Урок по теме "Сложное предложение. Разделительные знаки препинания. Синтаксический разбор сложного предложения". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели урока: обобщение и систематизация полученных знаний.

Задачи.

Обучающая: повторение, обобщение, систематизация знаний, умений и навыков о простом и сложном предложении. Формирование пунктуационной грамотности.

Развивающая: развитие внимания, речи, артистических и творческих способностей.

Воспитательная: формирование коммуникативных навыков. Формирование интереса к языку, воспитание уважения и любви к русскому языку.

Актуальность урока: проблемные вопросы.

Оборудование урока: учебник, словарь правил, задание на карточках, записи на доске, стихотворение С.Я.Маршака “Знаки препинания”.

Ход урока

I этап. Тема урока записывается в тетрадь.

II этап. Инсценирование стихотворения С.Я.Маршака “Знаки препинания”.

Задача: Озаглавьте стихотворение. Запишите в тетрадь и назовите героев - действующих лиц в стихотворении (. , ! ; : …). Расскажите об их роли в письменной речи: завершение, разделение, выделение.

Ученики инсценируют стихотворение С.Я.Маршака “Знаки препинания” (на груди у них изображения соответствующих знаков).

Чтец:

У последней точки
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал чудак —
Восклицательный знак. 

Восклицательный знак (вбегая):

Ребята! В предложении
Стоя для того,
Чтоб выделять волнение.

Чтец:

Притащился кривоносый 
Вопросительный знак. 
Задаёт он всем вопросы:

Вопросительный знак:

Где? Куда? Откуда? Как?

Чтец:

Явились запятые, 
Девицы завитые. 
Живут они в диктовке 
На каждой остановке.

Запятые:

Мы особы занятые. 
Не обходится без нас 
Ни диктовка, ни рассказ.

Точка с запятой:

Если нет над вами точки, 
Запятая — знак пустой! —

Чтец:

Прискакало двоеточие, 
Прискакало многоточие. 

Двоеточие:

Нет, постой!
Я важней, чем запятая 
Или точка с запятой,

Потому что я в два раза 
Больше точки одноглазой. 
В оба глаза я гляжу, 
За порядком я слежу.

Многоточие:

Если вам угодно знать, 
Я важней, чем прочие. 
Там, где нечего сказать, 
Ставят многоточие…

Чтец:

Вопросительный знак
Удивился.

Вопросительный знак:

То есть как?

Чтец:

Сказала точка,
Точка-одиночка.

Точка:

Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.

III этап. Упражнения на развитие синтаксических и пунктуационных умений.

1. Языковая разминка.

Составьте предложения, выполнив предварительно следующие действия.

  1. Из предложения Я очень люблю гулять в лесу взять обстоятельство места. (В лесу)
  2. Добавить сказуемое из предложения Туристов неизменно поражает грандиозность египетских пирамид. (Поражает)
  3. Добавить подлежащее из предложения В маленьком домике на окраине всё напоминало об отце. (Всё)
  4. Записать полученное предложение на доске и продолжить.

А) однородными членами и выполнить синтаксический разбор. Сделать вывод о роли знаков препинания в предложении.

Б) вводными словами и выполнить синтаксический разбор. Сделать вывод о роли знаков препинания в предложении.

В) обращением и выполнить синтаксический разбор. Сделать вывод о роли знаков препинания в предложении.

Г) так, чтобы получилось сложное предложение. Выполнить синтаксический разбор. Сделать вывод о роли знаков препинания в предложении. (Для работы у доски можно использовать словарь правил)

2. Буквенный диктант.

Решите пунктуационную задачу.

В данных предложениях определите роль знаков препинания. Условные обозначения:

А) знаки разделения

Б) знаки выделения

Г) нет знаков препинания

I вариант

1) Слово – выражение мысли и может служить соединению людей.

2) Солнце уже скрылось и ночные тени быстро надвигались

3) Друзья мои прекрасен наш союз

4) Меня встретили друзья мои

5) К счастью на всем своем протяжении река имеет большую глубину.

6) Человек стремится к счастью

II вариант

  1. Карета подъехала остановилась
  2. Казаки кончили свои занятия и освободились к ужину
  3. Сергей познакомился с товарищами по работе
  4. Сергей выполни это задание
  5. Дождь кажется скоро кончится
  6. Дождь кажется бесконечным

III вариант

  1. Я люблю идти в лесу тихо с остановками
  2. Относитесь к родному языку бережно и с любовью
  3. Серебристый туман забелел под водой и молодые орлы пронзительно засвистели
  4. Присядем друзья перед дальней дорогой
  5. Присели друзья перед дальней дорогой
  6. Дождь конечно скоро кончится

IV вариант

  1. У набережной теснятся пароходы шхуны баржи
  2. Резкий отрывистый звук разнесся по реке и где-то далеко перешел в грохот
  3. Пурга безусловно скоро кончится
  4. Что же ты сердишься Варя
  5. Варя перешла дорогу на зеленый свет
  6. Зеленый мыс по-моему находится вблизи Батуми

3. Упражнение 164. Выполняется письменно по заданию учебника.

На доске выполняют синтаксический разбор трех предложений.

4. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Л.И.Львовой: “Пунктуационные знаки имеют свое определенное назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет свое определенное место в системе письма, имеет свой неповторимый характер”.

IV этап. Подведение итогов урока. Прокомментируйте ключевые слова урока (стр. 77)

Выставление оценок. Учащиеся сдают тетради на проверку.

V этап. Д/з. Упр. 161, творческий диктант. Списать + по заданию учебника.

Материалы для учителя:

  1. М.М.Казбек-Казиева. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. М. Айрис-пресс, 2005г.
  2. Л.Петрановская. Игры на уроках русского языка. Пособие для учителя. М. Наука, 2009г.
  3. И.Д.Чаплыгина. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М. Владос, 2010 г.
  4. О.Н.Киселева. Методика преподавания русского языка. Учебное пособие. –Томск: Издательство Томского университета, 2005 г.
  5. П.И.Чайковский. “Времена года”.

Список литературы для учащихся:

  1. Внеклассные мероприятия по русскому языку. (Серия “Внимание: опыт”). / Под ред. Е.А.Евлампиевой. – Чебоксары: “Клио”, 2009 г.
  2. А.И.Горшков. Русская словесность. От слова к словесности. Учебное пособие. М. Просвещение, 2000г.
  3. В.М.Бурмако. Русский язык в рисунках. Книга для учащихся. М. Просвещение, 2009 г.
  4. Г.И.Климовская. Русская орфография – быстро и надежно. Таблицы. Алгоритмы. Упражнения. Часть I-II. Томск, 2005 г.