Цели урока: обобщение и систематизация полученных знаний.
Задачи.
Обучающая: повторение, обобщение, систематизация знаний, умений и навыков о простом и сложном предложении. Формирование пунктуационной грамотности.
Развивающая: развитие внимания, речи, артистических и творческих способностей.
Воспитательная: формирование коммуникативных навыков. Формирование интереса к языку, воспитание уважения и любви к русскому языку.
Актуальность урока: проблемные вопросы.
Оборудование урока: учебник, словарь правил, задание на карточках, записи на доске, стихотворение С.Я.Маршака “Знаки препинания”.
Ход урока
I этап. Тема урока записывается в тетрадь.
II этап. Инсценирование стихотворения С.Я.Маршака “Знаки препинания”.
Задача: Озаглавьте стихотворение. Запишите в тетрадь и назовите героев - действующих лиц в стихотворении (. , ! ; : …). Расскажите об их роли в письменной речи: завершение, разделение, выделение.
Ученики инсценируют стихотворение С.Я.Маршака “Знаки препинания” (на груди у них изображения соответствующих знаков).
Чтец:
У последней точки
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал чудак —
Восклицательный знак.
Восклицательный знак (вбегая):
Ребята! В предложении
Стоя для того,
Чтоб выделять волнение.
Чтец:
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
Вопросительный знак:
Где? Куда? Откуда? Как?
Чтец:
Явились запятые,
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Запятые:
Мы особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
Точка с запятой:
Если нет над вами точки,
Запятая — знак пустой! —
Чтец:
Прискакало двоеточие,
Прискакало многоточие.
Двоеточие:
Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.
Многоточие:
Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие…
Чтец:
Вопросительный знак
Удивился.
Вопросительный знак:
То есть как?
Чтец:
Сказала точка,
Точка-одиночка.
Точка:
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.
III этап. Упражнения на развитие синтаксических и пунктуационных умений.
1. Языковая разминка.
Составьте предложения, выполнив предварительно следующие действия.
- Из предложения Я очень люблю гулять в лесу взять обстоятельство места. (В лесу)
- Добавить сказуемое из предложения Туристов неизменно поражает грандиозность египетских пирамид. (Поражает)
- Добавить подлежащее из предложения В маленьком домике на окраине всё напоминало об отце. (Всё)
- Записать полученное предложение на доске и продолжить.
А) однородными членами и выполнить синтаксический разбор. Сделать вывод о роли знаков препинания в предложении.
Б) вводными словами и выполнить синтаксический разбор. Сделать вывод о роли знаков препинания в предложении.
В) обращением и выполнить синтаксический разбор. Сделать вывод о роли знаков препинания в предложении.
Г) так, чтобы получилось сложное предложение. Выполнить синтаксический разбор. Сделать вывод о роли знаков препинания в предложении. (Для работы у доски можно использовать словарь правил)
2. Буквенный диктант.
Решите пунктуационную задачу.
В данных предложениях определите роль знаков препинания. Условные обозначения:
А) знаки разделения
Б) знаки выделения
Г) нет знаков препинания
I вариант
1) Слово – выражение мысли и может служить соединению людей.
2) Солнце уже скрылось и ночные тени быстро надвигались
3) Друзья мои прекрасен наш союз
4) Меня встретили друзья мои
5) К счастью на всем своем протяжении река имеет большую глубину.
6) Человек стремится к счастью
II вариант
- Карета подъехала остановилась
- Казаки кончили свои занятия и освободились к ужину
- Сергей познакомился с товарищами по работе
- Сергей выполни это задание
- Дождь кажется скоро кончится
- Дождь кажется бесконечным
III вариант
- Я люблю идти в лесу тихо с остановками
- Относитесь к родному языку бережно и с любовью
- Серебристый туман забелел под водой и молодые орлы пронзительно засвистели
- Присядем друзья перед дальней дорогой
- Присели друзья перед дальней дорогой
- Дождь конечно скоро кончится
IV вариант
- У набережной теснятся пароходы шхуны баржи
- Резкий отрывистый звук разнесся по реке и где-то далеко перешел в грохот
- Пурга безусловно скоро кончится
- Что же ты сердишься Варя
- Варя перешла дорогу на зеленый свет
- Зеленый мыс по-моему находится вблизи Батуми
3. Упражнение 164. Выполняется письменно по заданию учебника.
На доске выполняют синтаксический разбор трех предложений.
4. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Л.И.Львовой: “Пунктуационные знаки имеют свое определенное назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет свое определенное место в системе письма, имеет свой неповторимый характер”.
IV этап. Подведение итогов урока. Прокомментируйте ключевые слова урока (стр. 77)
Выставление оценок. Учащиеся сдают тетради на проверку.
V этап. Д/з. Упр. 161, творческий диктант. Списать + по заданию учебника.
Материалы для учителя:
- М.М.Казбек-Казиева. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. М. Айрис-пресс, 2005г.
- Л.Петрановская. Игры на уроках русского языка. Пособие для учителя. М. Наука, 2009г.
- И.Д.Чаплыгина. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М. Владос, 2010 г.
- О.Н.Киселева. Методика преподавания русского языка. Учебное пособие. –Томск: Издательство Томского университета, 2005 г.
- П.И.Чайковский. “Времена года”.
Список литературы для учащихся:
- Внеклассные мероприятия по русскому языку. (Серия “Внимание: опыт”). / Под ред. Е.А.Евлампиевой. – Чебоксары: “Клио”, 2009 г.
- А.И.Горшков. Русская словесность. От слова к словесности. Учебное пособие. М. Просвещение, 2000г.
- В.М.Бурмако. Русский язык в рисунках. Книга для учащихся. М. Просвещение, 2009 г.
- Г.И.Климовская. Русская орфография – быстро и надежно. Таблицы. Алгоритмы. Упражнения. Часть I-II. Томск, 2005 г.