Цель урока: познакомить учащихся с многообразием живого мира.
Задачи:
- Образовательная: рассмотреть, как распределяются живые организмы по планете; выяснить, что такое природная зона; какие условия неживой природы характерны для каждой природной зоны; какие приспособленности имеют живые организмы для жизни в различных природных зонах;
- Развивающая: формировать умения выделять главное, сравнивать, формулировать выводы;
- Воспитательная: развивать у учащихся внимание и наблюдательность; любознательность и интерес к природе.
Тип урока: урок изучения нового материала, урок-путешествие.
Дидактическое обеспечение: компьютерная презентация.
Ход урока
1. Оганизационный момент.
2. Вводная часть.
Слайд 1:
Учитель: Откройте тетради, запишите число. Тема урока: Многообразие живого мира.
Слайд 2:
Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие на волшебном поезде. Но для того, чтобы сесть в наш биологический поезд, необходимо приобрести билеты. Для этого надо отгадать загадки:
- Зимой спит – летом ульи ворошит. (Медведь)
- Чудо-юдо – великан на спине везет фонтан. (Кит)
- Кто на себе свой дом носит? (Улитка)
- Сквозь землю прошел – Красную шапочку нашел. (Гриб)
- Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк)
- Днем слепа бывает, ночью прозревает. (Сова)
- Зимой и летом –одним цветом. (Ель)
- Не бьет, не ругает- а все от него плачут. (лук)
- У маленькой скотинки сто серебряных монет на спинке. (рыбка)
- Одежды себе не шью, но ткань всегда тку. (паук)
- Рыж, да не конь, рогат, да не баран, дома не любят, и на базаре не купят (таракан)
А теперь пора отправляться в путешествие.
3. Изучение нового материала ( представление и рассказ по презентации)
Слайд 3:
Учитель: Нашу планету населяют самые разнообразные организмы. Живые организмы очень различаются по размерам. И первая наша остановка будет на станции “Организмы - гиганты”. Например, синий кит достигает 33м в длину. Некоторые сосны могут вырасти до 40м.
Слайд 4:
Следующая станция “Организмы - лилипуты”. Например, божья коровка размером меньше 1см, а ряска (водное растение, живущее на поверхности водоемов) – 3-5мм.
Слайд 5:
Третья станция – “организмы - невидимки”.Самые маленькие живые организмы видны только в микроскоп и измеряются тысячными долями миллиметра. По мере того как совершенствовался микроскоп, ученые открывали все новые, ранее невидимые живые организмы. Несметное их количество населяет почву и воздух. Миллионы их живут на теле и в теле живых и мертвых растений, животных и людей. К “организмам – невидимкам” например, относятся: простейшие (амеба обыкновенная, инфузория-туфелька, эвглена зеленая), бактерии.
Слайд 6-7:
По-разному распределились на нашей планете ее обитатели, однако есть границы, за которыми жизнь становится невозможной.
И следующая наша остановка на станции “Границы жизни на планете”. Верхняя граница жизни определяется в атмосфере озоновым слоем (озон-разновидность кислорода) и проходит на высоте 15-20 км. Выше этого слоя ультрафиолетовые лучи убивают все живое. Нижняя граница проходит по дну океана, а на суше – по земной коре на глубинах до 3,5 км. Глубже недра Земли разогреты до 1000С и более, а при такой температуре жизнь невозможна. Только некоторые бактерии – обитатели горячих вулканических источников – выдерживают температуру до 920С.
- Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос: где существует жизнь? (Жизнь на планете существует там, где для нее есть необходимые условия).
Слайд 8:
-Давайте вспомним эти необходимые условия для жизни живых организмов и затем запишем их в тетрадь:
-температура
-свет
-влажность
-давление
-осадки
-содержание кислорода
-питательные вещества
Слайд 9:
Условия на нашей планете разнообразны. И поэтому живым организмам приходиться приспосабливаться к жизни в различных условиях. Весь живой мир распределен по природным зонам.
В одних местах живому организму может быть слишком жарко, в других – слишком холодно, в третьих – слишком влажно. Природная зона – это территория с однородными климатическими условиями.
Слайд 10:
Существуют следующие природные зоны:
- Арктические пустыни
- Тундра
- Тайга
- Степи
- Пустыни и полупустыни
- Смешанные и широколиственные леса
Слайд 11:
Далее наш биологический поезд отправляется на станцию “Арктические пустыни”. Арктика… От этого слова веет ледяным холодом. Арктика – это всё огромное пространство Северного Ледовитого океана вместе с морями и островами. На островах Арктики расположена ледяная зона.
Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи едва скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега.
Зимой в Арктике полярная ночь. Иногда бывают полярные сияния. Дуют сильные ветры, часто бушует вьюга, температура понижается до – 60…
Слайд 12:
Представители арктических пустынь (например: белая чайка, морж, белый медведь, тюлень, мак полярный).
К жизни в трудных условиях приспособились немногие живые существа. Например: Под кожей у тюленей толстый слой жира, который защищает от холода. Отдыхая на льдинах, тюлени часто становятся добычей белых медведей. У белого медведя мех белый – это способствует быть незамеченным среди белых льдов Арктики, что помогает подкрадываться к жертве.
Слайд 13:
Следующая станция “Тундра”. Южнее ледяной зоны вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. Природные условия тундры похожи на природные условия Арктики, но менее суровы.Зима в тундре долгая и очень суровая. Лето короткое, прохладное. Круглый год дуют холодные сильные ветры. За короткое лето поверхность тундры оттаивает примерно на полметра в глубину. А ниже – вечная мерзлота.
Слайд 14:
Представители тундры (например: песец, олень, полярная сова, заяц-беляк, вороника, дриада (куропатачья трава)). Растения тундры имеют жесткие, маленькие листья.
- Ребята как вы думаете почему?
(Такие листья препятствуют испарению воды растительностью. Почва тундры оттаивает на небольшую глубину, вода, находящаяся в ней, очень холодная. Растения не способны усваивать холодную воду, поэтому, даже находясь в переувлажнённых почвах, постоянно испытывают водный голод).
Растения тундры стелятся по земле. Почему? (Это приспособление позволяет переносить сильные зимние ветры ( до 40 м/сек), несущие снег и срезающие верхнюю часть растений. Стебли, стелющиеся по земле, укрываются снегом и не вымерзают).
Животные тундры имеют светлую окраску. Почему? (В тундре зима длится большую часть года. Лежит глубокий белый снег. Животные имеют светлую окраску, помогающую хищникам подкрадываться к жертвам, а жертвам- скрываться от хищников. Светлая шубка животных сливается с белым снегом).
Слайд 15:
Следующая остановка на станции “Тайга”. Зона лесов занимает больше половины территории России. В северной части лесной зоны находится тайга.
Тайга — это густые хвойные леса. Они растут в северных областях Евразии и Северной Америки, где суровые снежные зимы и короткое лето.
Лето в тайге намного теплее, чем в тундре, но зима очень холодная. Здесь тоже есть многолетняя мерзлота. В хвойных лесах всегда полумрак, так как мохнатые ветви почти не пропускают солнечных лучей. Почва покрыта мхами и лишайниками, мало трав и кустарников.
Слайд 16:
Тайга славится своими елью, сосной, пихтой, кедром, лиственницей — деревьями, у которых вместо листьев узкие и плотные иголки — хвоя. Только это тоже листья, которые не боятся сильного ветра, а их плотная кожистая поверхность надежно защищает от мороза. Таежные звери сумели неплохо приспособиться к долгим холодам и сильным морозам. Чтобы пережить суровую зиму, бурый медведь и некоторые грызуны впадают в спячку. А такие звери, как лось, олень, обладающие необыкновенной выносливостью, способны в самую лютую стужу преодолевать большие расстояния, отыскивать под снегом корм. Их широкие копыта позволяют не проваливаться в глубокий снег и передвигаться с меньшими затратами сил.
Представители тайги (например: рысь, бурый медведь, волк, лось).
Слайд 17:
Станция “Смешанные и широколиственные леса”. В районах с умеренным климатом растут смешанные леса. Здесь зима не слишком холодная, а лето теплое. Осадки выпадают в течение всего года. Смешанные и лиственные леса состоят как бы из трех ярусов. Наверху — кроны деревьев (сосна обыкновенная, береза), ниже — кустарники (малина, бузина, рябина, орешник), внизу- разнообразные травы, ягоды, грибы, папоротники, хвощи, мхи.
Слайд 18:
Смешанные леса — раздолье для самых разнообразных зверей: медведей, волков, лис, зайцев, ежей, белок,
Слайд 19:
Следующая станция “Степи”. Южнее зоны смешанных и лиственных лесов начинаются степи — огромные ровные пространства, поросшие высокими травами. Деревьев в степи нет, потому что им не хватает влаги. Климат в степях достаточно теплый: жаркое засушливое лето с редкими дождями и умеренно холодная влажная зима. В степи нет укрытий от хищников. Норный образ жизни, широко распространенный в степи, - результат отсутствия естественных укрытий.
Слайд 20:
Среди степных животных много грызунов, роющих глубокие норы, где зверьки спасаются от летнего зноя и зимних холодов. Это суслики, хомяки, сурки. Суслики летом наедаются досыта и сильно потолстев, ложатся спать на всю зиму. Хомяки делают запасы на зиму ( достигает запас 15кг зерна). Зимой просыпаются, чтобы поесть. Из растительного мира имеют распространение: ковыль-волосатик, ирис карликовый.
Слайд 21:
Станция “Пустыни и полупустыни”. Пустыни распространены в умеренном поясе Северного полушария, субтропических и тропических поясах Северного и Южного полушарий.
Лето в пустыне очень жаркое. Поверхность земли нагревается днём до 70 градусов, ночи прохладные, потому что песок и глина быстро остывают. Осадков мало. Иногда за всё лето не бывает ни капли дождя.
Слайд 22:
Растительность пустынь хорошо приспособлена к засухе: листья многих растений превратились в колючки, испаряющие минимум влаги, корни разветвленные и очень длинные. Преобладают различные виды полыней и солянок.Одно из самых известных растений пустыни – верблюжья колючка. Её корни проникают на глубину почти 20 метров и оттуда добывают воду.
Для пустынь характерны быстро передвигающиеся животные, что связано с поисками воды (водопои удалены)). В связи с необходимостью укрытия от врагов и суровыми климатическими условиями у ряда животных сильно развиты приспособления для рытья в песке. Животным пустынь присуща покровительственная “пустынная” окраска — жёлтые, светло-бурые и серые тона,
- Ребята, как вы думаете. Почему? (это делает многих животных малозаметными.)
Представители пустынь и полупустынь (например: верблюд, скорпион, тарантул, верблюжья колючка, солянка).
4. Закрепление:
Слайд 23:
Учитель: Вот закончилось наше путешествие. Наш волшебный поезд на станции “Конечная”. Вам предстоит выполнить самостоятельно задание (приложение 1).
- Ребята, какой можно сделать вывод по теме сегодняшнего урока? (В разных природных зонах обитают разнообразные живые организмы, приспособленные к жизни в данных условиях.)
5. Заключение
Выставление оценок
Домашнее задание: параграф 29 с.95, ответить на вопросы.