Развитие внимания в младшем школьном возрасте

Разделы: Внеклассная работа


  • Внимание, это одно из самых важных качеств, благодаря которому мы можем познавать и изучать что-то новое.
  • Внимание у детей неразрывно связано с такими качествами, как усидчивость и сосредоточенность.
  • Хорошо развитое внимание у ребенка – залог успешного обучения в школе!

1. В младшем школьном возрасте преобладает непроизвольное внимание. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Реакция на все новое, яркое необычно сильна в этом возрасте. Ребенок не умеет еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Все внимание направляется на отдельные, бросающиеся в глаза предметы или их признаки. Возникающие в сознании детей образы, представления вызывают сильные переживания, которые оказывают тормозящее влияние на мыслительную деятельность. Поэтому если суть предмета не находится на поверхности, если она замаскирована, то младшие школьники и не замечают ее.

2. Объем внимания младшего школьника меньше (4-6 объектов), чем у взрослого человека (6-8), распределение внимания — слабее. Свойственно неумение распределить внимание между различными символами, объектами восприятия и видами работ.

3. Внимание младшего школьника отличается неустойчивостью, легкой отвлекаемостью. Неустойчивость внимания объясняется тем, что у младшего школьника преобладает возбуждение над торможением. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.

4. Одной из особенностей внимания, которую также необходимо учитывать, является то, что младшие школьники не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой.

5. Внимание теснейшим образом связано с эмоциями и чувствами детей. Все то, что вызывает у них сильные переживания, приковывает их внимание. Дети младшего школьного возраста, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и высокой мотивации. Одним и тем же видом деятельности младший школьник может заниматься весьма непродолжительное время (15-20 мин) в связи с быстрым наступлением утомления, запредельного торможения.

Взрослый должен организовывать внимание ребенка следующим образом:
– при помощи словесных указаний — напоминать о необходимости выполнять заданное действие;
– указывать способы действия (Возьми альбом, красным карандашом в левом верхнем углу рисуй кружок)
– учить ребенка проговаривать, что и в какой последовательности он должен будет исполнять.

Классный час
НОТ школьника

Тема: «Мой помощник – внимание»

Цели:

  • Подвести детей к осознанию необходимости развивать своё внимание.
  • Мотивировать на самостоятельную работу по развитию внимания.
  • Пробудить у детей интерес к самосовершенствованию, саморазвитию.

План классного часа:

  • Вступление. Мотивация к занятию
  • Интерактивная беседа «Внимание и его особенности»
  • Игровой блок
  • Игровая пауза. «Кросс»
  • Конкурс «Профессия – детектив»
  • Домашнее задание
  • Подведение итогов (рефлексия)

Ход классного часа:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Вступление. Мотивация к занятию Презентация. Слайд 1.

Тренинг – настрой в начале занятия

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

 

Слова произносятся негромко, но быстро.

Слайд 2.

– Давайте вспомним отрывок из стихотворения С. Маршака:

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось это брюки…
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду,
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки…

 

Ученики выразительно читают отрывки стиха

Слайд 3.

– Какого человека мы называем рассеянным?

– Подберите синонимы к данному слову.

Ученики отвечают на вопрос, подбирают синонимы к слову: рассеянный:

беспамятный
забывчивый
невидящий
невнимательный
несобранный
отсутствующий
разиня
задумчивый

2. Интерактивная беседа «Внимание и его особенности» Слайд 4.

– Попробуем заглянуть в сундучок и определить способность человека

  • без него невозможно отличить правый ботинок от левого;
  • оно заставляет поворачивать голову на внезапный звук;
  • оно помогает не заблудиться в лесу;
  • к нему всегда призывают взрослые;
  • без него рискованно переходить дорогу;
  • без него не заметишь, что другому человеку нужна помощь;
  • без него не соберешь конструктор;
  • без него невозможно запомнить правило, стихотворение, решить задачу;
  • без него никуда.
 

Из сундучка ученики достают листочки, на которых записаны определения способности человека.

– Догадались, какая это способность человека?  Ответ учеников: это – внимание.
Слайд 5.
– Определим тему классного часа.
Тема: «Мой помощник – внимание».
Слайд 6.
– Поставим цели урока. Что хотим узнать, о чём услышать и научиться.
Цели: развивать своё внимание, учиться быть внимательным, упражнения для развития внимания школьника.
Слайд 7.
– Посмотрите на доску. Что на ней нарисовано?
– Да, мишень. Ее изображают в виде концентрических окружностей. Они сосредоточены, сконцентрированы вокруг центра. Стрелок старается попасть в центр мишени, а мы стараемся сосредоточить свое внимание на чем-то.
Ответ учеников: мишень.
Слайд 8.
– Внимание – это умение собирать, концентрировать свои мысли.
Но, как видим, не всегда это у нас получается.
– Что же мешает нам сосредоточиться?
Ответ учеников:
  • Думаю о посторонних предметах.
  • Иногда настроение плохое мешает.
  • Отвлекает шум на улице или в коридоре.
– Мы видим, что удерживать внимание иногда очень нелегко.
– Как же можно бороться с этими врагами на уроках?
Ответ учеников:
  • Выбросить весь мусор из головы и слушать только учителя.
  • Сжать руки в кулаки, чтобы ничего не трогать.
  • Не смотреть по сторонам.
  • Не прислушиваться к шуму за окном.
  • Не мечтать о том, что ты будешь делать после школы.
  • Нужно заставлять себя не отвлекаться, хотя это очень трудно.
– Ребята, внимание – это очень важное качество человека. От него зависит успех в любом деле.

– Сегодня мы узнаем, как развивать внимание. Это можно делать буквально играючи.

 
3. Игровой блок Слайд 9.
– Игровое упражнение «Мгновенная фотография»

– За одно мгновение, за одну короткую вспышку света наш мозг способен воспринять (увидеть, понять, обработать) огромный объем информации.

– Посмотрите на картинку в течение 3-5 секунд. (Показывает любую картинку или предмет с крупными яркими деталями.) 
 
Слайд 10.
– А теперь запишите на листах бумаги, какие детали вам врезались в память.
Дети пишут в течение 1-2 минут.
Слайд 11.
– Посчитайте количество деталей, которые вы заметили по критериям.
Это объем вашего внимания.
Самооценка выполненной работы по критериям:

>7 деталей – отличный результат,
5-6 деталей – хороший результат,
<5 деталей – нужно работать над своим вниманием

Слайд 12.
– Игровое упражнение «Треугольники и круги»
– А теперь я приглашаю к доске того, кто умеет делать несколько дел одновременно.
– Попробуйте нарисовать на доске правой рукой пять треугольников, и одновременно левой рукой – 5 кругов. – А вы, ребята (обращается к классу), попробуйте сделать это на листах бумаги. Но старайтесь, чтобы у треугольников были острые уголки, а окружность была плавной. На это вам дается 1 минута.
 

 

Выходят 2-3 ученика, они рисуют фигуры на доске. Остальные дети пытаются нарисовать фигуры на листах бумаги.

– Это упражнение учит нас распределять внимание и концентрировать его на 2 объектах. Самооценка выполненной работы по критериям:
Если вы сумели нарисовать за 1 минуту 5-7 пар фигур, это хороший результат.
Слайд 13.
Игровое упражнение «Спрятанные имена»
– А теперь упражнение на концентрацию внимания. На доске написаны 4 предложения. Среди букв в каждом предложении спрятаны имена мальчиков и девочек. Попробуйте отыскать эти имена за 1 минуту.
Пример: «...принес кофе дяде». (Федя)
 

 

В течение 1 минуты дети анализируют предложения.

– А теперь ответьте на мои вопросы к этим предложениям:

1. Кто же сказал про свист соловья в листве? (Вера.)
2. Кто пел песни на сцене? (Нина.)
3. Кто купил тетради малышам? (Дима.)
4. Кто сказал о лисе, которая ищет зайца? (Саша.)

 
  1. «В густой листве раздается свист соловья», – сказала...
  2. ...пела песни на сцене
  3. ...купил тетради малышам.
  4. «Лиса шарит по кустам в поисках зайца», – сказал... 
Слайд 14.
Игровое упражнение «Смотреть и видеть»
– И ещё одно задание на внимательность. Ребята, вы уже … лет учитесь в одном классе. Каждый день смотрите друг на друга. Но умеете ли вы видеть? Сейчас мы это проверим.
– Я приглашаю к доске двух соседей по парте. Кто из вас более внимательный? 
Итак, вопросы:
1. Какого цвета глаза у твоего соседа?
2. Какого цвета волосы?
3. Есть ли на лице у него родинки?
4. Есть ли у него сегодня сережки (колечки, ремешок на брюках)?
5. Есть ли у него сегодня на руках часы?
6. В какой обуви он пришел сегодня в класс?
7. Есть ли карманы на одежде, сколько их?
8. Какого цвета блузка (рубашка, брюки, кофта)?
9. Какая у него прическа сегодня?

На примере этого упражнения вы смогли сами убедиться, как нам не хватает внимательности и наблюдательности, чтобы не только смотреть, но и видеть друг друга.
 

 

Выходят два ученика – соседи по парте.

Один разворачивается спиной к соседу и отвечает на вопросы учителя и одноклассников.

 

 

 

Это упражнение можно повторить с другой парой соседей по парте.

4. Игровая пауза. «Кросс» Слайд 15.
– Ребята, нельзя перегружать внимание. Во время работы обязательно нужно делать небольшие перерывы и переключаться на что-то другое.
– Мы переключимся на игру «Кросс».
– Встаньте, выйдите из-за парт.
– Я буду быстро называть препятствия, а вы должны показать, как вы будете их преодолевать.
– Знакомит с препятствиями.
Учитель вразброс называет препятствия. После игры учитель предлагает всем вновь занять свои места.
Кросс – это бег по пересеченной местности.

У нас препятствия будут такие:

горы – поднимаем руки вверх;
ямы – опускаем руки вниз;
вода – плывем;
лесная чаща – наклоняемся вперед, чтобы ветки не поцарапали лицо.

Дети выполняют движения в течение 3 минут под музыку.

5. Конкурс «Профессия – детектив» Слайд 16.
– Ребята, мы сегодня говорим о внимании. Но есть такие профессии, в которых внимательность и наблюдательность – это самые необходимые профессиональные качества.
– Какие же это профессии?
– Да, люди данных профессий должны обладать обостренным вниманием. Буквально по одному взгляду на человека детектив может рассказать о нем очень много.
– Недаром Шерлок Холмс говорил, что наблюдательность – это его вторая натура. А теперь мы проверим, есть ли среди нас будущие детективы?
 

 

 

Ответы учеников: врач, учитель, шофер, милиционер.

 

– Начинаем конкурс «Профессия – детектив».

Сейчас к доске выйдет (имя девочки). Вы посмотрите на нее внимательно в течение 1 минуты. Потом девочка выйдет в коридор и внесет семь изменений в свою внешность. После этого она вернется в класс, и вы вновь на нее посмотрите в течение 3 минут. Вы должны будете найти эти изменения в ее внешности и записать все, что вы заметили, на листочке бумаги. На позу и выражение лица девочки внимания не обращаем.
– Ну, что ж, даю слово тем, кто обнаружил все 7 изменившихся деталей внешности (имя девочки).

Договориться с одной ученицей о том, что она в течение 3 минут изменит внешность. Сначала она предстанет перед ними в одном виде, затем, выйдя в коридор, внесет семь изменений в свою внешность: расстегивает пуговицы, меняет ленты, прячет воротничок блузки, надевает или убирает ремешок, берет в руку платок.

Дети смотрят на девочку, вернувшуюся в класс, записывают изменившиеся детали.

– Ну вот, оказывается, детективов у нас в классе много. Это (фамилии учеников). Ученики читают свои записи, девочка оценивает их ответы.

Молодцы!

6. Домашнее задание Слайд 17.
– Наш классный час подходит к концу. Но развивать свое внимание вы можете каждый день: на уроках и переменах, на улице и дома. Вообще, развивать себя – это очень увлекательное занятие. Награда за него – это успех и уверенность в себе.
Домашнее задание:

Найдите дома интересные задания, игры, упражнения для развития внимания.

7. Подведение итогов (рефлексия) – Как вы считаете, ребята, будет ли для вас какая-нибудь польза от нашего классного часа?
– Что вы почувствовали, выполняя упражнения на развитие внимания?
– Оцените свою работу на занятии по критериям «Светофор».
– Желаю вам, ребята, успехов!
Слайд 18.
– Спасибо за внимание!
Ученикам предлагается оценить информацию, полученную на занятии одним из трех кружков красного, жёлтого, зеленого цвета по критериям «Светофор»:
  • красный цвет – “мне на занятии было не интересно“;
  • жёлтый цвет – “считаю информацию, полученную на занятии недостаточно полезной”;
  • зеленый цвет – “считаю информацию, полученную на занятии интересной и очень полезной”.