Урок литературного слушания по теме «Сказка В. Бианки "Лесной Колобок – Колючий бок"». 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить детей с произведением В.Бианки «Лесной Колобок – Колючий бок».

Задачи:

  • Образовательная:
    • учить правильно называть произведение и книгу;
    • учить выразительному чтению в лицах, запоминать наизусть отрывки (песенки) из сказки;
    • учить сравнивать героев и содержание сказок с «бродячим» сюжетом, учить видеть отличительные черты народной сказки  от литературной;
  • Развивающая:
    • формировать коммуникативные компетенции через работу в паре, в группе, во  фронтальной беседе;
    • развивать речь и творческие способности через инсценирование сказки
  • Воспитывающая:
    • воспитывать чувство сопричастности и сопереживания (способность эмоционально откликаться на события, описанные  автором произведения)

Методы обучения: словесно-иллюстративный,  частично-поисковый, игровой.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная работа.

Оборудование урока: Л.А.Ефросинина «Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс», детские книги В. Бианки, презентация (Приложение), маски героев произведения, текст песни главного героя.

1. Оргмомент

– На нашем уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их, мы вам очень рады. И с хорошим настроением начинаем наш урок.
– Какой у нас урок? (Урок литературного чтения – слушания.)
– Чему мы учимся на этом уроке?
– А зачем нам нужно читать и знакомиться с литературными произведениями?
– Сегодня на уроке будем работать по плану.
– Прочитайте план урока (записан на доске)

План.

1. Вспоминаем и повторяем.
2. Новое открытие.
3. Творческое задание.
4. Подведём итоги.

2. Актуализация знаний

Переходим к первому пункту нашего плана и проведём «Литературную игру».
Вам необходимо будет узнать произведение и правильно его назвать, подобрать модель.

(Учащиеся узнают и называют произведение, подбирают модель.)

  1. Учил я когда-то одну маленькую девочку читать и писать. Девочку звали Иринушка, было ей четыре года пять месяцев. (Пантелеев «Буква «ты» рассказ о детях)

  2. Как всё кругом красиво –
    И рощи, и поля.
    От всей души спасибо,
    Художница земля!  (Муса Гали «Земные краски» стихотворение о природе)

  3. Только солнышко поднялось, ещё и трава не обсохла, а пчёлка уже летит на работу – сок с цветов собирать. Говорит пчёлка родничку: Родничок, родничок, ты откуда взялся? (Белов «Родничок» сказка о природе)

  4. Привет тебе, мой край родной,
    С твоими тёмными лесами,
    С твоей великою рекой
    И неоглядными полями!  (Дрожжин «Привет» стихотворение о Родине)

– 1 этап урока закончился. Вы справились? Зажигаю зелёный огонек (зелёная фишка (магнит) напротив 1-ого пункта плана)

3. Открытие нового знания

Слушание сказки В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок»

– Сегодня вы познакомитесь с новым произведением.  Слушайте.

 (Учитель читает сказку В.Бианки «Лесной Колобок – Колючий бок».)

Беседа (первичное восприятие).

– Вам понравилось?
– Какой эпизод понравился больше? Почему?
– Что вас удивило?

Моделирование обложки и изготовление книжки-самоделки.

– Сейчас мы оформим обложку произведения.
– Что слушали? Докажите, что это сказка.
– Нарисуем заместитель.
– О ком эта сказка?
– Каким цветом закрасим круг? (Приложение, слайд 1)
– Обозначьте рамкой фамилию автора. Эту сказку написал В. Бианки (слайд 2: фото автора).     Сказки, написанные автором, называются авторскими или литературными.
–  Обозначьте рамкой название сказки на модели.
– А как бы вы, ребята, назвали эту сказку? Почему? (Ответы учащихся)
– Оказывается, Бианки озаглавил свою сказку «Лесной Колобок – Колючий бок» (слайд 3).
Он написал много произведений  для детей о животных: «Мышонок Пик», «Лесные домишки», «Сказки о природе», «Терентий Тетерев» (слайд 4: книги Бианки).
Ребята, а вот какие книги я нашла в нашей школьной библиотеке: «Приключения муравьишки», «Чей нос лучше?, «Кто чем поёт?» (Выставка книг).
– Мы познакомились с авторской сказкой Виталия Валентиновича Бианки “Лесной Колобок – Колючий бок”.
– Ребята, познакомились мы с новым произведением? Могу я зажечь зелёный огонек? (зелёная фишка на плане)
– На какую сказку похожа сказка Бианки? (Русская народная сказка «Колобок»)  
– Чем отличается сказка Бианки «Лесной Колобок – Колючий бок» от русской народной сказки «Колобок»? (В русской народной сказке Колобок был из теста, а в авторской  сказке Колобок оказался ёжиком; нет одного героя – зайчика.)

 Составление   цепочки  событий.  Введение  заместителей.

 – Сейчас я проверю, внимательно ли вы слушали сказку. Вспомните, как начинается сказка? (Ответы учащихся)
Это старик, его заместитель – С, бабушка – Б, ёжик – Ё.

– О ком речь:

тихонечко, одними коготками толк в канаву! (лиса – Л)
хвать его лапой, колючки в лапу впились – ой, больно! (волк – В)
хотел его в пасть схватить, губы наколол – ой, больно! (медведь – М)

(На доске картинки и их заместители)

– Вспомните, в каком порядке появлялись герои и постройте цепочку событий (работа в парах): С – Б – К– В – М – Л – Ё (проверка: слайд  5)

Чтение песенки из сказки (у каждого на столе текст песни)

а) чтение отрывка сильным учеником:

Я Лесной Колобок – Колючий Бок!
Меня в рот не возьмёшь!
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от Волка ушёл
От Медведя ушёл.

б) хоровое чтение

– Кто запомнил песню и может её рассказать?
– Хорошо. Сейчас мы попробуем инсценировать эту сказку (слайд 6).

4. Инсценирование сказки (учащиеся получают маски)

Мы выполнили интересное творческое задание. Могу я зажечь зелёный огонёк? (зелёная фишка)

5. Итог урока

– Наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги.
– С каким новым произведением познакомились?
– Кто автор?
– Чему учились?
– Что больше всего понравилось вам в нашем уроке?
– Мы выполнили последний этап нашей работы. Зажигаю зелёный огонёк (фишка на плане)
– Спасибо. Урок окончен.