Проект "Школьная культура и психологический климат в школе для достижения нового уровня образования"

Разделы: Администрирование школы, Школьная психологическая служба


«Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо»

В.А. Сухомлинский

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта. Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей. Поэтому, наличие в школе и классах благоприятного морально-психологического климата является важным условием благополучного развития личности ребенка.

Психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Это устойчивое состояние группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений

Благоприятный психологический климат в коллективе нашей школы проявляется в позитивном настрое коллектива на общие дела школы. На эмоциональном уровне это отражается в личных и деловых взаимоотношениях членов коллектива, которые определяются преимущественно общими ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами. Климат в коллективе школы делится на три «климатические зоны».

Первая климатическая зона – социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов, насколько умеет использовать разные стили преподавания в зависимости от ситуации и какой стиль преобладает. По результат диагностики выявлено, что в школе преобладает Демократический стиль (62%) взаимоотношений педагогов и учащихся, при этом сохраняется оптимальный контроль (38%) за учащимися, который необходим любой школе, как системе.

Вторая климатическая зона – моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми. В приоритетные ценности педагогов входят преимущественно интересы учащихся (48%), при этом педагоги способны абстрагироваться от школы в нерабочее время, что позитивно влияет на психологическое состояние и климат в коллективе.

Третья климатическая зона – психоэмоциональное состояние педагогов (достаточно устойчивое (72%). Повышенная эмоциональность или состояние эмоционального бессилия скорее ситуативные и связаны не только с трудностями, возникающими внутри школы.

Каждому возрасту ребенка соответствуют свои задачи развития. Их выполнение является необходимым условием нормального развития ребенка. Приоритетныезадачи, которые решают классные руководители на каждом возрастном этапе, создают благоприятный психологический климат в коллективе класса и в школе в целом.

1-4 классы – развитие познавательной активности, способности к взаимодействию сотрудничеству; повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, поддержание развития самостоятельности и самоорганизации. Оказание помощи в приобретении важных жизненных навыков: умение слушать другого человека; умение преодолеть смущение, начать и поддержать разговор; умение осознавать, выражать свои чувства и понимать чувства других; умение присоединиться к группе;

5-6 классы – обеспечение преемственности обучения, адаптация учащихся к требованиям 5 класса. Развитие творческих способностей, навыков саморегуляции, формирование сплочённого коллектива; развитие социальных умений, так необходимых ребятам: умение сказать "нет" и принять "нет"; умение представить себя; умение работать в группе и следовать групповым правилам; умение свободно выражать свои мысли и чувства, слушать других. Предвидеть возможные последствия своих действий и своего поведения с точки зрения опасности. Уметь самостоятельно учиться, проявлять терпение при овладении знаниями или навыками;

7-8 классы – формирование активного интереса к внутреннему миру, укрепление чувств собственного достоинства, развитие способности к рефлексии своего поведения, развитие коммуникативных навыков;

9-11 классы – формирование активной жизненной позиции, стимулирование процесса самопознания, помощь в выборе жизненных целей, профессиональное самоопределение.
На старшей ступени реализуется специальная работа, направленная на самоопределение и профориентацию учащихся. Для выполнения поставленной задачи психологом разработана программа по самоопределению старшеклассников. Модель такой работы реализуется поэтапно. На каждом этапе решается определённая задача с применением научно обоснованных психологических и педагогических технологий. По интересам и предпочтениям учащихся проходят экскурсии на предприятия, встречи с представителями колледжей и ВУЗов. Диагностика профессиональных предпочтений учащихся проходит на базе школы в рамках сотрудничества с Национальным институтом имени Екатерины Великой.

На основе результатов психологического мониторинга, наблюдений за жизнью учащихся школы были проанализированы следующие показатели психологического климата.

Показатели благоприятного психологического климата

Результат в %
хорошее настроение учеников в течение всего дня; 76%
свободное отправление учащимися всех естественных потребностей, в том числе и потребности в движении; 64%
доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым; 87%
способность учащихся занять себя интересным делом; 85%
отсутствие давления и манипулирования детьми со стороны взрослых; 80%
информированность учащихся о том, как будет спланирован их день; 95%
высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из учащихся; 85%
желание участвовать в коллективной деятельности; 74%
удовлетворенность учащихся принадлежностью к группе сверстников. 82%

Становление личности учащихся происходит в общении с окружающими людьми. В школе – это место, где ребенок не только «грызёт гранит науки», но и находит новых друзей, занимается интересным делом с учетом своих потребностей и возможностей, учится общаться, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми.
В нашей школе создается благоприятный психологический климат в коллективе, который помогает ребенку чувствовать себя спокойно, уверенно и комфортно, помогает ему раскрыть свои личностные качества, адаптироваться к новым жизненным ситуациям, дает возможность каждому учащемуся быть успешным, создает условия для продуктивного движения школьника по тому пути, который он выбрал. Помогает ему делать осознанный личный выбор в этом сложном мире, конструктивно решать неизбежные конфликты, осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других.

В школе главной фигурой был и остается учитель. Поэтому работу по созданию атмосферы психологического комфорта нужно было начинать с педагогического коллектива.

Изучение педагогического коллектива школы включало в себя следующие методики:
– анкета “Степень удовлетворенности работой”;
– анкета “Мотивы трудового поведения”;
– методика “Оценка профессиональной направленности личности педагога”;
– мониторинг педагогической деятельности.

Вся работа с учителями имеет своей целью помочь им увидеть ученика как личность, обладающую своими неповторимыми особенностями, позволит им лучше реализовать возможности ребенка, строя обучение исходя из темпов его индивидуального развития. Ведь именно ребенок – как реальная целостность, единство и взаимообусловленность индивидного, субъективного и личностного является подлинной целью – ценностью образования, его содержанием и основным критерием.

Какие же результаты были достигнуты в результате работы проводимой с педагогическим коллективом.

  • Если на этапе вхождения в проект 53% педагогов занимались экспериментом, то сейчас весь коллектив находится в постоянной экспериментальной деятельности.
  • Эти же результаты подтвердила диагностика “Эмоциональное отношение к инновациям”.
  • Конфликты с обучающимися стали единичными.
  • Изменился уровень качества взаимодействия педагога и ребенка, с авторитарной позиции до партнерства и лидерства.
  • Идет совместное решение проблем.
  • Происходит рост профессиональной компетентности педагогов.

Рис 1. Отношение к инновациям

Данные характеристики показывают хорошую выраженность личностных качеств педагогов, таких как:

  • способность к творчеству,
  • работоспособность,
  • испольнительность,
  • коммуникабельность,
  • адаптированность,
  • уверенность в своих силах,
  • уровень саморегуляции.

Следующим компонентом образовательного пространства, ради которого и работает любая школа являются обучающиеся. Основным критерием эффективности инновационной деятельности является успешность обучающихся.
Успешность учения предполагает наличие у учащихся таких умений, как:
– умение правильно ориентироваться;
– умение определять цель, планировать действия;
– умение действовать согласно плану.

Комплексный мониторинг развития учащихся включал в себя следующие психологические методики:

– опросник Леонгарда-Шмишека;
– адаптационные методики;
– анкета “Моя школа”;
– анкета “Учитель глазами ученика”;
– анкета “Мотивация учения”;
– ШТУР и другие методики.

Результаты анкетирования свидетельствуют о положительном отношении учащихся к педагогам в целом. Высокую оценку получили гностические способности учителя. Дети отмечают высокий профессионализм учителя, эрудицию. Достаточно высоко оцениваются способности к сопереживанию, сотрудничеству, т.е. эмпатические способности. Стиль общения учителя с учащимися – демократический. Учитель стремится строить свои отношения с учащимися на конструктивной основе, на уважении их личностных особенностей.

Рис 2. Психологический портрет учителя (по мнению учеников): (опрошено 251 человек)

Создание благоприятного психологического климата, совместная деятельность с педагогами способствовали росту активности обучающихся.

Далее представлена Динамика удовлетворенности школьной жизнью обучающихся

Опрошено всего: 251 учащийся

Из них:

Люблю свою школу

52

20,7%

Уважаю

138

54,9%

Не люблю

0

0%

Рис 3.

Данная атмосфера не могла не отразиться на третьем компоненте образовательного пространства – родителях. Снизился процент обращений родителей с жалобами в УО, родители активнее сотрудничают со школой.

Рис 4. Динамика эмоционального отношения родителей к школе

Отсюда очевидна важность работы, направленной на улучшение психологического климата и повышение уровня культуры школы образовательного учреждения.

Для улучшения психологического климата школы необходимо следующее:

  • Наличие у администрации и учителей школы теоретических знаний о психологическом климате, его содержании, структуре, формах и способах сохранения и изменения психологического потенциала.
  • Использование методов научно-исследовательской деятельности для описания и диагностирования существующего психологического климата образовательного учреждения. Важно выяснить:

А) преобладающие ценностные ориентации в детском и взрослом сообществах;
Б) кто является носителем ценностей, имеющих высокий ранг в иерархии ценностных ориентаций школьного коллектива;
В) как (положительно или отрицательно) влияют доминирующие ценностные ориентации на процесс развития личности ребенка и на нравственно-психологический климат в коллективе;
Г) какие ценности будут содействовать осуществлению инновационного замысла, а какие из них могут стать препятствием в данном процессе.

  • Формирование представлений о желаемом образе учебного заведения, его миссии, целях, принципах и перспективах жизнедеятельности.
  • Определение возможностей и условий для установления ценностно-ориентационного согласия (единства) в школьном коллективе.
  • Проектирование аксиологических (ценностных) коммуникаций в педагогической и детской среде.
  • Проведение совместной деятельности на основе желаемых ценностных ориентаций. Необходимо использовать приемы и методы убеждения, личного примера и совместного творчества.
  • Применение способов индивидуальной и коллективной рефлексии для анализа происходящих изменений в культуре учебного заведения.

Таким образом, процесс сохранения и укрепления психологического климата школы зависит от деятельности каждого педагога, от его вклада в формирование нравственно-правовой, эстетической и организационной культуры учебного заведения, в развитие культуры речи и мышления учащихся, в обогащение культурными ценностями учебно-воспитательного пространства урока и внеклассного мероприятия.

Приложение 1