- Внимание, это одно из самых важных качеств, благодаря которому мы можем познавать и изучать что-то новое.
- Внимание у детей неразрывно связано с такими качествами, как усидчивость и сосредоточенность.
- Хорошо развитое внимание у ребенка – залог успешного обучения в школе!
1. В младшем школьном возрасте преобладает непроизвольное внимание. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Реакция на все новое, яркое необычно сильна в этом возрасте. Ребенок не умеет еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Все внимание направляется на отдельные, бросающиеся в глаза предметы или их признаки. Возникающие в сознании детей образы, представления вызывают сильные переживания, которые оказывают тормозящее влияние на мыслительную деятельность. Поэтому если суть предмета не находится на поверхности, если она замаскирована, то младшие школьники и не замечают ее.
2. Объем внимания младшего школьника меньше (4-6 объектов), чем у взрослого человека (6-8), распределение внимания — слабее. Свойственно неумение распределить внимание между различными символами, объектами восприятия и видами работ.
3. Внимание младшего школьника отличается неустойчивостью, легкой отвлекаемостью. Неустойчивость внимания объясняется тем, что у младшего школьника преобладает возбуждение над торможением. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.
4. Одной из особенностей внимания, которую также необходимо учитывать, является то, что младшие школьники не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой.
5. Внимание теснейшим образом связано с эмоциями и чувствами детей. Все то, что вызывает у них сильные переживания, приковывает их внимание. Дети младшего школьного возраста, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и высокой мотивации. Одним и тем же видом деятельности младший школьник может заниматься весьма непродолжительное время (15-20 мин) в связи с быстрым наступлением утомления, запредельного торможения.
Взрослый должен организовывать внимание
ребенка следующим образом:
– при помощи словесных указаний — напоминать о
необходимости выполнять заданное действие;
– указывать способы действия (Возьми альбом,
красным карандашом в левом верхнем углу рисуй
кружок)
– учить ребенка проговаривать, что и в какой
последовательности он должен будет исполнять.
Классный час
НОТ школьника
Тема: «Мой помощник – внимание»
Цели:
- Подвести детей к осознанию необходимости развивать своё внимание.
- Мотивировать на самостоятельную работу по развитию внимания.
- Пробудить у детей интерес к самосовершенствованию, саморазвитию.
План классного часа:
- Вступление. Мотивация к занятию
- Интерактивная беседа «Внимание и его особенности»
- Игровой блок
- Игровая пауза. «Кросс»
- Конкурс «Профессия – детектив»
- Домашнее задание
- Подведение итогов (рефлексия)
Ход классного часа:
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Вступление. Мотивация к занятию | Презентация.
Слайд 1. Тренинг – настрой в начале занятия
|
Слова произносятся негромко, но быстро. |
Слайд 2. – Давайте вспомним отрывок из стихотворения С. Маршака:
|
Ученики выразительно читают отрывки стиха |
|
Слайд 3. – Какого человека мы называем рассеянным? – Подберите синонимы к данному слову. |
Ученики отвечают на вопрос,
подбирают синонимы к слову: рассеянный:
|
|
2. Интерактивная беседа «Внимание и его особенности» | Слайд 4. – Попробуем заглянуть в сундучок и определить способность человека
|
Из сундучка ученики достают листочки, на которых записаны определения способности человека. |
– Догадались, какая это способность человека? | Ответ учеников: это – внимание. | |
Слайд 5. – Определим тему классного часа. |
Тема: «Мой помощник – внимание». | |
Слайд 6. – Поставим цели урока. Что хотим узнать, о чём услышать и научиться. |
Цели: развивать своё внимание, учиться быть внимательным, упражнения для развития внимания школьника. | |
Слайд 7. – Посмотрите на доску. Что на ней нарисовано? – Да, мишень. Ее изображают в виде концентрических окружностей. Они сосредоточены, сконцентрированы вокруг центра. Стрелок старается попасть в центр мишени, а мы стараемся сосредоточить свое внимание на чем-то. |
Ответ учеников: мишень. | |
Слайд 8. – Внимание – это умение собирать, концентрировать свои мысли. Но, как видим, не всегда это у нас получается. – Что же мешает нам сосредоточиться? |
Ответ учеников:
|
|
– Мы видим, что удерживать
внимание иногда очень нелегко. – Как же можно бороться с этими врагами на уроках? |
Ответ учеников:
|
|
– Ребята, внимание – это очень
важное качество человека. От него зависит успех в
любом деле. – Сегодня мы узнаем, как развивать внимание. Это можно делать буквально играючи. |
||
3. Игровой блок | Слайд 9. – Игровое упражнение «Мгновенная фотография» – За одно мгновение, за одну короткую вспышку света наш мозг способен воспринять (увидеть, понять, обработать) огромный объем информации. – Посмотрите на картинку в течение 3-5 секунд. (Показывает любую картинку или предмет с крупными яркими деталями.) |
|
Слайд 10. – А теперь запишите на листах бумаги, какие детали вам врезались в память. |
Дети пишут в течение 1-2 минут. | |
Слайд 11. – Посчитайте количество деталей, которые вы заметили по критериям. Это объем вашего внимания. |
Самооценка выполненной работы по
критериям:
|
|
Слайд 12. – Игровое упражнение «Треугольники и круги» – А теперь я приглашаю к доске того, кто умеет делать несколько дел одновременно. – Попробуйте нарисовать на доске правой рукой пять треугольников, и одновременно левой рукой – 5 кругов. – А вы, ребята (обращается к классу), попробуйте сделать это на листах бумаги. Но старайтесь, чтобы у треугольников были острые уголки, а окружность была плавной. На это вам дается 1 минута. |
Выходят 2-3 ученика, они рисуют фигуры на доске. Остальные дети пытаются нарисовать фигуры на листах бумаги. |
|
– Это упражнение учит нас распределять внимание и концентрировать его на 2 объектах. | Самооценка выполненной работы по
критериям: Если вы сумели нарисовать за 1 минуту 5-7 пар фигур, это хороший результат. |
|
Слайд 13. Игровое упражнение «Спрятанные имена» – А теперь упражнение на концентрацию внимания. На доске написаны 4 предложения. Среди букв в каждом предложении спрятаны имена мальчиков и девочек. Попробуйте отыскать эти имена за 1 минуту. Пример: «...принес кофе дяде». (Федя) |
В течение 1 минуты дети анализируют предложения. |
|
– А теперь ответьте на мои
вопросы к этим предложениям: 1. Кто же сказал про
свист соловья в листве? (Вера.) |
|
|
Слайд 14. Игровое упражнение «Смотреть и видеть» – И ещё одно задание на внимательность. Ребята, вы уже … лет учитесь в одном классе. Каждый день смотрите друг на друга. Но умеете ли вы видеть? Сейчас мы это проверим. – Я приглашаю к доске двух соседей по парте. Кто из вас более внимательный? Итак, вопросы: 1. Какого цвета глаза у твоего соседа? 2. Какого цвета волосы? 3. Есть ли на лице у него родинки? 4. Есть ли у него сегодня сережки (колечки, ремешок на брюках)? 5. Есть ли у него сегодня на руках часы? 6. В какой обуви он пришел сегодня в класс? 7. Есть ли карманы на одежде, сколько их? 8. Какого цвета блузка (рубашка, брюки, кофта)? 9. Какая у него прическа сегодня? На примере этого упражнения вы смогли сами убедиться, как нам не хватает внимательности и наблюдательности, чтобы не только смотреть, но и видеть друг друга. |
Выходят два ученика – соседи по парте. Один разворачивается спиной к соседу и отвечает на вопросы учителя и одноклассников.
Это упражнение можно повторить с другой парой соседей по парте. |
|
4. Игровая пауза. «Кросс» | Слайд 15. – Ребята, нельзя перегружать внимание. Во время работы обязательно нужно делать небольшие перерывы и переключаться на что-то другое. – Мы переключимся на игру «Кросс». – Встаньте, выйдите из-за парт. – Я буду быстро называть препятствия, а вы должны показать, как вы будете их преодолевать. – Знакомит с препятствиями. Учитель вразброс называет препятствия. После игры учитель предлагает всем вновь занять свои места. |
Кросс – это бег по
пересеченной местности. У нас препятствия будут такие: горы – поднимаем руки вверх; Дети выполняют движения в течение 3 минут под музыку. |
5. Конкурс «Профессия – детектив» | Слайд 16. – Ребята, мы сегодня говорим о внимании. Но есть такие профессии, в которых внимательность и наблюдательность – это самые необходимые профессиональные качества. – Какие же это профессии? – Да, люди данных профессий должны обладать обостренным вниманием. Буквально по одному взгляду на человека детектив может рассказать о нем очень много. – Недаром Шерлок Холмс говорил, что наблюдательность – это его вторая натура. А теперь мы проверим, есть ли среди нас будущие детективы? |
Ответы учеников: врач, учитель, шофер, милиционер.
|
– Начинаем конкурс
«Профессия – детектив». Сейчас к доске
выйдет (имя девочки). Вы посмотрите на
нее внимательно в течение 1 минуты. Потом девочка
выйдет в коридор и внесет семь изменений в свою
внешность. После этого она вернется в класс, и вы
вновь на нее посмотрите в течение 3 минут. Вы
должны будете найти эти изменения в ее внешности
и записать все, что вы заметили, на листочке
бумаги. На позу и выражение лица девочки внимания
не обращаем. |
Договориться с одной ученицей о
том, что она в течение 3 минут изменит внешность.
Сначала она предстанет перед ними в одном виде,
затем, выйдя в коридор, внесет семь изменений в
свою внешность: расстегивает пуговицы,
меняет ленты, прячет воротничок блузки, надевает
или убирает ремешок, берет в руку платок. Дети смотрят на девочку, вернувшуюся в класс, записывают изменившиеся детали. |
|
– Ну вот, оказывается, детективов у нас в классе много. Это (фамилии учеников). | Ученики читают свои записи,
девочка оценивает их ответы. Молодцы! |
|
6. Домашнее задание | Слайд 17. – Наш классный час подходит к концу. Но развивать свое внимание вы можете каждый день: на уроках и переменах, на улице и дома. Вообще, развивать себя – это очень увлекательное занятие. Награда за него – это успех и уверенность в себе. |
Домашнее задание: Найдите дома интересные задания, игры, упражнения для развития внимания. |
7. Подведение итогов (рефлексия) | – Как вы считаете, ребята, будет
ли для вас какая-нибудь польза от нашего
классного часа? – Что вы почувствовали, выполняя упражнения на развитие внимания? – Оцените свою работу на занятии по критериям «Светофор». – Желаю вам, ребята, успехов! Слайд 18. – Спасибо за внимание! |
Ученикам предлагается оценить
информацию, полученную на занятии одним из
трех кружков красного, жёлтого, зеленого цвета по
критериям «Светофор»:
|