Цель: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с числом 0 и его местом в числовом ряду; научить писать цифру 0.
Задачи:
Предметные: ознакомление с числом и цифрой 0; сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете. Число 0, его получение и обозначение. Навык счета в пределах 10.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве.
Познавательные:
общеучебные – выявление свойств нуля с помощью наглядных моделей, применение данных свойств при сравнении, сложении и вычитании чисел; письмо цифры 0, соотнесение цифры и числа 0, запись свойства нуля в буквенном виде; счет в пределах 10;
логические – установление причинно-следственных связей; сравнение групп предметов.
Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различать способ и результат действия.
Личностные: имеют желание учиться; осознают необходимость самосовершенствования.
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся находить место числа 0 в числовом ряду;
- соотносить цифру и число;
- применять навыки счета и знание состава чисел;
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, делать выводы;
- работать в группе;
- слушать собеседника, вести диалог;
- слушать учителя и выполнять его требования.
Ход урока
1. Оргмомент
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты –
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
- Проверка готовности детей к уроку.
2. Мотивация (самоопределение деятельности)
Слайд 2, 3. Презентация
Устный счёт
Игра “Кто быстрее”
Вопросы учителя:
- Назовите соседей числа 5.
- Какое однозначное число больше 8?
- Задайте свои вопросы по числовому ряду.
Игра “Найди ошибку”
- Незнайка был невнимателен на уроке и допустил много ошибок. Найдите и исправьте эти ошибки.
5+1=6 3<7
7-1=8 5>8
10-1=9 9<2
2+2=5 2+3<5
Игра “Помоги белочке сосчитать грибы”
- По-моему, мы еще на уроках не встречали отсутствие предметов. Как же нам его обозначить?
- Кто догадался, какая тема нашего урока сегодня? (Число и цифра 0.)
- Какие цели мы поставим?
(Получать число 0 и писать цифру 0).
Учитель демонстрирует карточку с цифрой 0.
- Посмотрите, как выглядит цифра, с помощью которой записывают число “ноль”.
- С помощью цифры 0 мы будем обозначать отсутствие предметов.
- На что похожа цифра о?
- Ноль собой весьма хорош:
На бараночку похож,
И на бублик, и на шар,
И на круглый самовар.
Нолик дружит с Колобком,
Жить не скучно им вдвоем.
3. Мотивация.
Слайд 4
- Ребята, как вы думаете, а надо ли нам изучать число, которое ничего не обозначает?
Кто-то подумает, что это пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Вы согласны, ребята?
- Нет, это совсем не так. Если разобраться, то выйдет, что нуль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после 1 не поместить этот волшебный кружочек?
- Назовите ещё числа, в которых нуль играет очень важную роль. (20, 30, 100 и т.д.)
- В Венгрии, в Будапеште, поставлен пятник нулю. Памятник нулю находится в центре города . От этого памятника отмеряются все расстояния в стране. Цифра 0 и надпись "км" внизу означают начало всех дорог по Венгрии.
Нуль - единственная цифра, которая имеет памятник.
4. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
Работа по учебнику
- Откройте учебник на с. 70.
- С помощью какой цифры мы запишем число ягод на второй тарелке?
- Что она будет обозначать?
5. Выявление места и причины затруднений.
- Одной из целей нашего урока была – получение числа 0.
- Как же можно получить число 0?
6. Построение проекта выхода из затруднений.
На доске прикреплены 3 груши.
- Как мне из 3-х груш получить ноль груш?
Физминутка
7. Реализация построенного проекта выхода из затруднений.
Слайд 5
- Как будем убирать груши?
- Сколько сначала уберем груш? (1).
- Сколько осталось?
- Уберем еще одну, сколько останется?
- Уберем еще одну, сколько останется?
- Сколько было груш сначала?
- Сколько всего убрали?
- Как мы это запишем с помощью чисел?
- Сравните 0 с числом 3, с числом 2, с числом 1.
- Как вы думаете, куда мы поставим 0 в числовом ряду?
8. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Работа в парах.
- В учебнике нарисованы смородинки на веточке.
Обсудите друг с другом, какая запись подойдет к рисунку.
Работа по учебнику.
- Посмотрите на следующую картинку.
Расскажите, что было, что изменилось.
- Сколько было листочков сначала?
- Что произошло?
- Сколько листочков осталось?
- Как получили 2 листочка?
- Сравните число 2 и 3.
- Что дальше произошло?
- Сколько листочков осталось?
- Как получили 1 листочек?
- Сравните число 1 и 2.
- А потом что случилось?
- Сколько листочков осталось?
- Как получили 0?
- сравните 0 и 1.
9. Письмо цифры 0.
Учитель объясняет написание цифры 0.
- Рассмотрите, как пишут цифру 0, обозначающую число ноль, и поучитесь ее правильно писать.
Объяснение:
- Ставим ручку чуть ниже вершины верхнего правого угла, пишем “бугорок” влево, опускаемся по прямой наклонной вниз, пишем “качалочку” вправо и поднимаемся по прямой наклонной вверх.
10. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
“Проверь себя” (учебник с. 71).
11. Включение в систему знаний и повторение.
Работа по учебнику с. 71.
- Составьте задачу по рисунку и решите ее.
12. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
“Лесенка успеха”:
- нижняя ступенька, у “человечка” руки опущены – у меня ничего не получилось;
- средняя ступенька, у “человечка” руки разведены в стороны – у меня были проблемы;
- верхняя ступенька, у “человечка” руки подняты вверх – мне всё удалось.
13. Итог.
- С каким числом познакомились на уроке?
- Что оно обозначает?
- Какой цифрой запишем число 0?
Приложение 3 (Деятельность учащихся)