Программа "Физическая культура для 2–4–х классов

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа «Физическая культура» составлена  на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования, соответствующей требованиям ФГОС начального общего образования, на основе Примерной программы по физической культуре и авторской программы «Физическая культура» (для четырехлетней начальной школы) Б.Б. Егорова, Ю.Е. Пересадиной, рекомендованной Министерством образования и науки РФ и соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования 2011 года (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2011).

Преподавание в соответствии с ОБУП осуществляется в полном соответствии с требованиями следующих документов:

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 г. N 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» 
  • Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09 2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373».

Цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Образовательный процесс в области физической культуры в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:

  • укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
  • формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
  • освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни; обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной Деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
  • воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

  Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической  культуры, настоящая программа в своем предметном содержании направлена на:

  • реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
  • реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
  • соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
  • расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
  • усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа  «Физическая культура» реализует деятельностный подход в соответствии с требованиями ФГОС через ряд деятельностно-ориентированных принципов, а именно:

  • Принцип обучения деятельности. Учебники «Физическая культура» опираются на технологию проблемного диалога. В соответствии с этой технологией ученики на уроке участвуют в совместном открытии знаний на основе сформулированной самими учениками цели урока. У детей развиваются умения определять цель своей деятельности, планировать работу по её осуществлению и оценивать итоги достижения в соответствии с планом.
  • Принципы управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности. Предусмотрена система работы учителя и класса по развитию умений в решении проблем. На первых порах совместно с учителем ученики выполняют репродуктивные задания, позволяющие им понять тему, затем наступает черёд продуктивных заданий, в рамках которых ученики пробуют применить полученные знания в новой ситуации. Наконец, в конце изучения тем учащиеся решают жизненные задачи (имитирующие ситуации из жизни) и участвуют в работе над проектами. Таким образом, осуществляется переход от чисто предметных заданий к заданиям, нацеленным прежде всего на формирование универсальных учебных действий.

В соответствии с требованиями ФГОС курс «Физическая культура»  обеспечивает сочетание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. В рамках Образовательной системы «Школа 2100» используется технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), при которой учащиеся принимают активное участие в оценке своей деятельности. В соответствии с этой технологией и требованиями ФГОС учащиеся должны чётко знать и понимать цели своего образования, знания, которые они получают, умения, которые они осваивают.

III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В учебном плане образовательного учреждения на предмет физической культуры в I-IV классах выделяется  по 102 часа во 2-4 классах из расчета 3 часа в неделю. Из них 1 час  отводится на изучение подвижных игр, который проводит педагог  начальных классов. Срок реализации рабочей программы: 3 года.

IV. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы.    Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

V. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
– активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
– проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
– проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
– оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
– характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
– находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
– общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
– обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
– организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
– планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
– анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
– видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
– оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
– управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
– технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
– излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
– представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
– измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
– оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
– бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
– организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
– характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
– взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
– в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
– подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
– находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
– выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
– выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
– применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
По окончании курса «Физическая культура» проводится аттестация учащихся, содержание которой включает в себя учебные задания, разрабатываемые в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования и настоящей примерной программой.

VI. Перечень разделов (тем) программы (Приложение 1)

VII. CОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2 класс
Знания о физической культуре (3 чача)
Возникновение первых спортивных соревнований. Появление мяча, упражнений и игр с мячом. История зарождения древних Олимпийских игр. Физические упражнения, их отличие от естественных движений. Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Закаливание организма (обтирание).
Легкая атлетика (24часа)
Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперед), из разных исходных положений и с разным положением рук, равномерный бег с последующим ускорением, челночный бег 3 х 10 м, бег с изменением частоты шагов.
Броски большого мяча снизу из положения стоя и сидя из-за головы.
Метание малого мяча на дальность из-за головы.
Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 100°, по разметкам, через препятствия; в высоту с прямого разбега; со скакалкой.
Способы физкультурной деятельности (3 часа)
Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих процедур; выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие, совершенствующих точность броска малого мяча. Подвижные игры и занятия физическими упражнениями во время прогулок. Измерение длины и массы тела.
Физкультурно-оздоровительная деятельность (2часа)
Физическое совершенствование организма.Комплексы физических упражнений   для  профилактики и коррекции нарушений осанки. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для  глаз.
Подвижные игры (34 часов)
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Волна», «Неудобный бросок», «Конники-спортсмены», «Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», эстафеты типа: «Веревочка под ногами», «Эстафеты с обручами».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Точно в мишень», «Вызов номеров», «Шишки – желуди – орехи», «Невод», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Космонавты», «Мышеловка».
На материале раздела «Лыжные гонки»: «Проехать через ворота», «Слалом на санках», «Спуск с поворотом», «Подними предмет» (на санках), «Кто быстрее взойдет на горку», «Кто дальше скатится с горки» (на лыжах).

На материале раздела «Спортивные игры»:

Футбол: остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью стопы; подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Слалом с мячом», «Футбольный бильярд», «Бросок ногой».
Баскетбол: специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу; подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне».
Волейбол: подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче; специальные движения — подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища; подвижные игры: «Волна», «Неудобный бросок».
– Общеразвивающие физические упражнения
на материале гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжной подготовки, подвижных и спортивных игр: развитие гибкости, координации, быстроты, выносливости, силовых способностей, формирование осанки.
Гимнастика с основами акробатики (16 часов)
Организующие команды и приемы: повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»; перестроение по двое в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом». построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!»; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге.
Акробатические упражнения из положения лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку на коленях.
Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью); перекаты из упора присев назад и боком.
Гимнастические упражнения прикладного характера: танцевальные упражнения, упражнения на низкой перекладине — вис на согнутых руках, вис стоя спереди, сзади, зависом одной, двумя ногами.
Лыжные гонки (20 часов)
Организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!»; переноска лыж на плече и под рукой; передвижение в колонне с лыжами.
Передвижения на лыжах: попеременный двухшажный ход.
Спуски в основной стойке.
Подъемы ступающим и скользящим шагом.
Подъем «лесенкой».
Торможение «плугом».
Содержание  программы регионального компонента – 3 ч

3 класс
Знания о физической культуре (3 часа)
Физическая культура у народов Древней Руси. Связь физических упражнений с трудовой деятельностью. Виды физических упражнений (подводящие, общеразвивающие, соревновательные). Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол. Физическая нагрузка и ее влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание организма (обливание, душ).
Легкая атлетика (24 часа)
Сочетание различных видов  ходьбы. Обычный бег с ускорением от 10 до 20 м. Бег  с максимальной скоростью (60  м).  Кроссовая подготовка. Развитие скоростных способностей. Бег  на результат (30м). Равномерный бег до 4 мин., до 6 мин. Эстафеты с бегом на скорость.
Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 180°, по разметкам, через препятствия; в высоту с прямого разбега; со скакалкой. Прыжки в длину и высоту с прямого разбега, согнув ноги. Многоскоки. Метание  малого мяча в горизонтальную  цель с расстояния  4, 6 м Броски большого мяча. Метание набивного мяча из разных  положений. Метание набивного мяча вперёд-вверх на дальность и на заданное расстояние
Способы физкультурной деятельности (3 часа)
Составление  сравнительной таблицы (1-2-3 класс) с основными физиологическими показателями (рост, вес, объём груди, окружность головы и др.) Освоение комплексов общеразвивающих физических упражнений для развития основных физических качеств. Составление режима  дня. Комплексы упражнений для  развития основных физических качеств. Организация и проведение подвижных игр. Соблюдение правил игры.
Физкультурно-оздоровительная деятельность (2 часа)
Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток.Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для  глаз.
Подвижные  игры (36 часов)
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Парашютисты», «Догонялки на марше», «Увертывайся от мяча».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Защита укрепления», «Стрелки», «Круговая лапта», «Кто дальше прыгнет», «Охотники и утки», «Кто дальше бросит», «Ловишка, поймай ленту», «Метатели».
На материале раздела «Лыжная подготовка»: «Быстрый лыжник», «За мной»,«Удержи равновесие».
На материале спортивных игр:
Футбол: удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 м, длиной до 7 – 8 м) и вертикальную (полоса шириной 2 м, длиной 7 – 8 м) мишень; ведение мяча между предметами и с обводкой предметов; подвижные игры: «Передал — садись», «Передай мяч головой».
Баскетбол: специальные передвижения, остановка прыжком с двух шагов, ведение мяча в движении вокруг стоек («змейкой»), ловля и передача мяча двумя руками от груди; бросок мяча с места; подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка баскетбольных мячей», «Мяч капитану»,«Вызов номеров с мячом», « Кто быстрее?»,  «Борьба за мяч». Эстафеты.  
Волейбол: стойка, перемещения игрока. Ловля и передача мяча в движении.  Прием мяча снизу двумя руками; передача мяча сверху двумя руками вперед-вверх; нижняя прямая подача; подвижные игры: «Не давай мяча водящему», «Круговая лапта».«Увертывайся от мяча»,«Мяч ловцу», «Кто дальше бросит?», «Снайпер», «Пионербол»– правила, судейство.
Гимнастика с основами акробатики (16 часов)
Гимнастические упражнения прикладного характера: лазанье по канату (3 м) в два и три приема; передвижения и повороты на гимнастическом бревне.
Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!»; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге.
Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью); перекаты из упора присев назад и боком, мост из положения лежа на спине. Стойка на лопатках.
Лазание по наклонной скамейке в упоре лёжа, подтягиваясь руками. Перелезание через гимнастического коня.  Лазание по канату

Лыжные гонки (18 часов)
Температурные нормы, одежда, обувь. Переноска и одевание лыж. Скользящий шаг и поворот переступанием с продвижением вперед. Организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!»; переноска лыж на плече и под рукой; передвижение в колонне с лыжами.
Передвижения на лыжах ступающим и скользящим шагом. Одноопорное скольжение – обучение позднему переносу массы тела на маховую ногу. Попеременный двухшажный ход–обучение движению рук за бедро, согласованности движений рук и ног с большой амплитудой. Прохождение дистанции до 1,5 км. Эстафеты на лыжах и без лыж. Игра «Старт шеренгами», «Кто быстрее?», «Удержи равновесие».
Поворот переступанием с продвижением вперед.
Повороты переступанием на месте.
Спуски в основной стойке.
Спуск в стойке устойчивости с выдвижением одной ноги.
Подъем «лесенкой».
Подъемы ступающим и скользящим шагом.
Торможение падением.
Передвижения на лыжах: одновременный двухшажный ход, чередование одновременного двухшажного с попеременным двухшажным.
Поворот переступанием.

Содержание  программы регионального компонента – 11 ч

4 класс

Знания о физической культуре (3 часа)
Знакомство с предметом «Физическая культура». Значимость физической культуры в жизни человека.
Правила поведения на уроке физической культуры. Подбор  одежды, обуви и инвентаря. Подвижные игры   и  их  влияние на физическое развитие человека. Подвижные игры  и  их  влияние на физическое развитие человека. Из истории физической культуры. История появления физических упражнений. Важность физической культуры в развитии человечества.
Способы физкультурной деятельности (3 ч.)
Составление режима  дня.  Выполнение комплексов упражнений для  развития основных физических качеств; проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня. Организация и  проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных  залах).  Соблюдение правил  в игре. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений  во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью.
Физкультурно-оздоровительная деятельность (2 ч.)
Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Гимнастика для глаз. Игра на внимание, силу, ловкость и координацию.
Лёгкая атлетика (25)
Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 180°, по разметкам, через препятствия; в высоту с прямого разбега; со скакалкой. Прыжки в длину и высоту с прямого разбега, согнув ноги. Прыжки в  длину с места, с разбега, по разметкам, с точным приземлением. «Кто дальше прыгнет?». Бег с изменением длины и частоты шагов, с преодолением 3-4 препятствий,  приставными шагами, с захлестыванием голени назад. Равномерный медленный бег до 6 минут – развитие выносливости. Бег на короткие дистанции до 60 м – развитие скоростных способностей. Эстафетный бег, передача эст. палочки. «Встречная эстафета» расстояние до 50 м. Прыжки в  длину с места, с разбега, по разметкам, с точным приземлением. «Кто дальше прыгнет?». Метание малого мяча в горизонтальную  цель с расстояния 5 – 6метров с места и с разбега. Метание мяча на дальность.  Упражнение с набивными мячами. «Точно в цель».  

Подвижные игры с элементами спорта (23 часа)

Подвижные игры на  основе баскетбола (10ч)

Ведение мяча в движении, передачи в парах, броски по кольцу с различных точек площадки, эстафеты с мячами.
«Мяч ловцу», «Мяч капитану», «Кто быстрее?», «Вызов номеров с мячами», «Попади в кольцо», «Гонка баскетбольных мячей», «Мини-баскетбол», «Борьба за мяч».

Подвижные игры на  основе волейбола (13ч)

«Снайпер», «Пионербол», «Не давай мяч водящему», «Мяч в воздухе».

Гимнастика с основами акробатики (16 часов)

Акробатика. Строевые упражнения. Упражнения в равновесии

Ходьба по бревну  на  носках. Развитие ОРУ. Мост (с помощью и самостоятельно). Кувырок вперёд, кувырок назад. Кувырок назад и перекат, стойка на лопатках. Выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!».

Висы

ОРУ   с  гимнастической палкой.  ОРУ   с обручами. Вис  завесом, вис  на  согнутых руках, согнув   ноги. На  гимнастической стенке вис  прогнувшись, поднимание ног в  висе, подтягивания  в  висе.   Эстафеты. Подвижные игры. Развитие силовых качеств.

Опорный прыжок, лазание по канату

ОРУ в движении. Лазание по канату. Перелезание через  препятствие. Опорный прыжок на горку матов. Вскок в упор  на коленях, соскок со  взмахом рук. Подвижные игры.  Развитие  скоростно-силовых качеств.

Лыжная подготовка (18 часов)
Передвижение на  лыжах разными способами. Повороты; спуски; подъёмы; торможение. ТБ. Развитие координационных способностей. Подвижные  игры.  Соревнования
Передвижения на лыжах ступающим и скользящим шагом.
Повороты переступанием на месте.
Спуск в низкой стойке – обучение.
Спуски в основной стойке.
Подъемы ступающим и скользящим шагом.
Торможение  «плугом».
Подъем «лесенкой» наискось опираясь на палки, подъем «полуёлочкой» и «елочкой».
Передвижения на лыжах: одновременный двухшажный ход, чередование одновременного двухшажного с попеременным двухшажным.
Поворот переступанием.
Преодоление бугров, впадин, препятствий.

Подвижные игры (12 часов)
ОРУ с обручами. ОРУ в движении. ОРУ с мячами.  Подвижные игры.  Спортивные игры. Эстафеты. Эстафеты с мячами. Эстафеты с обручами. Эстафеты с гимнастическими палками. Развитие скоростно-силовых способностей.
Развитие сообразительности, ловкости, быстроты реакции, чувства товарищества, ответственности, активности каждого ребёнка. Подвижные   игры и  мероприятия   соревновательного характера  носят, прежде всего, воспитательный характер и помогают учащимся закрепить знания и умения, полученные на уроках по физической  культуре.
Содержание  программы регионального компонента –11 ч

VIII. Система оценки достижения планируемых результатов (Приложение 2).

IX. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения:

  • Музыкальный центр.
  • Аудиозаписи
  • Перекладина гимнастическая (пристеночная).
  • Стенка гимнастическая.
  • Скамейка гимнастическая жёсткая (2м; 4м).
  • Комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты).
  • Мячи: набивной 1 и 2 кг, мяч малый (теннисный), мяч малый (мягкий), мячи баскетбольные, волейбольные, футбольные.
  • Палка гимнастическая.
  • Скакалка детская.
  • Мат гимнастический.
  • Коврики: гимнастические, массажные.
  • Кегли.
  • Обруч пластиковый детский.
  • Флажки: разметочные с опорой, стартовые.
  • Лента финишная.
  • Рулетка измерительная.
  • Щит баскетбольный тренировочный.
  • Сетка для переноса и хранения мячей
  • Жилетки игровые с номерами.
  • Волейбольная стойка универсальная.
  • Сетка волейбольная.
  • Аптечка
  • Контейнер с комплектом  игрового инвентаря

Список литературы:

1. Внеурочная деятельность учащихся. Лёгкая атлетика: пособие для учителей и методистов / Г.А. Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В.Маслов.– М.: Просвещение, 2011.–93с.: ил.– (Работаем по новым стандартам).
2. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы», Н.И.Дереклеева; Москва: «ВАКО», 2007.
3. «Дружить со спортом и игрой», Г.П.Попова; Волгоград: «Учитель», 2008.
4. «Зимние подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО», 2009.
5.«Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы», В.И.Лях, А.А.Зданевич;  Москва: «Просвещение», 2010.
6. «Подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО», 2007г.
7. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.2.– 4-е изд., перераб.– М.: Просвещение, 2011.– 231с.– (Стандарты второго поколения).
8. «Справочник учителя физической культуры», П.А.Киселев, С.Б.Киселева; – Волгоград: «Учитель», 2008.
9. Егоров Б.Б.  Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 1 (1-2,3-4 классы)/  Б.Б. Егоров, Ю.Е. Пересадина –   М.: Баласс, 2011. – 80с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»)
10. Материалы официального сайта Образовательной системы «Школа 2100». – Режим доступа: http://www.school2100.ru
11. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерные основные образовательные программы. В 2 кн. Кн. 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / под науч. ред. Д. И. Фильдштейна. – Изд. 2-е, испр. М.: Баласс, 2011.
12. Степанова О.А. Подвижные игры и физминутки в начальной школе. (Методическое
13.  «Физкультура в начальной школе», Г.П.Болонов; Москва: «ТЦ Сфера»,2005.
14. Физическая культура в начальных классах. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2001.– 176с.– (Библиотека учителя начальной школы).