I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Физическая культура» составлена на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования, соответствующей требованиям ФГОС начального общего образования, на основе Примерной программы по физической культуре и авторской программы «Физическая культура» (для четырехлетней начальной школы) Б.Б. Егорова, Ю.Е. Пересадиной, рекомендованной Министерством образования и науки РФ и соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования 2011 года (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2011).
Преподавание в соответствии с ОБУП осуществляется в полном соответствии с требованиями следующих документов:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 г. N 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
- Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09 2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373».
Цель школьного образования по физической
культуре — формирование разносторонне
физически развитой личности, способной активно
использовать ценности физической культуры для
укрепления и длительного сохранения
собственного здоровья, оптимизации трудовой
деятельности и организации активного отдыха. В
основной школе данная цель конкретизируется:
учебный процесс направлен на формирование
устойчивых мотивов и потребностей школьников в
бережном отношении к своему здоровью, целостном
развитии физических и психических качеств,
творческом использовании средств физической
культуры в организации здорового образа жизни.
Образовательный процесс в области физической
культуры в основной школе строится так, чтобы
были решены следующие задачи:
- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни; обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной Деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая программа в своем предметном содержании направлена на:
- реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
- соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа «Физическая культура» реализует деятельностный подход в соответствии с требованиями ФГОС через ряд деятельностно-ориентированных принципов, а именно:
- Принцип обучения деятельности. Учебники «Физическая культура» опираются на технологию проблемного диалога. В соответствии с этой технологией ученики на уроке участвуют в совместном открытии знаний на основе сформулированной самими учениками цели урока. У детей развиваются умения определять цель своей деятельности, планировать работу по её осуществлению и оценивать итоги достижения в соответствии с планом.
- Принципы управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности. Предусмотрена система работы учителя и класса по развитию умений в решении проблем. На первых порах совместно с учителем ученики выполняют репродуктивные задания, позволяющие им понять тему, затем наступает черёд продуктивных заданий, в рамках которых ученики пробуют применить полученные знания в новой ситуации. Наконец, в конце изучения тем учащиеся решают жизненные задачи (имитирующие ситуации из жизни) и участвуют в работе над проектами. Таким образом, осуществляется переход от чисто предметных заданий к заданиям, нацеленным прежде всего на формирование универсальных учебных действий.
В соответствии с требованиями ФГОС курс «Физическая культура» обеспечивает сочетание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. В рамках Образовательной системы «Школа 2100» используется технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), при которой учащиеся принимают активное участие в оценке своей деятельности. В соответствии с этой технологией и требованиями ФГОС учащиеся должны чётко знать и понимать цели своего образования, знания, которые они получают, умения, которые они осваивают.
III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане образовательного учреждения на предмет физической культуры в I-IV классах выделяется по 102 часа во 2-4 классах из расчета 3 часа в неделю. Из них 1 час отводится на изучение подвижных игр, который проводит педагог начальных классов. Срок реализации рабочей программы: 3 года.
IV. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценность жизни – признание
человеческой жизни величайшей ценностью, что
реализуется в бережном отношении к другим людям
и к природе.
Ценность природы основывается на
общечеловеческой ценности жизни, на осознании
себя частью природного мира – частью живой и
неживой природы. Любовь к природе – это
бережное отношение к ней как к среде обитания и
выживания человека, а также переживание чувства
красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и
приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного
существа, стремящегося к добру и
самосовершенствованию, важность и необходимость
соблюдения здорового образа жизни в единстве его
составляющих: физического, психического и
социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность
человека на развитие и сохранение жизни, через
сострадание и милосердие как проявление высшей
человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность
научного познания как части культуры
человечества, разума, понимания сущности бытия,
мироздания.
Ценность семьи как первой и самой
значимой для развития ребёнка социальной и
образовательной среды, обеспечивающей
преемственность культурных традиций народов
России от поколения к поколению и тем самым
жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как
естественного условия человеческой жизни,
состояния нормального человеческого
существования.
Ценность свободы как свободы выбора
человеком своих мыслей и поступков образа жизни,
но свободы, естественно ограниченной нормами,
правилами, законами общества, членом которого
всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как
признание прав и свобод человека, обладание
чувствами справедливости, милосердия, чести,
достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности –
осознание человеком себя как члена общества,
народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из
проявлений духовной зрелости человека,
выражающееся в любви к России, народу, малой
родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание
человеком себя как части мирового сообщества,
для существования и прогресса которого
необходимы мир, сотрудничество народов и
уважение к многообразию их культур.
V. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами освоения
учащимися содержания программы по физической
культуре являются следующие умения:
– активно включаться в общение и взаимодействие
со сверстниками на принципах уважения и
доброжелательности, взаимопомощи и
сопереживания;
– проявлять положительные качества личности и
управлять своими эмоциями в различных
(нестандартных) ситуациях и условиях;
– проявлять дисциплинированность, трудолюбие и
упорство в достижении поставленных целей;
– оказывать бескорыстную помощь своим
сверстникам, находить с ними общий язык и общие
интересы.
Метапредметными результатами
освоения учащимися содержания программы по
физической культуре являются следующие умения:
– характеризовать явления (действия и поступки),
давать им объективную оценку на основе освоенных
знаний и имеющегося опыта;
– находить ошибки при выполнении учебных
заданий, отбирать способы их исправления;
– общаться и взаимодействовать со сверстниками
на принципах взаимоуважения и взаимопомощи,
дружбы и толерантности;
– обеспечивать защиту и сохранность природы во
время активного отдыха и занятий физической
культурой;
– организовывать самостоятельную деятельность
с учётом требований её безопасности, сохранности
инвентаря и оборудования, организации места
занятий;
– планировать собственную деятельность,
распределять нагрузку и отдых в процессе ее
выполнения;
– анализировать и объективно оценивать
результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;
– видеть красоту движений, выделять и
обосновывать эстетические признаки в движениях
и передвижениях человека;
– оценивать красоту телосложения и осанки,
сравнивать их с эталонными образцами;
– управлять эмоциями при общении со
сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
– технически правильно выполнять двигательные
действия из базовых видов спорта, использовать
их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения
учащимися содержания программы по физической
культуре являются следующие умения:
– планировать занятия физическими упражнениями
в режиме дня, организовывать отдых и досуг с
использованием средств физической культуры;
– излагать факты истории развития физической
культуры, характеризовать её роль и значение в
жизнедеятельности человека, связь с трудовой и
военной деятельностью;
– представлять физическую культуру как средство
укрепления здоровья, физического развития и
физической подготовки человека;
– измерять (познавать) индивидуальные
показатели физического развития (длину и массу
тела), развития основных физических качеств;
– оказывать посильную помощь и моральную
поддержку сверстникам при выполнении учебных
заданий, доброжелательно и уважительно
объяснять ошибки и способы их устранения;
– организовывать и проводить со сверстниками
подвижные игры и элементы соревнований,
осуществлять их объективное судейство;
– бережно обращаться с инвентарём и
оборудованием, соблюдать требования техники
безопасности к местам проведения;
– организовывать и проводить занятия физической
культурой с разной целевой направленностью,
подбирать для них физические упражнения и
выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
– характеризовать физическую нагрузку по
показателю частоты пульса, регулировать её
напряжённость во время занятий по развитию
физических качеств;
– взаимодействовать со сверстниками по правилам
проведения подвижных игр и соревнований;
– в доступной форме объяснять правила (технику)
выполнения двигательных действий, анализировать
и находить ошибки, эффективно их исправлять;
– подавать строевые команды, вести подсчёт при
выполнении общеразвивающих упражнений;
– находить отличительные особенности в
выполнении двигательного действия разными
учениками, выделять отличительные признаки и
элементы;
– выполнять акробатические и гимнастические
комбинации на необходимом техничном уровне,
характеризовать признаки техничного исполнения;
– выполнять технические действия из базовых
видов спорта, применять их в игровой и
соревновательной деятельности;
– применять жизненно важные двигательные навыки
и умения различными способами, в различных
изменяющихся, вариативных условиях.
По окончании курса «Физическая культура»
проводится аттестация учащихся, содержание
которой включает в себя учебные задания,
разрабатываемые в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного
стандарта общего образования и настоящей
примерной программой.
VI. Перечень разделов (тем) программы (Приложение 1)
VII. CОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 класс
Знания о физической культуре (3 чача)
Возникновение первых спортивных соревнований.
Появление мяча, упражнений и игр с мячом. История
зарождения древних Олимпийских игр. Физические
упражнения, их отличие от естественных движений.
Основные физические качества: сила, быстрота,
выносливость, гибкость, равновесие. Закаливание
организма (обтирание).
Легкая атлетика (24часа)
Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и
ускорением, с изменяющимся направлением
движения (змейкой, по кругу, спиной вперед), из
разных исходных положений и с разным положением
рук, равномерный бег с последующим ускорением,
челночный бег 3 х 10 м, бег с изменением частоты
шагов.
Броски большого мяча снизу из положения стоя и
сидя из-за головы.
Метание малого мяча на дальность из-за головы.
Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 100°, по
разметкам, через препятствия; в высоту с прямого
разбега; со скакалкой.
Способы физкультурной деятельности (3 часа)
Выполнение утренней зарядки и гимнастики под
музыку; проведение закаливающих процедур;
выполнение упражнений, развивающих быстроту и
равновесие, совершенствующих точность броска
малого мяча. Подвижные игры и занятия
физическими упражнениями во время прогулок.
Измерение длины и массы тела.
Физкультурно-оздоровительная деятельность
(2часа)
Физическое совершенствование
организма.Комплексы физических упражнений
для профилактики и коррекции нарушений
осанки. Комплексы дыхательных упражнений.
Гимнастика для глаз.
Подвижные игры (34 часов)
На материале раздела «Гимнастика с основами
акробатики»: «Волна», «Неудобный бросок»,
«Конники-спортсмены», «Отгадай, чей голос», «Что
изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати
быстрее мяч», эстафеты типа: «Веревочка под
ногами», «Эстафеты с обручами».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Точно в
мишень», «Вызов номеров», «Шишки – желуди –
орехи», «Невод», «Заяц без дома», «Пустое место»,
«Мяч соседу», «Космонавты», «Мышеловка».
На материале раздела «Лыжные гонки»: «Проехать
через ворота», «Слалом на санках», «Спуск с
поворотом», «Подними предмет» (на санках), «Кто
быстрее взойдет на горку», «Кто дальше скатится с
горки» (на лыжах).
На материале раздела «Спортивные игры»:
Футбол: остановка катящегося мяча; ведение мяча
внутренней и внешней частью подъема по прямой, по
дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с
обводкой стоек; остановка катящегося мяча
внутренней частью стопы; подвижные игры: «Гонка
мячей», «Метко в цель», «Слалом с мячом»,
«Футбольный бильярд», «Бросок ногой».
Баскетбол: специальные передвижения без мяча в
стойке баскетболиста, приставными шагами правым
и левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге
и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по
дуге, с остановками по сигналу; подвижные игры:
«Мяч среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в
колонне».
Волейбол: подводящие упражнения для обучения
прямой нижней и боковой подаче; специальные
движения — подбрасывание мяча на заданную
высоту и расстояние от туловища; подвижные игры:
«Волна», «Неудобный бросок».
– Общеразвивающие физические упражнения
на материале гимнастики с основами акробатики,
легкой атлетики, лыжной подготовки, подвижных и
спортивных игр: развитие гибкости, координации,
быстроты, выносливости, силовых способностей,
формирование осанки.
Гимнастика с основами акробатики (16 часов)
Организующие команды и приемы: повороты кругом с
разделением по команде «Кругом! Раз-два»;
перестроение по двое в шеренге и колонне;
передвижение в колонне с разной дистанцией и
темпом, по «диагонали» и «противоходом».
построение в шеренгу и колонну; выполнение
основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение
команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На
месте стой!»; размыкание в шеренге и колонне на
месте; построение в круг колонной и шеренгой;
повороты на месте налево и направо по командам
«Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание
приставными шагами в шеренге.
Акробатические упражнения из положения лежа на
спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив
ноги); кувырок вперед в группировке; из стойки на
лопатках полупереворот назад в стойку на
коленях.
Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа,
согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, углом);
группировка из положения лежа и раскачивание в
плотной группировке (с помощью); перекаты назад
из седа в группировке и обратно (с помощью);
перекаты из упора присев назад и боком.
Гимнастические упражнения прикладного
характера: танцевальные упражнения, упражнения
на низкой перекладине — вис на согнутых руках,
вис стоя спереди, сзади, зависом одной, двумя
ногами.
Лыжные гонки (20 часов)
Организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!»,
«Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи
становись!»; переноска лыж на плече и под рукой;
передвижение в колонне с лыжами.
Передвижения на лыжах: попеременный двухшажный
ход.
Спуски в основной стойке.
Подъемы ступающим и скользящим шагом.
Подъем «лесенкой».
Торможение «плугом».
Содержание программы регионального
компонента – 3 ч
3 класс
Знания о физической культуре (3 часа)
Физическая культура у народов Древней Руси.
Связь физических упражнений с трудовой
деятельностью. Виды физических упражнений
(подводящие, общеразвивающие, соревновательные).
Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол.
Физическая нагрузка и ее влияние на частоту
сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание
организма (обливание, душ).
Легкая атлетика (24 часа)
Сочетание различных видов ходьбы. Обычный бег
с ускорением от 10 до 20 м. Бег с максимальной
скоростью (60 м). Кроссовая подготовка.
Развитие скоростных способностей. Бег на
результат (30м). Равномерный бег до 4 мин., до 6 мин.
Эстафеты с бегом на скорость.
Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 180°, по
разметкам, через препятствия; в высоту с прямого
разбега; со скакалкой. Прыжки в длину и высоту с
прямого разбега, согнув ноги. Многоскоки.
Метание малого мяча в горизонтальную цель
с расстояния 4, 6 м Броски большого мяча.
Метание набивного мяча из разных положений.
Метание набивного мяча вперёд-вверх на дальность
и на заданное расстояние
Способы физкультурной деятельности (3 часа)
Составление сравнительной таблицы (1-2-3 класс)
с основными физиологическими показателями (рост,
вес, объём груди, окружность головы и др.)
Освоение комплексов общеразвивающих физических
упражнений для развития основных физических
качеств. Составление режима дня. Комплексы
упражнений для развития основных физических
качеств. Организация и проведение подвижных игр.
Соблюдение правил игры.
Физкультурно-оздоровительная деятельность
(2 часа)
Комплексы физических упражнений для утренней
зарядки, физкультминуток.Комплексы дыхательных
упражнений. Гимнастика для глаз.
Подвижные игры (36 часов)
На материале раздела «Гимнастика с основами
акробатики»: «Парашютисты», «Догонялки на
марше», «Увертывайся от мяча».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Защита
укрепления», «Стрелки», «Круговая лапта», «Кто
дальше прыгнет», «Охотники и утки», «Кто
дальше бросит», «Ловишка, поймай ленту»,
«Метатели».
На материале раздела «Лыжная подготовка»:
«Быстрый лыжник», «За мной»,«Удержи равновесие».
На материале спортивных игр:
Футбол: удар ногой с разбега по неподвижному и
катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной
1,5 м, длиной до 7 – 8 м) и вертикальную (полоса
шириной 2 м, длиной 7 – 8 м) мишень; ведение мяча
между предметами и с обводкой предметов;
подвижные игры: «Передал — садись», «Передай мяч
головой».
Баскетбол: специальные передвижения, остановка
прыжком с двух шагов, ведение мяча в движении
вокруг стоек («змейкой»), ловля и передача мяча
двумя руками от груди; бросок мяча с места;
подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка
баскетбольных мячей», «Мяч капитану»,«Вызов
номеров с мячом», « Кто быстрее?», «Борьба за
мяч». Эстафеты.
Волейбол: стойка, перемещения игрока. Ловля
и передача мяча в движении. Прием мяча снизу
двумя руками; передача мяча сверху двумя руками
вперед-вверх; нижняя прямая подача; подвижные
игры: «Не давай мяча водящему», «Круговая
лапта».«Увертывайся от мяча»,«Мяч ловцу», «Кто
дальше бросит?», «Снайпер», «Пионербол»–
правила, судейство.
Гимнастика с основами акробатики (16 часов)
Гимнастические упражнения прикладного
характера: лазанье по канату (3 м) в два и три
приема; передвижения и повороты на
гимнастическом бревне.
Организующие команды и приемы: построение в
шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по
команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!»,
«Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!»;
размыкание в шеренге и колонне на месте;
построение в круг колонной и шеренгой; повороты
на месте налево и направо по командам «Налево!» и
«Направо!»; размыкание и смыкание приставными
шагами в шеренге.
Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа,
согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, углом);
группировка из положения лежа и раскачивание в
плотной группировке (с помощью); перекаты назад
из седа в группировке и обратно (с помощью);
перекаты из упора присев назад и боком, мост из
положения лежа на спине. Стойка на лопатках.
Лазание по наклонной скамейке в упоре лёжа,
подтягиваясь руками. Перелезание через
гимнастического коня. Лазание по канату
Лыжные гонки (18 часов)
Температурные нормы, одежда, обувь. Переноска и
одевание лыж. Скользящий шаг и поворот
переступанием с продвижением вперед.
Организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!»,
«Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи
становись!»; переноска лыж на плече и под рукой;
передвижение в колонне с лыжами.
Передвижения на лыжах ступающим и скользящим
шагом. Одноопорное скольжение – обучение
позднему переносу массы тела на маховую ногу.
Попеременный двухшажный ход–обучение движению
рук за бедро, согласованности движений рук и ног
с большой амплитудой. Прохождение дистанции до 1,5
км. Эстафеты на лыжах и без лыж. Игра «Старт
шеренгами», «Кто быстрее?», «Удержи равновесие».
Поворот переступанием с продвижением вперед.
Повороты переступанием на месте.
Спуски в основной стойке.
Спуск в стойке устойчивости с выдвижением одной
ноги.
Подъем «лесенкой».
Подъемы ступающим и скользящим шагом.
Торможение падением.
Передвижения на лыжах: одновременный двухшажный
ход, чередование одновременного двухшажного с
попеременным двухшажным.
Поворот переступанием.
Содержание программы регионального компонента – 11 ч
4 класс
Знания о физической культуре (3 часа)
Знакомство с предметом «Физическая культура».
Значимость физической культуры в жизни человека.
Правила поведения на уроке физической культуры.
Подбор одежды, обуви и инвентаря. Подвижные
игры и их влияние на физическое
развитие человека. Подвижные игры и их
влияние на физическое развитие человека. Из
истории физической культуры. История появления
физических упражнений. Важность физической
культуры в развитии человечества.
Способы физкультурной деятельности (3 ч.)
Составление режима дня. Выполнение
комплексов упражнений для развития основных
физических качеств; проведение оздоровительных
мероприятий в режиме дня. Организация и
проведение подвижных игр (на спортивных
площадках и в спортивных залах).
Соблюдение правил в игре. Измерение длины
и массы тела, показателей осанки и физических
качеств. Измерение частоты сердечных сокращений
во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные наблюдения за физическим
развитием и физической подготовленностью.
Физкультурно-оздоровительная деятельность
(2 ч.)
Комплексы физических упражнений для утренней
зарядки, физкультминуток. Комплексы упражнений
на развитие физических качеств. Гимнастика для
глаз. Игра на внимание, силу, ловкость и
координацию.
Лёгкая атлетика (25)
Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 180°, по
разметкам, через препятствия; в высоту с прямого
разбега; со скакалкой. Прыжки в длину и высоту с
прямого разбега, согнув ноги. Прыжки в длину с
места, с разбега, по разметкам, с точным
приземлением. «Кто дальше прыгнет?». Бег с
изменением длины и частоты шагов, с преодолением
3-4 препятствий, приставными шагами, с
захлестыванием голени назад. Равномерный
медленный бег до 6 минут – развитие выносливости.
Бег на короткие дистанции до 60 м – развитие
скоростных способностей. Эстафетный бег,
передача эст. палочки. «Встречная эстафета»
расстояние до 50 м. Прыжки в длину с места, с
разбега, по разметкам, с точным приземлением.
«Кто дальше прыгнет?». Метание малого мяча в
горизонтальную цель с расстояния 5 – 6метров с
места и с разбега. Метание мяча на дальность.
Упражнение с набивными мячами. «Точно в
цель».
Подвижные игры с элементами спорта (23 часа)
Подвижные игры на основе баскетбола (10ч)
Ведение мяча в движении, передачи в парах,
броски по кольцу с различных точек площадки,
эстафеты с мячами.
«Мяч ловцу», «Мяч капитану», «Кто быстрее?»,
«Вызов номеров с мячами», «Попади в кольцо»,
«Гонка баскетбольных мячей», «Мини-баскетбол»,
«Борьба за мяч».
Подвижные игры на основе волейбола (13ч)
«Снайпер», «Пионербол», «Не давай мяч водящему», «Мяч в воздухе».
Гимнастика с основами акробатики (16 часов)
Акробатика. Строевые упражнения. Упражнения в равновесии
Ходьба по бревну на носках. Развитие ОРУ. Мост (с помощью и самостоятельно). Кувырок вперёд, кувырок назад. Кувырок назад и перекат, стойка на лопатках. Выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!».
Висы
ОРУ с гимнастической палкой. ОРУ с обручами. Вис завесом, вис на согнутых руках, согнув ноги. На гимнастической стенке вис прогнувшись, поднимание ног в висе, подтягивания в висе. Эстафеты. Подвижные игры. Развитие силовых качеств.
Опорный прыжок, лазание по канату
ОРУ в движении. Лазание по канату. Перелезание через препятствие. Опорный прыжок на горку матов. Вскок в упор на коленях, соскок со взмахом рук. Подвижные игры. Развитие скоростно-силовых качеств.
Лыжная подготовка (18 часов)
Передвижение на лыжах разными способами.
Повороты; спуски; подъёмы; торможение. ТБ.
Развитие координационных способностей.
Подвижные игры. Соревнования
Передвижения на лыжах ступающим и скользящим
шагом.
Повороты переступанием на месте.
Спуск в низкой стойке – обучение.
Спуски в основной стойке.
Подъемы ступающим и скользящим шагом.
Торможение «плугом».
Подъем «лесенкой» наискось опираясь на палки,
подъем «полуёлочкой» и «елочкой».
Передвижения на лыжах: одновременный двухшажный
ход, чередование одновременного двухшажного с
попеременным двухшажным.
Поворот переступанием.
Преодоление бугров, впадин, препятствий.
Подвижные игры (12 часов)
ОРУ с обручами. ОРУ в движении. ОРУ с мячами.
Подвижные игры. Спортивные игры. Эстафеты.
Эстафеты с мячами. Эстафеты с обручами. Эстафеты
с гимнастическими палками. Развитие
скоростно-силовых способностей.
Развитие сообразительности, ловкости, быстроты
реакции, чувства товарищества, ответственности,
активности каждого ребёнка. Подвижные
игры и мероприятия
соревновательного характера носят, прежде
всего, воспитательный характер и помогают
учащимся закрепить знания и умения, полученные
на уроках по физической культуре.
Содержание программы регионального
компонента –11 ч
VIII. Система оценки достижения планируемых результатов (Приложение 2).
IX. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения:
- Музыкальный центр.
- Аудиозаписи
- Перекладина гимнастическая (пристеночная).
- Стенка гимнастическая.
- Скамейка гимнастическая жёсткая (2м; 4м).
- Комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты).
- Мячи: набивной 1 и 2 кг, мяч малый (теннисный), мяч малый (мягкий), мячи баскетбольные, волейбольные, футбольные.
- Палка гимнастическая.
- Скакалка детская.
- Мат гимнастический.
- Коврики: гимнастические, массажные.
- Кегли.
- Обруч пластиковый детский.
- Флажки: разметочные с опорой, стартовые.
- Лента финишная.
- Рулетка измерительная.
- Щит баскетбольный тренировочный.
- Сетка для переноса и хранения мячей
- Жилетки игровые с номерами.
- Волейбольная стойка универсальная.
- Сетка волейбольная.
- Аптечка
- Контейнер с комплектом игрового инвентаря
Список литературы:
1. Внеурочная деятельность учащихся. Лёгкая
атлетика: пособие для учителей и методистов / Г.А.
Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В.Маслов.– М.:
Просвещение, 2011.–93с.: ил.– (Работаем по новым
стандартам).
2. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья
1-5 классы», Н.И.Дереклеева; Москва: «ВАКО», 2007.
3. «Дружить со спортом и игрой», Г.П.Попова;
Волгоград: «Учитель», 2008.
4. «Зимние подвижные игры 1-4 классы»,
А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО», 2009.
5.«Комплексная программа физического воспитания
1-11 классы», В.И.Лях, А.А.Зданевич; Москва:
«Просвещение», 2010.
6. «Подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев;
Москва: «ВАКО», 2007г.
7. Примерные программы по учебным предметам.
Начальная школа. В 2ч. Ч.2.– 4-е изд., перераб.– М.:
Просвещение, 2011.– 231с.– (Стандарты второго
поколения).
8. «Справочник учителя физической культуры»,
П.А.Киселев, С.Б.Киселева; – Волгоград: «Учитель»,
2008.
9. Егоров Б.Б. Физическая культура. Учебник для
начальной школы. Книга 1 (1-2,3-4 классы)/ Б.Б.
Егоров, Ю.Е. Пересадина – М.: Баласс, 2011. –
80с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»)
10. Материалы официального сайта Образовательной
системы «Школа 2100». – Режим доступа: http://www.school2100.ru
11. Образовательная система «Школа 2100».
Федеральный государственный образовательный
стандарт. Примерные основные образовательные
программы. В 2 кн. Кн. 2. Программы отдельных
предметов (курсов) для начальной школы / под науч.
ред. Д. И. Фильдштейна. – Изд. 2-е, испр. М.: Баласс,
2011.
12. Степанова О.А. Подвижные игры и физминутки в
начальной школе. (Методическое
13. «Физкультура в начальной школе»,
Г.П.Болонов; Москва: «ТЦ Сфера»,2005.
14. Физическая культура в начальных классах. – М.:
Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2001.– 176с.– (Библиотека
учителя начальной школы).