Урок письма. Тема: «Письмо слов и предложений с изученными буквами». 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся в написании букв, слов и предложений.

Формируемые УУД:

Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия на уровне ретрооценки, вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, ориентироваться на разные способы решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение,  классификацию по разным критериям, устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять  класс объектов по какому-либо признаку).

Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.

Оборудование:

  • на каждой парте в конверте карточки трёх цветов со словами для трёх предложений (первое слово в предложении написано с большой буквы, последнее слово написано вместе с точкой;
  • авторская презентация к уроку;
  • тетрадь по письму (1 класс, III часть) Н.В. Нечаева, Н.К. Булычёва;
  • цветные карандаши, простой карандаш;
  • шариковая ручка, линейка;
  • листочки для буквенного диктанта;  листы с заданием для работы в группах;
  • разрезной набор слов для составления предложений;
  • л, и, с, т, о, п, а, д, ли, са, со, та, то, па, по,карточки для зрительного диктанта.

Ход урока (этапы урока)

Деятельность учителя

I. Организационный момент. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся

Вот звенит для нас звонок –
Начинается урок.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке:
Ручка, карандаши и тетрадка?

– Настроимся на работу, протянем ладошки к новым знаниям (потянулись, подвигали пальчиками).
– Сейчас я произнесу слово, если оно начинается с гласного, то сядут девочки, а если с согласного – мальчики.
– Умницы! (Cадятся девочки)
– Молодцы! (Cадятся мальчики)
– Дорогие ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их. Улыбнитесь гостям, друг другу, мне. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.

II. Формулирование темы урока, постановка цели – Ребята, а какой у нас сейчас урок?
– Как вы думаете: почему важно уметь читать и писать? 
– А если бы мы не умели писать? Что было бы?
– Ребята, очень давно наши предки не умели читать и писать. Они свои мысли и наблюдения изображали рисунками. Посмотрите, понятно ли вам, что хотели рассказать  наши предки? (Показ наскальных рисунков)  
– А всегда ли это понятно?
– А что мы делаем на уроке письма? (Изучаем буквы, пишем слоги, слова, предложения) А для чего мы выполняем эту работу?
Откройте пропись на странице 20 и скажите, будем мы знакомиться сегодня с новой буквой? Определите тему нашего урока.
Какие цели мы поставим перед собой на уроке? Чем будем заниматься?
1 цель:  звуко-буквенный анализ слов;
2 цель: знакомство  со словарным словом;
3 цель: написание предложений с изменением порядка слов (выставляются схемы-карточки целей);
4 цель: будем отрабатывать  написание букв, учиться писать слова  и предложенияс изученными буквами.
III. Актуализация необходимых знаний Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Отгадайте, о каком месяце пойдет речь.

Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)

– Правильно, ребята.
– Посмотрите, ребята, подул сильный ветер и наши листочки с деревьев  разлетелись. На каждом листочке – буква.
– На какие группы можно разбить все эти буквы? (Гласные и согласные)
(Буквы: л, и, с, т, о, п, а, д)
– Что вы знаете про гласные? (Поются, произносятся свободно, образуют слог)
– Что вы знаете про согласные? (Произносятся с препятствием, бывают твердые, мягкие, звонкие, глухие).
– Нужно распределить  разлетевшиеся листочки- буквы на деревья.

На доске два дерева:

– На левое дерево – гласные, на правое – согласные. (2 человека работают у доски)
Желтые листочки с буквами: л, и, с, т, о, п, а, д; зеленые листочки с буквами: п, о, п, а, с, о, с, а, т, о, т, а
Девочки выписывают гласные буквы, а мальчики – согласные! (пропись с. 20, последняя строка)

Повтор правила посадки и письма. Самопроверка, самооценка кружками

– Сейчас мы будем работать с листочками одного цвета. (Буква Д пока не выставляется)
– Образуйте слог, чтобы первый звук был согласный, звонкий, мягкий (ли)
– Когда согласный звук становится мягким? (Когда после него стоит И)
– Образуйте слог, чтобы первый звук был согласный, глухой твердый (то, по, со, та, па, са)
– Получились слоги: на желтых листочках: ли, то, па; на зеленых листочках: по, па, то, та, со, са.
– Ребята, а в сентябре какого цвета листики на деревьях? (Желтые, красные)
– Я предлагаю поработать с осенними листочками. Посмотрите на наши деревья, на них остались еще листики. Используя наши слоги и оставшиеся листочки на деревьях составьте слово.  ЛИСТОПА
– Какую букву надо написать в конце слова?  (Д) и получиться слово   ЛИСТОПАД
– А кто знает, что такое листопад?

Ученик:

Листопад, листопад,
Листья желтые летят,
Собирайте, не ленитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Листья желтые летят,
Словно зонтики кружат,
Ветер дунул: раз-два-три,
Оторвались от земли,
И взлетели высоко,
Но до неба далеко.
Покружили и опять
Опустились на земь спать.

– Давайте запишем это слово в тетрадь  рядом с буквами с.20 пропись, а 1 ученик на доске.

Выполните звуко-буквенный анализ слова.

– Сравните с эталоном на доске. Оцените свою работу.

1-я цель выполнена: повторили звуко-буквенный анализ слова.

Физминутка с котом Леопольдом для глаз

Работа в «Прописи», стр.20. Учитель организует работу со словарным словом.

– А сейчас, ребята, отгадайте следующую загадку.

В этом месяце мокра погода,
Хмурится дождём природа.
С каждым днём темней-темней,
Дождик капает с ветвей.  (Октябрь)

– О каком месяце идет речь?
– О каких признаках октября вы узнали? (Идут дожди)
– Посмотрите, ребята, к нам в гости пришла девочка  (с.20 пропись)
– Что у девочки в руках?
– А зачем она раскрыла зонтик?
– Правильно, пошел дождик. Дождинки – это элементы изученных букв.
– Элементы каких букв вы увидели? (У)
– Обведите 3 элемента буквы У 
– Подчеркните самый удачно написанный элемент карандашом зеленого цвета
– Отгадайте загадку.

Если дождик, мы не тужим – 
Бойко шлепаем по лужам,
Будет солнышко сиять –
Нам под вешалкой стоять. (Сапоги)

– Прочитайте  это слово в прописи с. 20 или на экране по слогам.
– Почему это слово в написано в рамочке?
– А что мы знаем про словарные слова? 
– Почему в нём подчёркнуты некоторые буквы? Какие они? (Это безударные гласные – «опасные места» в слове, их нужно запомнить.)
–  Запишите это слово в рамочке 1 раз.
– Разделите слово на слоги, поставьте ударение
– Сравните с эталоном. Оцените свою работу.
– Чем, ребята, мы сейчас занимались? (Повторили написание знакомых элементов букв)

2-я цель выполнена: познакомились с новым словарным словом «сапоги».

«Прописи», стр.20.  Организует совместную деятельность учащихся для списывания предложений с изменением порядка слов.

– Что записано на следующей строке? (Предложение)
– Прочитайте его. О чем оно?
– Из  чего состоит предложение? (Из слов.)
– Сколько слов данном предложении? (5)
– Чем заменено одно слово? Рисунком. Почему?
– Как связаны слова в предложении? (По смыслу.)
– Что выражает предложение? (Законченную мысль.)
– Что надо знать, чтобы правильно записать предложение? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка).
– Какое задание нам предстоит выполнить? (Изменив порядок слов, составить новое предложение.)

Составление предложений из разрезных слов. Составление предложений на доске из разрезных слов

4 предложения:

У Оли сапоги и зонт.
У Оли зонт и сапоги.
Сапоги и зонт у Оли.
Зонт и сапоги у Оли.

– Встаньте, у кого получились такие же предложения?
– А теперь из составленных предложений выберите предложение, которое соответствует данной схеме. Почему. (Работа у доски)

– Посмотрите на составленные предложения и на схему на мониторе.    Какое предложение относится к данной схеме и почему? (У Оли сапоги и зонт. У Оли зонт и сапоги.)  (Убрать данные предложения с доски)
– Какое из предложений мы запишем, выполняя наше задание? (Сапоги и зонт у Оли.)
– Давайте вспомним, как правильно писать предложение. 

Самопроверка и самооценка (сравни с эталоном)

Физминутка про дождик (одна капелька, 2 капельки и т.д, дождь – прыжки)

– Отгадайте загадку.

Самый хмурый месяц года,
Хочется домой,
Скоро сонная природа
Встретится с зимой. (Ноябрь)

– Правильно, ребята, не зря в народе говорят: в ноябре зима с осенью борются.  
– Как вы понимаете эту пословицу?
– В ноябре с утра может дождь идти, а к вечеру сугробами снег лежит. Вот так и не отдает осень свои права зимушке-зиме.

«Прописи», стр.21.Учитель организует работу по записи слов с печатного образца. Заполните таблицу буквами, прочитайте слова, объясните их значение.

– Посмотрите, ребята, пошел снег, наши деревья тоже одели зимние шубки и образовался  сугроб. Наша знакомая девочка взяла санки и хочет покататься с горки  Но горка не простая, как вы думаете, какую работу нам предстоит выполнить? Откройте пропись с. 21

  • заполнить таблицу буквами;
  • прочитать слова;
  • объяснить их значение.

– Что отличает слова? Что происходит со словами в таблице?

(Все работают в тетради, один ученик  магнитными буквами у доски)

Устный самоанализ.

– Запишите данные слова рядом письменно. Пишем красиво, аккуратно, грамотно!  Обратите внимание на соединения букв при написании слов.
– Ребята, а кто знает, какое значение имеют данные слова?

Ток – поток заряженных частиц (электрический ток)
Сток – приспособление, по которому стекает жидкость
Исток – место, где берет своое начало река или ручей.
Поток – стремительно текущая водная масса

– Поменяйтесь тетрадью с соседом и проверьте, правильно ли написал ваш сосед по парте? (Взаимопроверка)
– Ребята, о каких месяцах шла сегодня речь? Это месяцы какого времени года? (Осень)
– Посмотрите, кто пришел к нам в гости? (Заходит Осень под музыку)

Я осень золотая
Пришла свой править бал.
Листвою выстилая,
Своей украшу зал.

Я, королева бала,
Царица всех дождей.
И значу я немало.
Спешу я к вам скорей.

Чтоб овощи и фрукты,
И хлеб, и сладкий мед.
И все мои продукты
Вам были круглый год.

Прошу я вас, ребята,
Принять меня в друзья.
Я дружбе буду рада.
Мне без нее нельзя.

– Ребята, станем друзьями с осенью?

Осень.  Я услышала, что вы говорили о моих месяцах: сентябре, октябре, ноябре. Что интересного вы о них узнали? (Сентябрь – листопадник, октябрь – дожди встречает, ноябрь – землю снегом покрывает).
–  Правильно, ребята. А я тоже не с пустыми руками к вам в гости пришла, а подготовила для вас задание. А работать вы будете в группах.
– Кто нам прочитает задание?

Учитель организует работу в парах : найти среди буквенного текста спрятанные слова/

Найди среди буквенного текста спрятанные слова: туман, ноты, крот, струна и подчеркни их.

жрдололтумагшплрлтусашнгнтуманолслоодонотлвыл

дноггнотщылаопноылаопнотылполорокротьпорэжвдд

 кротдвдпаорштумадлылдлорлструналаорорлджснолы

– Нашли слова? Какие? Прочитайте.     Оцените работу в парах. 

Учитель. Спасибо, Осень, за такое интересное задание. А мы тебя будем ждать с нетерпением на следующий год. До новых встреч.

IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке (Устная самооценка обучающихся)

Беседа. Учитель предлагает оценить работу на уроке по критериям. Кто из учащихся на уроке все задания выполнил правильно? Красиво? Кто сделал себе замечания? Какие? Кого из товарищей можете похвалить? За что?

– Ребята, вот и закончился наш урок. Осталось только оценить свою работу.
– Откройте дневники .
– Посмотрите в свои тетради, обратите внимание на кружки-самооценку, вспомните о чем шла речь на уроке и как вы справились с поставленными целями. И сейчас оцените всю работу на уроке смайликом в дневниках.