Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: познакомить детей с произведением В.Бианки «Лесной Колобок – Колючий бок».
Задачи:
- Образовательная:
- учить правильно называть произведение и книгу;
- учить выразительному чтению в лицах, запоминать наизусть отрывки (песенки) из сказки;
- учить сравнивать героев и содержание сказок с «бродячим» сюжетом, учить видеть отличительные черты народной сказки от литературной;
- Развивающая:
- формировать коммуникативные компетенции через работу в паре, в группе, во фронтальной беседе;
- развивать речь и творческие способности через инсценирование сказки
- Воспитывающая:
- воспитывать чувство сопричастности и сопереживания (способность эмоционально откликаться на события, описанные автором произведения)
Методы обучения: словесно-иллюстративный, частично-поисковый, игровой.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная работа.
Оборудование урока: Л.А.Ефросинина «Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс», детские книги В. Бианки, презентация (Приложение), маски героев произведения, текст песни главного героя.
1. Оргмомент
– На нашем уроке присутствуют гости, давайте
поприветствуем их, мы вам очень рады. И с хорошим
настроением начинаем наш урок.
– Какой у нас урок? (Урок литературного чтения
– слушания.)
– Чему мы учимся на этом уроке?
– А зачем нам нужно читать и знакомиться с
литературными произведениями?
– Сегодня на уроке будем работать по плану.
– Прочитайте план урока (записан на доске)
План.
1. Вспоминаем и повторяем.
2. Новое открытие.
3. Творческое задание.
4. Подведём итоги.
2. Актуализация знаний
Переходим к первому пункту нашего плана и
проведём «Литературную игру».
Вам необходимо будет узнать произведение и
правильно его назвать, подобрать модель.
(Учащиеся узнают и называют произведение, подбирают модель.)
Учил я когда-то одну маленькую девочку читать и писать. Девочку звали Иринушка, было ей четыре года пять месяцев. (Пантелеев «Буква «ты» рассказ о детях)
Как всё кругом красиво –
И рощи, и поля.
От всей души спасибо,
Художница земля! (Муса Гали «Земные краски» стихотворение о природе)Только солнышко поднялось, ещё и трава не обсохла, а пчёлка уже летит на работу – сок с цветов собирать. Говорит пчёлка родничку: Родничок, родничок, ты откуда взялся? (Белов «Родничок» сказка о природе)
Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями! (Дрожжин «Привет» стихотворение о Родине)
– 1 этап урока закончился. Вы справились? Зажигаю зелёный огонек (зелёная фишка (магнит) напротив 1-ого пункта плана)
3. Открытие нового знания
Слушание сказки В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок»
– Сегодня вы познакомитесь с новым произведением. Слушайте.
(Учитель читает сказку В.Бианки «Лесной Колобок – Колючий бок».)
Беседа (первичное восприятие).
– Вам понравилось?
– Какой эпизод понравился больше? Почему?
– Что вас удивило?
Моделирование обложки и изготовление книжки-самоделки.
– Сейчас мы оформим обложку произведения.
– Что слушали? Докажите, что это сказка.
– Нарисуем заместитель.
– О ком эта сказка?
– Каким цветом закрасим круг? (Приложение,
слайд 1)
– Обозначьте рамкой фамилию автора. Эту сказку
написал В. Бианки (слайд 2: фото
автора). Сказки, написанные автором,
называются авторскими или литературными.
– Обозначьте рамкой название сказки на
модели.
– А как бы вы, ребята, назвали эту сказку? Почему? (Ответы
учащихся)
– Оказывается, Бианки озаглавил свою сказку
«Лесной Колобок – Колючий бок» (слайд 3).
Он написал много произведений для детей о
животных: «Мышонок Пик», «Лесные домишки»,
«Сказки о природе», «Терентий Тетерев» (слайд 4:
книги Бианки).
Ребята, а вот какие книги я нашла в нашей школьной
библиотеке: «Приключения муравьишки», «Чей нос
лучше?, «Кто чем поёт?» (Выставка книг).
– Мы познакомились с авторской сказкой Виталия
Валентиновича Бианки “Лесной Колобок – Колючий
бок”.
– Ребята, познакомились мы с новым
произведением? Могу я зажечь зелёный огонек?
(зелёная фишка на плане)
– На какую сказку похожа сказка Бианки? (Русская
народная сказка «Колобок»)
– Чем отличается сказка Бианки «Лесной Колобок
– Колючий бок» от русской народной сказки
«Колобок»? (В русской народной сказке Колобок
был из теста, а в авторской сказке Колобок
оказался ёжиком; нет одного героя – зайчика.)
Составление цепочки событий. Введение заместителей.
– Сейчас я проверю, внимательно ли вы
слушали сказку. Вспомните, как начинается сказка?
(Ответы учащихся)
Это старик, его заместитель – С, бабушка – Б, ёжик
– Ё.
– О ком речь:
тихонечко, одними коготками толк в канаву! (лиса
– Л)
хвать его лапой, колючки в лапу впились – ой,
больно! (волк – В)
хотел его в пасть схватить, губы наколол – ой,
больно! (медведь – М)
(На доске картинки и их заместители)
– Вспомните, в каком порядке появлялись герои и постройте цепочку событий (работа в парах): С – Б – К– В – М – Л – Ё (проверка: слайд 5)
Чтение песенки из сказки (у каждого на столе текст песни)
а) чтение отрывка сильным учеником:
Я Лесной Колобок – Колючий Бок!
Меня в рот не возьмёшь!
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от Волка ушёл
От Медведя ушёл.
б) хоровое чтение
– Кто запомнил песню и может её рассказать?
– Хорошо. Сейчас мы попробуем инсценировать эту
сказку (слайд 6).
4. Инсценирование сказки (учащиеся получают маски)
Мы выполнили интересное творческое задание. Могу я зажечь зелёный огонёк? (зелёная фишка)
5. Итог урока
– Наш урок подходит к концу, давайте подведём
итоги.
– С каким новым произведением познакомились?
– Кто автор?
– Чему учились?
– Что больше всего понравилось вам в нашем уроке?
– Мы выполнили последний этап нашей работы.
Зажигаю зелёный огонёк (фишка на плане)
– Спасибо. Урок окончен.