Шипящие согласные звуки. Правописание ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ

Разделы: Начальная школа


УМК "Перспектива"

Цели и задачи урока:

  • закреплять представления о твёрдых согласных звуках [ж],  [ш].
  • учить выделять слова с сочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ в потоке речи на слух, развивать орфографическую зоркость.
  • упражнять детей в традиционном написании сочетаний ЖИ – ШИ с буквой И, ЧА – ЩА с буквой А, ЧУ – ЩУ с буквой У.
  • развитие речи учащихся, расширение словарного запаса.
  • закреплять навык правильной посадки при письме; развитие мелкой моторики рук; учить приемам релаксации.
  • воспитание аккуратности, усидчивости учащихся; формировать интерес к изучению русского языка; воспитание коммуникативных навыков;

Планируемые результаты:

  • учащиеся научатся писать слова с сочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ
  • научатся относить объекты к известным понятиям
  • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

План урока:

I. Мотивация к учебной деятельности:

Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь себе и гостям, передайте частичку своего хорошего настроения другому.

С добрым утром, Россия!
И моря, и земля!
Солнце раньше проснулось
Встал пораньше и я.
Здравствуй, школа родная,
С добрым утром тебя!
Мне друзья улыбнулись–
Улыбнулся и я!
II. Формулирование темы урока, постановка цели:

– Мы с вами, ребята, продолжим наше путешествие в увлекательный мир русского языка.
– А для чего мы изучаем русский язык?
– Начинаем урок с минутки чистописания. Но прежде отгадайте загадку:

Такие буквы нелегко произнести,
Преграда — зубы и язык на их пути.
Их в алфавите 20 штук.
Они все разные,
А называются они...

– Что вы знаете о звуках, которые обозначают данные буквы?
– Девизом нашего  урока будет  пословица «Пишут не пером, а умом».
– Давайте запишем ее в тетради.
– Какие изученные орфограммы встретились в словах пословицы?
– Как вы понимаете значение пословицы?
– Какую еще пословицу о письме вы знаете?
– Прочитайте слова. Какие правила надо применить при написании этих слов?
– А теперь сформулируйте тему сегодняшнего  урока.
– Это новая для нас тема? Значит, какую цель перед собой должны поставить? Вам помогут слова-помощники:

Будем повторять…
Будем учиться…

 

– Русский язык, наш родной, поэтому мы должны грамотно говорить и писать по-русски.

 

 

 

– Это согласные буквы.

– Звуки [Ж], [Ш] всегда твёрдые. Звуки [Ч], [Щ] всегда мягкие.


– В слове пером безударная гласная е, проверим словом перья.
–  Когда пишешь, думай над тем, что и как надо писать.
Что написано пером, не вырубишь и топором.

Снеж…нка, пуш…нка, ч…шка, рощ…, ч…до, щ…ка.
– Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
– Мы будем повторять правила о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
– Мы будем учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

III. Закрепление пройденного

– Повторим правило написания этих сочетаний

1) – Вставьте пропущенные буквы в словах, запишите слова в тетради.
– Составьте предложение со словами снежинка, пушинка.
– Запишите предложение в тетрадях. Подчеркните орфограммы, которые мы сегодня повторяем.
– Слова – кто? что? что делать? какие ?

2) – Прочитайте стихотворение с доски.
– Почему вы засмеялись? Что необычное заметили?
– Какое правило поможет нам правильно написать слова?
– Спишите, исправляя ошибки.

3) – А сейчас работаем в группах.
– Каждая группа из карточек собирает слова.
– Затем по очереди каждый диктует по одному слову.
– Теперь меняемся тетрадями и проверяем написание слов.

 

 

 

 

 

 

– Какие карточки не использовали?

 

 

– Объясните значение слова чулан.

– Подберите синонимы к словам чумазый, чудесный.

 

– Жи-ши пиши с буквой и;
Ча-ща пиши с буквой а;
Чу-щу пиши с буквой у.

Белые сн..ж..нки лож..лись на землю как пуш..нки.

 

Догадайтесь-ка, ребятки,
Отчего ежЫ, ершЫ,
ЩЮки, чЯйки и волчЯта
Рассмеялись от душЫ.

Карточки

ши на жи
  раф мор жи
щу пать чу
лан пи ща
чу ма зый
чу дес ный
встре ча чай
ник до бы
ча    

 

жы шы чя
щя чю щю

Шина , моржи, жираф, щупать, чулан, пища, чумазый, чудесный,  встреча, встречай,  чайник,   добыча.

– Чулан –  помещение в доме, служащее кладовой.

– Чумазый – испачканный, грязный.
– Чудесный – волшебный, дивный,  удивительный, красивый и др.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

– Вернёмся к девизу нашего урока «Пишут не пером, а умом». Итак, что для нас важно?
– Какие правила мы должны знать, чтобы правильно писать гласную букву после шипящих ж, ш, ч, щ?
– Закончите фразу:

  • Сегодня на уроке я научился…
  • Знания, полученные на урок, пригодятся мне…
  • Своей работой на уроке я… (доволен или нет)

– С каким настроением вы заканчиваете урок?

 

– Для нас важно не только красиво писать, но и грамотно.