. Посмотрите на таблицу с органами пищеварения. Подвиньте к каждому органу его название. BLANK (проектор выключен) Слайд 3. Учитель записывает проблемный вопрос. (Какую систему органов следует назвать органами выделения ?) Слайд 4. Отвечая на второй вопрос (Какие знакомые тебе органы удаляют углекислый газ, воду, непереваренные остатки пищи?), ученики называют органы, учитель открывает шторку – показывает фото кожи, кишечника, лёгких. Фото выставляются (передвигаются)на голубом фоне в столбик слева
Затем ученики называют, что удаляет каждый из этих органов и за цветную звёздочку подвигают на голубой фон ответы по порядку:
Учитель записывает: Как удаляются ненужные вещества |
II. Поиск решения Работа с
текстом на стр.28-29. При нарушении работы обеих почек происходит сильное отравление всего организма и человек погибает уже через 5 дней. Какими веществами отравляется человек с повреждёнными почками, если никакие яды в его организм из внешней среды не поступали? А теперь подпишите названия органов выделения и расскажите, какую роль они играют в организме. Работа в тетради – №1. |
Органы выделения. Ученики рассказывают про процесс фильтрации в
почках. BLANK – Выделительная система очищает кровь от отходов жизнедеятельности клеток. Если не работают почки, то эти вещества остаются в крови и вызывают отравление. Слайд 6. Ученики подписывают маркером названия органов выделения и называют функции, которые они выполняют в организме. BLANK Слайд 7. Проверка. Ученики называют ответы, учитель прикасается к пустым ячейкам, после чего в них появляются правильные ответы. |
IV. Итог урока – Какие функции выполняют органы выделения? – Попробуйте разделить органы выделения на две группы: органы, которые действуют самостоятельно и органы, работой которых можно управлять по желанию. Рефлексия. Подойдите по очереди к доске и выберите смайлик, характеризующий ваше настроение после данного урока. |
– Очищают кровь Слайд 8. – Ученики распределяют (передвигают) названия органов в таблицу (1 столбик: почки, мочеточники; 2 столбик – мочевой пузырь) Слайд 9. Ученики выбирают смайлики (прикасаются к выбранному смайлику и двигают его вниз). |
Использованная литература:
1. Окружающий мир. (Человек и природа). 4-й класс.
Методические рекомендации для учителя. – М.:
Баласс, 2013. – 224 с.
2. Ресурсы Интернет.